Наука и жизнь

May 17, 2011 11:50




( Все обложки журнала "Знание - сила" с 1926 года )

Михаил Богданов о знаниях и образовании



Фантасмогории Оруэлла казались чем-то несбыточным еще совсем недавно, но сегодня мы становимся участниками процесса целенаправленного строительства этого общества. И первым признаком такого строительства стало ограничение доступа к Знаниям. Причем Знание стало не просто товаром - оно стало способом управления, способом манипуляции людьми друг другом. При этом подлинное Знание искусственно делается сложно доступным: специалист теперь знает только то, что ему «положено» и не может решить задачу, выходящую за рамки его «компетенции», а «ученый» покупает себе диплом «ученого».

Цель этого человека -- не развитие науки и поиск истины, а вступление в «касту посвященных» и повышение собственного благосостояния за счет наличия большого числа купленных регалий. Лишь небольшому кругу лиц, вхожих в элиту, открыта дорога к Знаниям и то только с одной целью - управлять «массовкой», разрабатывать новые способы управления и удерживать численность и качество народонаселения на нужном и безопасном для элиты уровне. Именно поэтому в сегодняшней системе образования ценность академических Знаний подменена ценностью «представлений о мире», подлинные умения и навыки - неопределенными «компетенциями», а содержательное Знаниями звание «специалист» -- непонятным и пустым в своей сущности титулом «магистр» или «бакалавр». Выпускники школы сегодня имеют урывочные «представления» о мире, а выпускники ВУЗов, в массе своей, лишь бумажку о том, что они имеют «представление» о профессии.

При этом ошибочно думать, что разнообразие учебных заведений, учебных программ, развитие интернета и информационных технологий делает подлинное Знание доступным любому и каждому и что любой и каждый может при желании освоить его. Поставив себе задачу получить серьезное образование или найти ценные сведения по интересующему вопросу, мы сразу натыкаемся на ограничения, накладываемые бизнесом и авторским законодательством, защищающим, кстати, вовсе не автора, а владельца прав на знание или информацию. Вся сколько-нибудь ценная информация в современном мире доступна только за деньги или для ограниченного использования. Это и есть «цивилизованный» способ ограничения доступа к Знаниям. -- [ Знания как цель и смысл образования ]



Сниженный уровень образования в стране - это способ её “гуманистической” постановки в зависимость от “более развитых” (обладающих знаниями и нужным числом “умных голов”) стран или надгосударственных институтов. Это надо четко понимать и рассматривать все слова реформаторов с этой точки зрения, тем более, что они и не скрывают своих намерений.

И раз уж Россия интересует наших “зарубежных партнеров” только в качестве источника их благополучия (что вполне естественно для их “корсарской” ментальности), перед идеологическими руководителями отрасли образования, связанными, кстати, “с нашими партнерами” давними и крепкими обязательствами, стоит задача сделать все от них зависящее, чтобы понизить общий образовательный уровень в России, вогнать её в “боллонский процесс”, построить дуальную систему из доступного массового, но низкоуровневого образования с одной стороны, и элитарного образования, формирующего ограниченную прослойку национального “истеблишмента”, с другой. -- [ Политика и образование - кто кого? ]

После вступления России в ВТО, в контексте мирового разделения труда задачи российской экономики упростятся до умения крутить гайки и подметать полы, а по либеральной концепции - образование должно соответствовать исполняемой функции, не более того. Заметьте, о чем постоянно говорят сегодня высокие начальники: стране нужны рабочие! Сразу возникают вопросы - какой именно стране, сколько и каких именно «рабочих» надо готовить в век инновационных технологий?? Но не отвечая на эти вопросы, нам уже объявили, что государственных ВУЗов в России будет всего две сотни (83 региона: получается в среднем по два - три ВУЗа на 2 миллиона жителей.)

Логика превращения России в страну обслуги глобальной экономики подтверждается всей деятельностью Министерства образования, которое последовательно выстраивает на протяжении последних двух десятков лет потрясающе гибкую систему реагирования на нужды «рынка» со стороны системы отечественного образования.

При этом следует вспомнить, что курировал и даже финансировал разработку реализуемых сегодня программ в области образования еще совсем недавно... МБР (международный банк развития). Кредиты этой международной организации, выданные под наши же государственные гарантии, дали возможность получателям этих денег - «аналитикам» из ГУ ВШЭ , Национального фонда подготовки кадров и ряда других супер «научных школ», пролоббировать реализуемую сегодня «образовательную доктрину». Результатом этой «научной деятельности» стали ЕГЭ, «подушевое финансирование», «новые образовательные стандарты», вакханалия с учебниками и учебными программами, вхождение страны в боллонский процесс и прочее и прочее. -- [ Образование: достояние народа или бизнес? ]

обскурация, просвещение, чтиво, перспективы, цивилизация, неполиткорректное, власть, культура

Previous post Next post
Up