Взлёты и падения горнодобывающей отрасли Финляндии

Jul 25, 2012 11:40


Пару раз, один в отпуске летом и один по работе зимой, проезжал я по сравнительно малолюдной территории Вуолийоки - это в прошлом самостоятельное сельское муниципальное образование к югу от озера Оулуярви. Сегодня весь уезд административно входит в состав города Каяни.

Сегодня немногочисленные жители Вуолийоки в основном заняты в сельском и лесном хозяйстве и обслуживанием туристов. В популярные у европейцев кемпинги на живописном острове Манамансало можно попасть с помощью бесплатной паромной переправы.

На снимке запечатлен каменный приходский храм Вуолийоки, построенный в 1906 году.
Первую приличную дорогу в эти отдалённые края власти провели лишь в 1946 году. А в 1952 году до посёлка Отанмяки была проложена железнодорожная ветка.

В течение трёх десятков лет в Отанмяки наблюдался своеобразный промышленный бум: с 1953 по 1985 год здесь работали рудник и обогатительная фабрика, а значит требовались и рабочие руки. Именно тогда и возник по тем меркам суперсовременный посёлок городского типа, обеспечивавший семьи работников недорогими благоустроенными квартирами.


Магнитную аномалию и относящуюся к ней железную руду в районе Вуолийоки геологи обнаружили ещё в 1938 году. В послевоенные годы при государственной поддержке было создано акционерное общество Otanmäki Oy, которое начало добывать магнетит, ильменит и ванадий. В 1968 году компания была поглощена Rautaruukki Oy.

Всего за годы эксплуатации рудника из недр земли были извлечены 33 миллиона тонн породы, из которой после переработки получены 7,6 млн тонн железистого концентрата, 3,8 млн тонн ильменита и 55 545 тонн пятиокиси ванадия.

Ильменит - это соединение Fe2+TiO3, достаточно выгодное сырьё, крупные перспективные месторождения которого разрабатываются и в России. Назван минерал получил от Ильменских гор в районе Миасса.

Ныне бывший когда-то передовым посёлок представляет собой полузаброшенного вида жилые кварталы, где в старом панельном доме можно при желании купить квартиру-двушку за 10 000 евро, а трёшку - за 15 000.


После закрытия нерентабельного рудника и фабрики в то время ещё государственная компания Rautaruukki с целью обеспечения занятости части населения основала там же вагоностроительный завод, несколько лет поставлявший в СССР подвижной состав (двухъярусные вагоны-автомобилевозы и высококачественные хопперы с нержавеющим кузовом из легированной стали).

Ныне это машиностроительный завод компании Transtech, который выпускает в том числе новые сочлененные трамваи для Хельсинки и алюминиевые двухэтажные пассажирские вагоны для финских железных дорог, а также ремонтирует вагоны хельсинкского метро и трамваи.

Несмотря на мировой финансовый кризис примерно с 2010 года в Финляндии в области добычи полезных ископаемых начался небывалый бум инвестиций. Одних только золотых рудников уже пять штук работают, и ещё три или четыре в стадии строительства. Впрочем, с золотом и прочими драгметаллами всё понятно, причина тому именно их резко растущая стоимость относительно необеспеченных бумажных валют. Но инвесторов привлекает не только добыча финского золота, серебра и платины. Так, стартовавшая с золотых рудников горнодобывающая компания Endomines планирует начать разработку месторождения ильменита в посёлке Кялвия (муниципалитет г. Коккола).

Что же касается железной руды, то наиболее перспективный проект сейчас вовсю реализуется вдали от Отанмяки, в финском и шведском заполярье (Kaunisvaara в Швеции около городка Паяла). В финской Лапландии планируется реконструировать заброшенные в 1990 году компанией Rautaruukki Oy железо-медные рудники Ханнукайнен (муниципалитет Колари). Общие рудные запасы Ханнукайнена не менее 200 млн тонн (ранее разведанные - 85 млн т.), содержание железа порядка 40%. Сопутствующие минералы - медь, кобальт, золото (ок. 0,9 г/т). Основное направление - производство железного окатыша (до 2 млн тонн в год) и медно-золотого концентрата (ок. 60 000 тонн в год). Зарегистрированная в Люксембурге компания Northland Resources набирает людей на работу.

география, север, история, перспективы, Лапландия, транспорт, золото, работа, железная дорога, рынок труда, техника, Финляндия, экономика

Previous post Next post
Up