Aug 09, 2012 15:45
Открыв сайт vk.com ещё лежа в кровати, хотя на часах уже был полдень, встретил статус "ох петр фоменко" от Виктории Иус, человека в культурных вкусах и предпочтениях близкого и авторитетного. Пока палец прокручивал по touchpadу ленту вниз, буквально за пару секунд проскочило много мыслей скорых, самой оформленной и бытовой являлась, что, видимо, Виктория, будучи на даче в районе Петушков, посмотрела ночью телеверсию какого-то спектакля студии, который произвел впечатление на нее. Из менее ясных в голове были в основном собственные секундные рефлексии связанные с театром. Все же закончилось чуть ниже, когда со ссылкой на новостной портал mail.ru я увидел топик, гласящий о смерти Петра Фоменко. Почему-то рука сразу потянулась к закладке сайта ИД "Коммерсант" и пару секунд, пока руки исполняли это действие в голове ещё таилась какая-то надежда, основывающаяся на воспоминаниях о неком желтоватом оттенке всего что связано с mail.ru.
Коммерсант не спас.
Я очень мало раз был в театре. После посещения по разу многих именитых театров даже решил, что это не мое. Потому что не впечатляло абсолютно. Потому что к концу первого часа начинал думать, где бы мне утолить голод сразу после окончания спектакля, после того как мой желудок, начинал славить победу теории Мпслоу.
Ещё в школьные годы, когда организовывались выезды в разного рода драмтеатры областных городов, расположенных в паре часов езды, маман почему-то все время ставила мягкий запрет и говорила, что в театре очень важно первое посещение. Оно вроде как влияет на ваши дальнейшие отношения. И что же. Приехав учиться в Москву я попал на "Лес" К. Серебренникова и, черт возьми, все те же мысли о еде в определенные моменты. Таких походов в театры с звучными именами было ещё несколько, однако все было безрезультатно. Стоит отметить, что единственное что понравилось был спектакль "жизнь удалась" в Практике.
Ещё есть воспоминание о том, как на одной из первых лекций в университете, когда новоиспеченные студенты ещё совсем неугомонны перед началом лекции, профессор Н. Н. Ефремова сказала, что между рядами надо запускать кого-нибудь со словами "Тихо..Тихо..Тихо..". Сказала, что такой метод она встретила в студии Петра Фоменко на днях, где перед началом "Семейного счастья" одна из актрис пробегает между зрительских рядов с аналогичным призывом. А потом профессор добавила невзначай, что, мол, запомните дети, "на Фоменко надо ходить".
На Фоменко я так и ни разу не сходил. Хотя был наслышан, что там все немного отлично от остальной московской театральной среды. Думаю, что догадки этого есть уже даже при заходе на главный сайт студии. Какая-то абсолютная демократичность и простота. Фотография трупы сделана словно они проходили где-то мимо и тут их поймал Петр Наумович и сказал, что, мол, а давай-ка сфотографируемся все вместе наконец...ну да-да, прямо сейчас...пойдем же. Отсутствие какой-то элитарности и пафоса, который встречается на каждом шагу и этапе взаимодействия с другими большими театрами Москвы, возможно, отсутствует.
На Фоменко я так ни разу и не сходил. Однако примерно год назад будучи дома встретил на Культуре творческий вечер, посвященный Петру Наумовичу Фоменко. Какая-то безумная атмосфера все той же простоты и радости царила там. Сам Фоменко показался безумно приятным стариком, сохранившим ребяческий задор в отношении всего что он рассказывал и рассказывали о нем. Что-то наверное было влекущие в этих седых усах и густых бровях. Что-то такое, чего боятся при первом взгляде дети, но потом с радостью влюбляются, находя в этом что-то близкое себе. Все это огромное обаяние было заметно и в жизни с первого взгляда. Мне все же удалось попасть в "мир Фоменко". Это был замечательный предпремьерный показ спектакля "Заходите-заходите" по мотивам романа Меира Шалева, поставленный Юрием Батуриным под руководством самого Петра Наумовича. И это действительно совсем другое...
Оттого ли, что не успел или не захотел окунуться при жизни великого Петра Фоменко в ту атмосферу, которую он создал на набережной Тараса Шевченко или скорее оттого, что просто ушел человек, весь свет, доброта и обаяние которого были видны при непродолжительном взгляде не него, на глазах наворачивались слезы в тот самый полдень 9 августа 2012 года, когда открыл ленту новостей.