Алесь Спицын.
Пару слов по поводу «Обращения участников конференции «Альфа-курс: православная оценка»
Полный текст обращения:
http://www.rusk.ru/st.php?idar=111466 или
http://pr-daniil.livejournal.com/ Ключевые слова: Православное Христианство, Альфа-курс, «Путь», миссионерская методика, духовная практика, полемика.
Ни для кого не секрет, что ситуация с миссией и катехезой в Русской Православной Церкви оставляет желать лучшего. Сказать, что эти явления церковью напрочь утрачены, было бы явным перебором, однако они явно не занимают подобающего им места в жизни христианской общины. Поэтому попытки собрать воедино разрозненные миссионерские потуги всегда вызывают положительные эмоции. Во всяком случае, у меня. Правда, поводы, по которым собираются отцы и братья миссионеры, бывают весьма своеобразны (иногда так и хочется задать вопрос «против кого вы дружите?»). Вот и недавно, 11 апреля, прошла научно-миссионерская богословская конференция «Альфа-курс: православная оценка». Видимо её устроители не определились, будет эта конференция научной или богословской, поэтому написали на всякий случай и то и другое. (Злые языки в сети, правда, поговаривают, что не было ни какой конференции, но мы ведь христиане и злым языкам не верим). В центре внимания участников означенного собрания была миссионерская методика, возникшая в англиканской церкви, а в последнее время успешно применявшаяся и некоторыми православными миссионерами. Эта методика носит название «Альфа-курс», а её православный вариант- «Путь». К каким же заключениям пришли «православные оценщики» «Альфа-курса» в результате своей «православной оценки»? Судя по всему, ответ на этот вопрос следует искать в итоговом документе конференции (поскольку больше никаких документов, похоже, не сохранилось.). У меня было желание прочитать этот документ с Вами полностью (в нём достаточно много занимательных вещей), но, судя по всему, это будет непродуктивно. Поэтому предлагаю остановиться на наиболее занимательных моментах.
И так приступим:
Мы, православные священники, богословы и миряне-миссионеры, собравшиеся для обсуждения миссионерской ситуации в Русской Православной Церкви, выражаем серьезную озабоченность распространением «Альфа-курса».
Вот так сразу: «озабочены». Судя по всему, это обращение не предвещает для «Альфа-курса» совершенно ничего хорошего. И действительно, далее мы находим фразу:
Распространяемый сейчас «Альфа-курс» и его вариант «Путь» не отвечает требованиям церковности по следующим основаниям:
После чего следуют эти самые основания. Аж десять штук. Впрочем, некоторые из них изначально исключают друг друга, но это мы отнесём на крайнюю демократичность отцов и братьев участников конференции, которые учли различные точки зрения. И так, основание первое:
«Альфа-курс» восходит к сектантскому пятидесятническому движению и является составной частью так называемого «харизматического возрождения» на Западе. Это движение является разновидностью монтанизма и потому должно быть расценено как попытка внедрения в Церковь ложной духовности (шаманизма) под видом «общения со Святым Духом». Альфа-курс неотделим от воскресных «уикендов Святого Духа» - говорения на языках, «святого смеха», руковозложения и целительских практик. Согласно Священному Писанию данное явление есть «получение иного духа» (2 Кор 11:4).
Ну что же, звучит вполне угрожающе: «сектантское движение», «монтанизм» и всё такое. Правда, этот тезис ужасно плохо сочетается с пунктом №5, который гласит, что в «фокусе внимания «Альфа-курса» находится человек в его падшем состоянии, который довольствуется своими силами в достижении духовных и земных целей. Гуманистическое содержание «Альфа-курса» выражается в так называемой «теологии процветания»». Тут, уж извините, выберите что-нибудь одно: или «монтанизм» или «гуманистическое содержание», так как известно, что монтанисты отличались крайней ригористичностью. Впрочем, это противоречие можно было бы не обсуждать, так как пункт №5 сформулирован более чем двусмысленно. Что, собственно значит «в фокусе внимания»? То ли отцы и братья участники конференции считают, что миссионер не должен «фокусировать своё внимание» на тех, кому он проповедует, то ли они имеют в виду то, что «альфовцы» слишком много говорят о падшем человеке. Если первое, то отцы и братья говорят поразительную глупость, если второе, то явную неправду, потому что в центре внимания проповедей «Альфа-курса» находится Христос. Для того, чтобы в этом убедиться достаточно взять любое пособие по «Альфа-курсу».
Гораздо более интересен пункт №1. Не зря же он первым стоит. «Альфа-курс» восходит к сектантскому пятидесятническому движению и является составной частью так называемого «харизматического возрождения» на Западе». Совершенно убийственное обвинение. По этому поводу вспоминается монолог М.Жванецкого (прошу прощения он с длинной бородой): «О чём может спорить хромой, если ему сразу же заявить, что он хромой». И правда, «может ли быть из Назарета (прошу прощения, из Лондона) что доброе»? чего ждать от этих галилеян (прошу прощения, пятидесятников), невежд в законе (прошу прощения, в каноническом праве). Да и вообще, что с них взять!
Проблема только в том, что все основатели “Альфа-интэрнэшнал” вполне почтенные англикане. Консерваторы при чём, а не либералы там какие-нибудь. Отцы и братья, конечно вправе мне здесь указать на излишне близкую дружбу Никки Гамбла с представителями церкви “Виноградник” (судя по всему, они-то и попали в разряд пятидесятников), однако и она не является пятидесятнической в строгом смысле слова. Что же касается православной почвы, то отец Евмений в прошлом году, ещё перед официальным развёртыванием «Альфа-курса» в РПЦ заявил дословно следующее: «мы не знаем англиканского богословия, специфического протестантского языка, поэтому, естественно, будем наполнять эти встречи православным содержанием, тем более что вечера будут проходить при храмах, открывать их будет священник и т.д». В чём же тогда проблема? Или уважаемых отцов и братьев смущает то, что какие-то протестанты оказываются стимулом для пробуждения спящих православных? Впрочем, оставим этот вопрос открытым и внимательно рассмотрим вторую притензию, которая высказывается в отношении “Пути” и “Альфа-курса”. Уважаемые отцы и братья участники конференции в этом случае критикуют молитвенную практику альфа-команд с точки зрения канонических норм Православной Церкви. Вот что они пишут по этому поводу:
Молитвенная практика «Альфа-курса» не соответствует каноническим нормам Православной Церкви и ведет к прелести. Она противоречит 116 Правилу Карфагенского Собора - участникам «Альфа-курса» предписана общинная молитва своими словами. Таким образом, во-первых, исчезают всякие гарантии чистоты вероучения, выраженной в молитве, а во-вторых, разрушается понимание необходимости иерархической структуры Церкви. Происходит подмена предстоятеля-священника харизматическим лидером («пророком»).
«Ведёт к прелести»- это конечно ужасно. Безусловно, всякий христианин нуждается в непримиримой и бескомпромиссной борьбе с прелестью, тем более, что по словам святителя Игнатия Бринчанинова, каждый из нас, немощных, постоянно в большей и меньшей степени в этой самой прелести пребывает, и освобождение от неё- наша первоочередная задача. Преподобный Иоанн Лествечник так же выражает скепсис по поводу того, что новоначальные сразу могут молиться без «пленений и парений», однако с упорной молитвенной практикой приходит и опыт победы над пороками молитвы. Так, что, исходя из опыта Церкви, преодоление прелести- это некоторый аскетический путь, который может быть достаточного долог, и даже опытные христиани могут на нём спотыкаться.
Однако, если верить словам участников конференции, молитвенная практика «Альфы» и «Пути» не просто может сопровождаться нежелательной прелестью (что для новоначальных, к сожалению, как мы видим, обычно), а именно ВЕДЁТ к прелести. Т.е. сама является причиной впадения в прелесть. А почему, собственно, почтенные отцы и братья так в этом уверены? Конечно же, по тому, что молитвенная практика «Альфа-курса» противоречит «каноническим нормам Православной Церкви». Как православный христианин я вынужден согласиться: противоречить каноническим нормам-это очень нехорошо. В чём же усматривается это противоречие? Похоже, в том, что участники «Альфа-курса» молятся своими словами в собрании (какой кошмар!), что нарушает 116 правило Карфагенского собора.
Да… Согласен, что написано отцами пером, то не вырубишь и топором. На такой канон тем более Карфагенского собора так просто не попрёшь (ишь батюшка Евмений на что замахнулся!). Кстати. Где-то была у нас книжечка красненькая, там все каноны древних соборов русским языком записаны. А ну-ка открыли быстренько. Полистали-полистали, открыли 116 правило Карфагенского собора. Нет! Я-то конечно отцам и братьям доверяю, они-то этот канон читали, но на всякий случай… Интересно же… Ну-с:
Постановлено и сие: да совершаются всеми утвержденные на Соборе молитвы, как предначинательные, так и окончательные, и молитвы предложения или хиротонии; и отнюдь да не приносятся никогда иные, вопреки вере, но да глаголются те, кои просвещеннейшими собраны. Приходится испытать некоторое недоумение. Ведь тут же говориться о священнодействии таинств! А именно о Божественной Литургии, во время которой совершается как предложение, так и хиротония! Речь здесь не идёт об обычной молитве христианина с другими христианами. Помолиться о чём-либо своими словами одному, вдвоём или втроём- это нормальное дело для христиан. Или кто-то против? Просвещённейшие отцы Карфагенского собора, похоже, против ничего не имели. Они боролись с догматическими искажениями, возникавшими при совершении таинств, и поэтому утвердили обязательный для всех текст мистериальных молитв. И нечего выплёскивать с водою ребёнка! Выходит, одно из двух- либо отцы и братья участники конференции невнимательно прочитали 116 правило Карфагенского собора, либо… О ужас! Отец Евмений! Ваши курсисты совершали самочинную Евхаристию? Или хуже- незаконную хиротонию? Не совершали? Вот и я думаю, что не совершали. Значит без вариантов, отцы и братья участники конференции! Надо внимательнее читать правила соборов!
Кстати, согласно 145 правилу того же Карфагенского собора, мне можно уже и не продолжать разбор интересующего нас обращения, так как жалоба, содержащая одну клевету, не приемлется полностью. Но будем считать, что это была не клевета, а маленькая неточность, которую мы легко устранили с помощью красной книжечки, в которой содержатся мудрые каноны Православной Церкви.
Одно из самых любопытных обвинений высказано в пункте №7
Гуманистическая направленность и антропоцентричность «Альфа-курса» существенно искажает православную христологию, низводя ее до проповеди радикального несторианства. Для адептов «Альфа-курса» Иисус Христос в первую очередь обычный человек, Божество которого сокрыто. Проповедники «Альфа-курса» утверждают, что Христос мог согрешить, что на Кресте Его покинуло Божество, таким образом, подпадая под анафематизмы V Вселенского Собора (12-й и другие).
Надо полагать, с точки зрения участников конференции, в текстах Альфа-курса утверждается, что Иисус не родился Богочеловеком, а воспринял Божество позднее- ведь именно в этом должно заключаться радикальное несторианство. Однако подобных утверждений в текстах «Альфы» не содержиться.
У меня по этому поводу к участникам конференции есть рационализаторское предложение- зачем вы так слабенько обвинили «альфовцев» в несторианстве? Обвинили бы сразу в арианстве: дёшево и сердито, а главное- совершенно убийственно. Всё равно оба обвинения одинаково неправдивы. Так уж какая разница-бери себе покруче.
На этот раз я всё же воспользуюсь 145 правилом Карфагенского собора и поставлю точку в своём опусе. Хотя есть ещё ответить и на другие обвинения означенного документа, да больно уж времени жалко...