Аппарат для чтения микрофишей. О Дивове

Oct 01, 2014 02:53

Собственно, речь пойдет об этом вот сборнике Олега Дивова:
http://fantlab.ru/work568012

Главная вещь книги -- отличнейшая повесть "Между дьяволом и глубоким синим морем", о которой я уже писал. После нее появилось несколько дивовских текстов рассказного формата. Внимательное ознакомление с ними привело меня к странному чувству: что-то такое странное происходит с Олегом  -- резко меняется авторская манера, идет корёжево, какие-то вещи погружены в хаос, сюжет умер.

Я ждал, выйдет ли какой-нибудь толк из такого вот рискованного, даже аварийного, по большому счету, развития.

Довольно долго то, что выходило из-под пера Олега... как бы получше выразиться? не радовало меня.

Но вот появился рассказ "Вундервафля", и я увидел, что из умно сделанного текста-бессюжетника можно выжать довольно красивую форму. То есть, на мой взгляд, рассказ этот (вернее, даже не рассказ, а миниатюра) -- серьезная удача Дивова после... не стану говорить чего.

Много лет назад в архиве мне пришлось работать микрофишами. Если кто не знает, это прямоугольные фото-негативы, карточки размером с развернутый паспорт, на которых рядами по множетву кадров размещены маленькие-маленькие фото (в моем случае -- фото страниц из приходно-расходных книг XVII века). Для того, чтобы разобрать снимки, требовалось положить микрофиш на стеклянную платформу особого увеличительного аппарата. Ты наводил линзу, двигал платформу вперед-назад и вправо-влево, то давал увличение, то давал уменьшение, глаза болели, голова оловянела, но в конечном итоге ты находил всё необходимое.

О чем это я? Миниатюра "Вундервафля" -- микрофиш. Дивов двигает перед читателем платформу усилительного аппарата влево-вправо, вперед-назад, то дает крупный план, то с высоты полета бомбардировщиков. Действие на нуле. Но игра с переходом от одного ракурса к другому не позволяет отодвинуть книгу и прервать чтение. Это другая технология фокусировки читательского внимания: не через сюжет, а через осмысливание статичной ситуации, притом точки для осмысливания предлагает автор, и он же сменяет их другими точками. Есть провети параллель с кинематорафией, то примерно так сделаны большие куски "Королевства полной луны".

Думаю, уже на повестном формате подобная технология забуксует. Не уверен до конца, но, полагаю, все-таки забуксует. А вот на малом объеме она работает будь здоров, разумеется, если строить ее профессионально (а Дивов профессионал высокого класса, у него там случайных "движений платформы" не видно).

В сухом остатке: Олега можно поздравить: из кучи экспериментов вылез неожиданно красивый текст. Камея. Очень трудно будет и дальше делать такие вещи, ибо они, как мне кажется, весьма трудоемки, хотя и кажутся верхом легкости, игривости (некие большие умы литературоведения даже позволяют себе слово "зарисовка", ну конечно). Это как работа арабского мастера каллиграфии: С НЕОБЫКНОВЕННЫМ ИЗЯЩЕСТВОМ записать одну суру -- выглядит как работа летящим пером, а требует семи потов.

Ппритом повтор конструкции может привести к ощущению монотонности в работе мастера.

Но на несколько штук изящных вещиц в стиле фантрококо этого хватит.

Неплохо бы.
Previous post Next post
Up