Южная Осетия - попытка трезвого анализа

Aug 11, 2008 00:47


После этой статьи в меня полетят камни, но я всё же вспомню своё образование юриста-международника и постараюсь изложить свой взгляд на ситуацию:

Восьмого августа 2008 года, произошло событие, оставившее в тени даже помпезное открытие Олимпийских игр в Пекине - начался симметричный (с точки зрения научной классификации) международный конфликт.

С точки зрения международного права ситуация неоднозначна:
07 августа, 23:30 по местному времени, Грузия, с целью наведению конституционного порядка в Южной Осетии ввела в регион силы регулярной армии при поддержке танков и удара тяжелых артиллерийских орудий, тем самым грубо нарушив ст 1 Дагомысского соглашения от 24.06.1992 (peacekeeper.ru), закрепившего демилитаризованный статус Южной Осетии с последующим созданием СМЕШАННЫХ (а не российских, как стало принято считать) сил по установлению мира и поддержанию правопорядка (ст. 3 п. 3).

08 августа 16:30 по местному времени Россия, не дожидаясь выполнения механизма преодоления нарушений условий вышеупомянутого соглашения и без санкции правительств Грузии и Южной Осетии, вводит два усиленных батальона 58-й армии Северо-Кавказского военного округа Вооружённых Сил (ru.wikipedia.org), нарушая п.2 и п. 3 ст. 2 устава ООН, тем самым ставя под угрозу международный мир и безопасность, а также сами принципы международного права.

Ночью 09 августа российская авиация начала бомбардировку порта в Поти, военных баз в городах Сенаки и Хони (Западная Грузия), а также административных объектов в Кодорском ущелье (Верхняя Абхазия), военный аэродром и базу в Вазиани (пригород Тбилиси) (korrespondent.net), т.е за пределами заявленной зоны конфликта. Этот момент стоит считать началом полномасштабного международного конфликта.

В доказательство легитимности нападения МИД России приводит следующие доводы:
1) 90% населения Южной Осетии - граждане российской федерации (www.army.lv)
2) Заявление министерства обороны России о расстреле российских миротворцев грузинскими военными (lenta.ru)

Первый пункт обоснован тем, что подавляющее большинство населения Южной Осетии имеет на руках российские паспорта. На самом же деле у подавляющего большинства осетин, отказавшихся от грузинского гражданства, паспорта СОВЕТСКОГО образца  с надпечаткой Южной Осетии, либо уже местный паспорт Южной Осетии. (mirtv.ru).  Помимо внутреннего паспорта,  98% населения обладает российскими паспортами загранобразца (www.utro.ru), который не закрепляет эффективной правовой связи с государством, тем самым подтверждением гражданства быть не может.

Заявление министерства обороны России о расстреле российских миротворцев проверить невозможно по причине «тумана войны».
Проанализировав доводы МИД России можно сделать вывод, что вторжение на территорию Грузии - это реализация весьма спорного института гуманитарной интервенции(evolutio.info). Т.е. нарушения суверенитета другого государства с целью прекращения нарушения прав человека.

Гуманитарная интервенция - институт весьма распространённый в XIX веке. Классическим примером гуманитарной интервенции является начало Крымской войны 1853-1856гг., инициированной всё той же Россией с целью признания прав греческой церкви на святые места в Палестине и предоставления России протекции над 12 миллионами христиан в Османской империи. (ru.wikipedia.org)

Даже после  Второй мировой войны, в эре Устава ООН, пиком доктринального интереса были 70-80-е гг., когда произошли, среди прочих, вмешательства Бельгии и Великобритании в Конго (1964), США в Доминиканскую Республику (1965), Индии в Восточный Пакистан (1971), Индонезии в Восточный Тимор (1975), Бельгии в Заир (1978), Объединенных сил шести стран Карибского региона и США в Гренаду (1983), США в Панаму (1988). Возрастание интереса к этой проблеме юристов-международников вновь началось с первой половины 90-х гг.  после военного вмешательства Объединенных вооруженных сил в Ирак и действий, направленных на защиту курдов в Северном Ираке и шиитов на юге этой страны (установление двух запретных для полетов зон, 1991), вмешательства в Сомали (1992-1993) и продолжается по сей день в связи с трагическими событиями в бывшей Югославии и Руанде (evolutio.info) и, естественно, «демократия на крыльях томагавков» - современные военные компании США в Афганистане и Ираке.

В каждом из вышеупомянутых случаев решение Совета Безопасности ООН по этим конфликтам было уникальным и в основном зависело от геополитического веса государств-интервентов. Остаётся задаться вопросом: будет ли в состоянии российское государство понести ответственность за нарушение принципа мирного сосуществования государств (смягчив возмущение erga omnes доказательством провокации грузинской стороны) или предпочтёт прикрываться «правом вето» всячески избегая ответственности уподобляясь «классическому» современному нарушителю международного права - США? Думаю, время покажет.
Previous post Next post
Up