По уставу нашей Церкви с Великой Среды до радоницы, которая бывает во вторник второй недели после Пасхи, не положено особое поминовение усопших в храмах. Священники делают исключения, когда бывает 9-й и 40-й день памяти. Конечно, каждый решает сам, поминать ли сугубо умерших, или ждать радоницы. Но сегодня - день, когда радуются все умершие встрече с родными, которые ещё здесь, на земле, молятся о них!
В этот день существует традиция после долгого "воздержания" от молитв на могилках умерших посещать кладбища. Не на Пасху, как это ещё делается среди некоторых незнающих людей, а именно на радоницу.
01.
Почему, кстати, очень многие люди едут на Пасху на могилки? Ведь по правилам Церкви этот день надо посвятить Богу, славить Его славное Воскресение, а не скорбеть, поминая умерших. Такое поведение, я думаю, обижает умерших, ведь они не хотят, чтобы в день победы Христа над смертью их живые близкие вдруг начинали бы плакать и молить Бога о празднующих Пасху их умерших близких! А дело в том, что в советское время было запрещено ходить в храм. На праздник Пасхи вокруг храма делали оцепление, которое пропускало на службу только бабушек. И очень многим людям была только одна возможность безбоязненно помолиться в этот светлый день - приехать на кладбище и там, на могилке, славить Бога. Но время гонений закончилось, сейчас такая ошибочная практика должна уходить в прошлое. Что, к слову, заметно на примере нашего православного Евфросиньевского кладбища в Вильнюсе.
02. С детства я жил при этом кладбище, т.к. мой отец является настоятелем кладбищенского храма преподобной Евфросинии Полоцкой. Сегодня этот старинный некрополь, которому же около 200 лет, расширяется:
03. Но на радоницу людей на кладбище приходит во много раз меньше, чем раньше. У нас государственный выходной 1 ноября, в день католического праздника Всех Святых. И люди именно в этот день посещают могилки. В том числе люди православные. А вот про радоницу "рекламы" мало, новое поколение традицию молиться в этот день в храме и на могилке родных не перенимает. Сегодня было даже свободное время, и можно было молитвенно пообщаться с родными.
Могилка дорогого и близкого мне и очень многим отца Анатолия Стальбовского:
04. Помню, какие бывали дни в этот день. Бывало, что шёл даже снег, было очень холодно, дул сильный ветер, но это не пугало людей и они шли порадоваться с умершими родными о Воскресении Христова. Сегодня был чудесный весенний день. Было очень тепло и солнечно!..
А вот встретил архимандрита Предислава, почти столетнего старца, которого я застал ещё в живых, когда был на послушании в монастыре:
05. Хотя, думаю, многие люди знали, что следовало бы посетить могилки, но занятость и всё ускоряющийся темп жизни эту мысль в них заглушили. О темпе жизни сегодня мы много обсуждали. Потом поделюсь мыслями.
А вот моя дорогая двоюродная сестрёнка Света:
06. А ведь как полезно побыть там, где время остановилось, где понимаешь, что всё есть суета сует, что всё закончится и твоё имя будет так же написано на табличке, а все вчерашние, сегодняшние и завтрашние наиважнейшие дела будут выражены одной чертой между датами рождения и смерти.
Мой тесть Николай, с которым я знаком только молитвенно.
07. И тут, на кладбище, понимаешь, что глупо думать, будто мне ещё жить и жить. Будто не надо пока готовиться к встрече с теми, кто ушёл домой к Богу. Вот мой крестник Коля, который умер в возрасте 5 месяцев:
08. А вот полюбившийся всем Владимир Песецкий, широкой и доброй души человек:
09. И когда подходишь ещё и ещё к одной знакомой могилке, вдруг понимаешь, как же нас, живых, мало! Мы лишь маленькая сотая доля процента от всего человечества, которое живёт в том, загробном мире. И мы можем этим людям помочь, молитвой.
Елена, которая жила своим делом. Она могла научить лепить из глины, или рисовать сейчас и никогда не откладывала дело на потом. В ней всегда бурлит кипучая энергия, её окружала всеобщая любовь со стороны учеников. Уверен, что она ещё многому нас научит, потом, когда мы все у неё соберёмся:
10. А в этом месте кладбища была большая братская могила. Очевидец событий прихожанка храма, которая недавно умерла, Любовь Григорьевна, рассказывала, как привозили фашисты в машинах расстрелянных людей и сбрасывали в эту яму.
11. Эти люди умерли, потому что кто-то из нелюдей решил, что они имеют право решать их судьбу... До чего же это глупо и страшно!
12. Многие из убитых были военнопленные русские солдаты.
13. Мы, будучи подростками, проверяли себя на смелость тем, что ходили ночью к этой могиле:
Тут стоит чугунный гроб с надписью, что надо помнить о том, что и мы скоро будем лежать в гробу. Ночью этот гроб многих пугал. Но мы за много лет к нему привыкли.
14. И сегодня люди оставляют надписи на могилках. Правда, немного странные:
15. На кладбище на горке стоит храм, в котором около 180 лет молятся за похороненных на некрополе людях.
16. Посвящён храм святой преподобной Евфросиние, игуменье Полоцкой.
17. На кладбище есть могилка схимонахини Сергии, которую я ещё помню по её посещениям Свято-Духова монастыря. Она была слепой и почиталась среди народа как духовно мудрый человек. Кстати, оказалось, что она снимала комнату у моего соседа, который ей помогал писать письма, да и вообще был с ней хорошо знаком.
18. А вот и мой друг Фёдор, или "немец", как я его называл. Он был болен, жил рядом с нами. Много лет мы его навещали, дружили.
19. Попалась табличка, которую я писал, когда ещё работал в похоронном бюро. По почерку видно, что рука ещё не "набита" :)
20. Уже уходя с кладбища встретил знакомую могилку, что возле входа в храм:
Его прах был перенесён из нынешнего парка "Вингис". А вот его биография:
<...> В знаменитом Аустерлицком сражении 20 ноября 1805 г. подпоручик П.Г. Бибиков был адъютантом Кутузова. За боевые отличия в этом сражении 24 февраля 1806 г. он был награждён золотым оружием с надписью «За храбрость» и произведён в поручики. <...> Ольвиопольский гусарский полк, в котором служил подполковник П.Г. Бибиков командиром собственного имени эскадрона, в то время входил в состав Дунайской армии адмирала Чичагова и прикрывал южные границы империи. На 1 мая 1812 года подполковник П.Г. Бибиков находился в отпуске дома, но к 1 августа прибыл в полк и в его составе проследовал к реке Березине, а затем к Вильно. В бою 28 ноября 1812 г. Павел Гаврилович получил ранение в ногу. По состоянию на 1 декабря он числился находящимся по ранению в Виленском «гошпитале», но уже 3 декабря умер от ран. <...> М.И. Кутузов долго не решался сообщить страшную весть о гибели любимого племянника родным. <...> Был ли П.Г. Бибиков произведён посмертно в полковники, как указано на могильной плите, неизвестно. Его тело было погребено в Вильно около Репнинской часовни под чугунной плитой и в ограде. Когда плита и, возможно, его прах были перенесены на Евфросиньевское православное кладбище, неизвестно. Но, слава Богу, что эта плита уцелела во всех перипетиях истории XX века и является своеобразным памятником одному из многих героев Отечественной войны 1812 года. Вечная память всем усопшим! И Христос Воскресе!