Dec 05, 2016 17:06
Заседание Клуба прошло 24 ноября. Обсуждалась книга В. Балашовой "Диана Спенсер" в серии ЖЗЛ. Следующее заседание состоится 8 декабря, в четверг, в ресторане "Старина Миллер". Начало в 19.00. Обсуждаться будет исторический роман Татьяны Беспаловой "Вязеская Голгофа". Вот сокращенный текст некоторых выступлений на обсуждении книги Виктории Балашовой:
Сергей Алексеев:
История Дианы Спенсер - по большому счету, лишь трагический, хотя в ряде отношений и знаковый эпизод в новейшей истории британского королевского дома. Совсем не исключено, что через несколько десятилетий о нем будут знать только специалисты по истории Британии конца XX в. Но сейчас Диану помнят хорошо, в том числе и в России. Так что обсуждаемая нами книга привлечет читательский интерес. Но Диану ли помнят? Нет - помнят созданный масс-медиа образ, миф, мало имеющий общего с реальностью. От сказки о незнатной «золушке», попавшей в королевскую семью чуть ли не вопреки закону (Диана происходила из аристократической семьи, брак был заключен по вполне классическому брачному сговору родни, а понятия морганатического брака в Британии никогда не было) до конспирологических изысков, окружающих ее гибель. В интерпретациях истории Дианы ярко отразились многие пороки, присущие современному обществу. Книга Виктории Балашовой посвящена в первую очередь не сказочной героине, а живой женщине. Биография эта оказывается нелицеприятна. Но, увы, история «самоубийства длиною в жизнь» выглядит гораздо достовернее, чем фэнтези о знатных кровопийцах-рептилоидах, сгубивших сказочную красавицу из «народа» (тема рептилоидов, кстати, в книге не раскрыта, - вот уж серьезное упущение!). Вскрывая по возможности подлинную биографию принцессы Дианы, Балашова в то же время вскрывает и технологию создания медийного мифа - одного из первых и многих наводняющих информационное пространство.
Дмитрий Володихин:
Считаю мнение Сергея Алексеева весьма разумным и поддерживаю его. Действительно, гламурный миф о «чудесной принцессе», которой королевская семья «наплевала в душу», миф о тонко чувствующей, свободной, раскованной, болеющей душою за обездоленных красавице - довольно лживый интеллектуальный концепт, и книга Виктории тем хороша (а она на данный момент - лучшее из всего изданного Викторией по 2016 год включительно), что из под этого мифа решительно выбивает почву. Истеричка, не сумевшая соответствовать высокому и весьма ответственному положению, которого она удостоилась в результате брака-мечты, -- вот справедливое и вполне адекватное представление о «Леди Ди», которое можно получить из книги В. Балашовой, опубликованной в серии ЖЗЛ.
Наталья Иртенина:
Мне нравятся книги, где молотком разбивают кумиры и со знанием дела крушат хрустальные стереотипы «общественного мнения», с которых обычно, наоборот, принято сдувать пылинки и ни в коем случае не дотрагиваться острыми предметами. Английская принцесса на страницах этой ЖЗЛ-ки является читателям в нестираном и протершемся до дыр неглиже. С нее сняты все ее знаменитые платья, счищен гламурный блеск, ощипаны перья, сорвана маска сказочной золушки, приросшая к лицу. Из натурального и естественного остались у принцессы только детская простота и любовь к домашней уборке. Ни сердечной доброты, ни любви к людям, ни честности - ничего из того искусственно созданного образа, которому так страстно верят фанаты леди Ди. Психопатка, нуждавшаяся в помощи врачей, скандалистка и стерва в семейной жизни, лгунья. Морально очень неприятный человек. Девушка, вешавшаяся на шею мужчинам, которых хотела иметь любовниками, и тем самым осложнявшая им жизнь. Использовавшая людей для своих нужд, а потом легко подставлявшая их под удар. С помощью СМИ прикинувшаяся перед широкой публикой золушкой, которая хотела выйти замуж на принца, а попала в замок рептилоидов и насилу сбежала оттуда (но все туфельки, платья и еще сундук всякой всячины сумела с собой прихватить). Короче, принцесса Ди как доныне действующий кумир тысяч фанатов по всему миру - это радужный мыльный пузырь, к которому притронься пальцем и он лопнет. Правда, фанаты и те, кто находится под очарованием сказки о британской «золушке», этого не заметят. Тут нужен философский камень, чтоб разложить на атомы магическую материю, из которой делают кумиров. Ну, или религиозная картина мира, поскольку кумиротворение - явление, безусловно, принадлежащее метафизике. Точнее так: кумиров боготворят из несомненной потребности души в метафизике. А тот, кто сам сознательно творит из себя кумира для толпы, становится змеем-искусителем. Так что истинный рептилоид в этой печальной истории - сама принцесса Диана.