Оригинал взят у
shiropaev в
День несбывшихся надежд Сегодня, в «День России», я хотел бы напомнить о том, как этот праздник назывался в народе изначально. Для простоты и ясности сути он назывался «День независимости». У одних это вызывало злобную иронию, у других - надежду на новую историю.
Это название, родившееся в обществе, подразумевало независимость Российской федерации от советской (а, возможно, и шире - от исторической) империи. Россия мыслилась ельцинскими демократами как одна из республик Советского Союза, которая наряду с Прибалтикой, Украиной, Грузией и т.д. имеет право на суверенитет, независимость и новую, неимперскую историю.
Конечно, очевидна упрощенность такого взгляда. Но тогда он был необходимым и продуктивным этапом преодоления имперского сознания, изживания имперской исторической «кармы». Уже вскоре демократическая мысль пришла к пониманию, что Россия это не просто одна из республик СССР, это уменьшенный формат СССР, уменьшенная империя, усеченная Россия в широком историческом смысле (Россия-империя). Пришло осознание необходимости коренной перестройки самой Российской федерации с целью преобразования ее именно в федерацию по сути, а не по вывеске, т.е. в договорной союз равноправных субъектов. Отсюда и известный призыв Б.Н. брать суверенитета столько, «сколько проглотите». Отсюда же и идеи раннего Ельцина об образовании в составе Российской федерации семи русских республик, что должно было решить проблему субъектности русского народа и вытащить русских из ущербного состояния «имперской нации».
Однако на этом этапе Ельцин запнулся. Он явно испугался перспектив новой, неимперской истории, решив остаться в привычной прежней парадигме, которая к тому же обеспечивала ему «красивое» положение очередного кремлевского царя. С этого момента стал неизбежен путь Б.Н. к дикой колониальной войне за новое усмирение и удержание Северного Кавказа - совершенно бессмысленной с точки зрения подлинных интересов русских (да и не только) регионов России.
Соответственно, стал неизбежен и Путин с его неосоветской реставрацией и имперским реваншизмом, который увенчался войной с Грузией. Сегодня «День России», отмечаемый в подчеркнуто великодержавном стиле, вытеснил смыслы изначального «Дня независимости». Гротескный символ нынешнего праздника - площадь Свободной России у Белого дома, теперь обнесенная высоченной решеткой и КПП (еще и великодержавник Столыпин в придачу там же). Однако антиимперское зерно того, изначального праздника все же сохраняется. Его храним и взращиваем мы, русские
национал-демократы, выступающие за построение подлинной - равноправной и договорной - федерации, в которой станет реальностью День независимости от империи.
======================================================================================
В целом согласен с Широпаевым, но есть два нюанса.
1. Я с уважением отношусь к Столыпину, и считаю неуместными наезды на него. В ту историческую эпоху в которую жил Столыпин, великодержавниками были почти все политические деятели. То есть, по этой логике, надо заклеймить "имперастами" всех тогдашних российских политических деятелей вообще. И не только российских, кстати, но и польских, английских, французских, среди которых было никак не меньше "великодержавников", чем среди российских, что не мешает французам, англичанам и полякам с уважением к ним относиться, несмотря на то, что имперский статус они уже давно утратили.
2. Программа НДА и взгляд Широпаева на реформирование России - отнюдь не является безальтернативным для русских национал-демократов, а национал-демократы - это далеко не только члены НДА.
В главном же, я с Алексеем Алексеевичем скорее солидарен.