Оригинал взят у
20_00 в
Вспомнить всё В связи с
недавней новостью об очередном конфликте православного фундаменталиста с иноверцами, опубликованной пользователем
renryo, мне показалось небезынтересным подытожить события последних лет, связанные с защитой религиозных чувств в России.
Я постарался включить в нижеприведенный список только те известные нам случаи, в которых церковной и околоцерковной общественности удавалось успешно навязать свои культурные нормы окружающему обществу, согражданам и/или властям.
В него, следовательно, не входят истории которые (пока) не приводят ни к каким административным/правовым последствиям, такие как
боевые рейды идиотов в научные музеи или
нападки православных радикалов на государственный Эрмитаж.
Также в данный список не входят случаи судебного преследования физических лиц за инакомыслие, общественную деятельность или критические публицистические статьи, такие как дело против Дмитрия Лебедева,
осужденного за колдовство,
дело журналиста Образцова или
блогера Ефремова. Этим двум категориям логично посвятить отдельные списки.
Вряд ли представленный список учтет всё без исключения, поэтому я буду рад любым дополнениям. Каждый пункт снабжен основным, а иногда - дополнительными пруфами по теме.
Итак, за последние годы мы стали свидетелями следующих побед духовности:
1.
Запрет местной епархии проводить предварительно согласованный с мэрией праздник "Проводы зимы" . Омск.
2.
Запрет использования сказочных образов на традиционном дне Нептуна. Фактически, срыв мероприятия. Борьба касалась также ночи Ивана Купалы и
традиций дня ВМФ. Воронеж +...
3. Борьба с Хэллоуином и некоторым другим культурным импортом. Подробный пост об истории непримиримой борьбы, с анализом аргументации фундаменталистов от
tvm2008,
публиковался в январе. Рекомендую его интересующимся темой, а в наш список попадает конечно
срыв празднования Хэллоуина депутатом Милоновым. Купчино. Были ли попытки организации праздника потом, мне неизвестно.
4.
Разгром выставки "Осторожно, религия!" с ее последующим срывом и преследованием организаторов. Погромщики избежали ответственности, на потерпевших впоследствии был наложен штраф. Фоторепортаж
тут. Москва.
4.1. Примечание. Нужно упомянуть нашумевшую выставку
"Запретное искусство-2006", по итогам которой было возбуждено несколько уголовных дел (
пример), однако она не была сорвана и прошла в полном объеме.
5.
Запрет празднования 1 мая 2013 года администрацией Павловского района Краснодарского края (народные гуляния, ярмарка) по причине совпадения с страстной неделей великого поста. Местный митрополит дополнительно сообщил, что "Не должно быть так, чтобы одни веселись в то время, когда другие скорбят".
6.
Срыв (фактический запрет) ежегодной новосибирской Монстрации в 2015 году. Новосибирск.
7. Срывы или запреты концертов.
Cradle of Filth в Новосибирске.
Behemoth в Екатеринбурге.
Cannibal Corpse в Москве, Петербурге, Уфе, Нижнем Новогороде. Мерлин Мэнсон в
Москве (путем сообщения о бомбе и закидывания яйцами) и срыв
в Новосибирске.
В этом пункте, с точки зрения будущих выводов, важно напомнить читателям
об одобрении патриархом незаконных действий православных фундаменталистов по срыву концертов.
8. Сетевая цензура. Это отдельная большая тема, пожалуй, повод для составления особого списка. Применительно к нашей теме, она имеет два основных проявления: 1) правоприменение по пакету антиэкстремистских законов, судебное преследование физлиц за критику религиозных организаций (пример:
дело Дмитриева об антирелигиозных демотиваторах); 2) блокирование или воспрепятствование распространению публичной сатирической или критической информации по линии РКН (
пример №1,
пример №2, особо безобразный
пример №3, из которого следует, что РКН не утруждает себя соблюдением даже собственных законов). Я включил пункт о сетевой цензуре в список потому, что история её развития и законодательного воплощения, начиная с закона 2012 года
436-ФЗ, неразрывно связана с давлением клерикальных лоббистов на законодателей, в частности с деятельностью Лиги Без.Интернета, о которой можно узнать из
этого поста.
9. Еще один запрет концертов. Речь
о запрете выступлений широко известной в узких кругах группы "Ансамбль Христа Спасителя и Мать Сыра Земля". Совсем недавно задорный клип этих талантливых мастеров сатирического гротеска
публиковался в нашем сообществе, но вызвал непонимание у некоторых любителей попенять на зеркало. Они же, по моему мнению, стояли за срывами концертов в 2013 году.
10.
Отмена выставки "Иконы" в Петербурге после давления со стороны религиозных радикалов.
10.1.
Попытка срыва выставки "Духовная брань" в том же году. Провалилась.
11.
Срыв показа детской исламской моды в Ростове-на-Дону. Фигуранты все те же, но очевидно, что иноверцев они за граждан не считают.
12.
Запрет на установку в рекламных целях сказочного образа (Ока Саурона) после выступления по радио некоего А. Шемайера, предположившего, что в этом случае москвичи станут жертвой черного колдовства.
13.
Запрет ежегодно проводившегося ранее музыкального фестиваля "Солнечное сплетение" в Томской области.
14. Удавшиеся и неудавшиеся попытки срыва спектаклей. Некоторые (не все) примеры:
"Идеальный муж" и "Братья Карамазовы" в МХТ им. Чехова.
15.
Организация травли создателей фильма "Левиафан". По некоторым данным,
удалось сорвать прокат в Мурманске, поэтому пункт попадает в список.
16.
Тангейзер (о ситуации вокруг оперы рассуждает Андрей Звягинцев). Комментарии, как говорится, излишни. Первый случай (пусть меня поправят), когда фундаменталисты привлекли прокуратуру для регламентирования не только действий своих противников, но и - образа их мыслей, представлений, интерпретаций. И в этом смысле, на мой взгляд, история стала вторым переломным моментом (после дела Pussy Riot) в развитии
Сорокинской антиутопии, которое мы сейчас наблюдаем.
Какие выводы можно сделать из складывающейся печальной картины? На мой взгляд, главный вывод, с учетом широты палитры конфликтных ситуаций (включая даже государственные праздники), в том, что мы не можем больше рассматривать происходящее как внутренний межрелигиозный конфликт отдельных групп общества, а должны рассматривать его как затрагивающий общество в целом, как конфликт Церкви с обществом.
Это не конфликт православия и условного "не-православия", а конфликт религиозного фундаментализма с принципами современного гуманитарного права, положенными в основу (как минимум, теоретически) общественных отношений в Европе в целом. Включая конфликт с ратифицированными Россией Женевскими Конвенциями (о правах человека) и конфликт с федеральным законом о Свободе совести.
Фундаменталисты де-факто призывают к люстрации гражданских прав то одной, то другой группы лиц по признаку отношения к религии, или в силу того, что чьи-то культурные нормы или образ жизни отличаются от их собственных.
Эти права включают в себя возможность публично исповедовать религиозные взгляды, публично проводить обряды (так же, как это делают православные), устанавливать памятники по согласованию с местными чиновниками (так же, как это делают православные), проводить праздники, монстрации, ходить на концерты и т.д. Кто окажется жертвой в следующий раз - режиссер Кулябин или язычники, в данном контексте не имеет значения.
В подтверждение мысли, что именно церковь, а не отдельные маргинальные стайки внутри неё, противопоставляет себя обществу и его ценностям, сошлюсь на уже упомянутое
выступление гр. Гундяева,
слова одобрения от Алфеева в адрес организации Энтео,
мастер-классы по защите оскорбленных чувств, которые проводит Легойда, а также на два важнейших документа: 1) "
Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в отношении Церкви" и 2) "
Об опасности осквернения священных символов".
В сумме, изучение прямой речи лиц, традиционно претендующих на выступления от имени всей церкви в целом, документов, которые они подписывают, говорит нам о том, что солидарная стратегия заключается вовсе не в обороне от нападок "внешних", а в агрессивном наступлении на этих самых внешних, навязывании внешним представлений, взглядов, вкусов и культурной среды обитания. Поэтому, в нашей ситуации любая антиклерикальная риторика имеет оборонительный характер и строго обоснована принципами справедливости и нравственности.
В сущности, этой публики достаточно того, что вы - не один из них. Если общество не сумеет дать отпор распространению токсической, агрессивной "духовности" самого примитивного пошиба, то в считанные годы мы окажемся в реальности Владимира Сорокина. А потом и мусульмане подтянутся.
Им тоже хочется.