27 Апреля 1953 года героически погиб в бою с большевиками один из самых выдающихся офицеров УНР и УПА Константин Петер, сын отца-немца и матери-украинки, отдавший вооруженной борьбе за независимость Украины более 15 лет своей жизни (1917-1920 и 1941-1953), участвовавший в двух войнах за освобождение Украины от оккупантов (белых, красных, польских, немецких) и пробывший в вооруженном антисоветском подполье до последнего дня своей жизни, когда ему было уже 60 лет, продолжая сражаться с врагами своей Родины в абсолютно безнадежных условиях, поскольку капитуляция была для него неприемлемой. Он жил по принципу: "Свобода или смерть". Поэтому гибель в бою на родной земле была для него предпочтительнее сытой старости в эмиграции, а партизанская борьба сразу с треми оккупантами в своей национальной армии оказалась предпочтительнее службы в немецкой полиции и офицерской должности в дивизии СС "Галичина", которая была ему предложена немцами.
Это был один из лучших разведчиков ОУН и УПА, вложивший огромный вклад в создание эффективной и отлаженной разведывательной сети украинской армии без государства и ОУНовского подполья. О его трагической судьбе и боевом пути стоит рассказать подробнее.
Константин Петер в период службы в армии УНР (единственная уцелевшая его фотография)
Молодые годы. Служба в армии УНР
Константин Карлович Петер родился в 1983 году в селе
Пилипы-Боровские Тульчинского района (ныне Томашпольского) на Виннитчине. Отец Петера - Кирилл происходил из немецкой семьи. Мать Дария Плакида была из древнего украинского казацкого рода из села Звенигородки Черкасской области.
Молодой Петер унаследовал от отца самодисциплину и трудолюбие. В родительском доме была большая библиотека, в которой маленький Костя рано познакомился с «Кобзарем» Шевченко. После сельской школы Константин два года учился в Винницкой духовной семинарии, но сан священника не прельщал его - после второго курса он перешел в учительскую семинарию на исторический факультет, где познакомился с Симоном Петлюрой. После окончания семинарии учительствовал в селе Дзиговка на Жмеринщине.
После окончания обучения был призван в Русскую Императорскую армию, где прошел военную подготовку и получил чин поручика. Принимал участие в ПМВ. Радостно поддержал Акт провозглашения Украинской Народной Республики. После создания Украинской армии приходит служить под командование Симона Петлюры. Некоторое время работает при штабе Главного Атамана, после - в действующей армии в чине сотника.
В одном из боев под Вапняркою на Виннитчине сотник Петер был тяжело ранен, едва выжил. В госпитале он познакомился и подружился с галичанином - поручником Сечевых Стрельцов и УГА Николаем Луцким. Эта дружба соединила их на всю жизнь.
21 ноября 1920 года остатки покошенной тифом и изнурительными боями украинской армии перешли на территорию Польши. Сотник Петер как представитель штаба Симона Петлюры вместе с украинской делегацией выехал в Варшаву для обсуждения условий размещения войск УНР на территории Польши, но был интернирован и отправлен в концентрационный лагерь в Тернополе, откуда ему удалось освободиться благодаря Луцкому, который обратился за помощью к митрополиту Андрею Шептицкому. А в это время в родном селе Константина большевики расстреляли его отца - Кирилла Петера.
В межвоенной Польше
После освобождения из лагеря Петер поселился в селе Ляцке Шляхоцке на Тисменитчине (нынешняя Ивано-Франковская область). Работал сначала частным учителем, затем рабочим, а потом канцеляристом на нефтепромыслах в селе Битков Надвирнянского повета. В 1926 году женился на сестре жены Николая Луцкого - Михайлине Голинской и поселился в селе Грабовец (ныне Богородчанский район Ивано-Франковской области). У них родились сын Зиновий и дочь Лида. Вел среди населения культурно-просветительскую работу, организовал в селе читальню «Просвиты», драмкружок, хор. Также состоял в товариществах "Луг" и "Сельский хозяин". Учительствовал в сельской школе. Возле собственного дома на хуторе «Копачовка» посадил большой сад.
В это время в Галиции усилилась подпольная борьба против польских оккупантов. Петер, поддерживая контакт с бывшими офицерами УНР и УГА, также включился в эту борьбу. Его активная просветительская работа в деревне, связи с различными национальными деятелями и активистами не нравились польской власти. Ему угрожают высылкой за Збруч и заставляют ежемесячно отмечаться в полиции. Положение усугубляется тем, что Петер не имеет польского подданства. Его увольняют с работы и пытаются вынудить уехать в Познань (по другим данным - в Силезию). Петер переходит на нелегальное положение и в этот же период вступает в ОУН (по другим данным - он сначала был вынужден уехать в Силезию, а затем нелегально вернулся в Галицию по заданию ОУН).
В 1939 году после прихода большевиков Петер вступил в колхоз и работал в Богородчанах в районном земельном отделе новой советской оккупационной администрации (вероятно по заданию ОУН). Был арестован НКВД как бывший петлюровец, но вскоре выпущен по неизвестным причинам и вернулся на прежнее место работы, на котором трудился до начала Советско-германской войны.
Богородчаны
В борьбе с нацизмом и большевизмом
С первых дней немецкой оккупации полковник Глушко, на территории Станиславской области (нынешней Ивано-Франковской), организует отделы полиции. Воспользовавшись немецким происхождением Петера, он назначает его комендантом украинской полиции сначала в Богородчанах, а затем в Тисменице .
С первых дней в должности коменданта полиции Богородчан Петер восстанавливает контакт с ОУН и передает в подполье большое количество трофейного оружия. В конце 1941 года возникла угроза ареста Петера немцами из-за его связей с украинским подпольем, в связи с чем полковник Глушко переводит его сначала в Надворную, а потом в Тисменицу.
Интересно отметить, что в то время, как большинство ветеранов УНР и УГА при расколе ОУН поддержали фракцию Андрея Мельника (который сам был офицером этих армий, как и большинство членов Провода ОУН-М) и осудили действия бандеровцев - Петер, несмотря на свой возраст (в 1941 году ему исполнилось 48 лет), встал на сторону радикальной фракции Бандеры, состявшую из людей более молодого возраста, выступавших за то, чтобы в борьбе за украинскую государственность больше полагаться на собственные силы, а не на нацистскую Германию (хотя большинство старших членов ОУН поддержали Мельника).
В 1942 году гестапо все-таки арестовало Петера. На следствии ординарец дал показания о передаче оружия и кожухов партизанам. В то время в Карпатах появились большевистские партизаны, и свидетель указал на них. Из Станиславской тюрьмы немцы перевезли Петера во Львов. Состоялся суд. Петеру грозил расстрел. Друзья собрали средства и наняли влиятельного адвоката-фольксдойчера Бемко, который умело повел дело. У Петера сохранилась справка, что он в 1920 году был ранен в бою с большевиками под Вапняркою. Его судили судьи-австрийцы, которые учли эту справку. Также адвокат Константина доказал абсурдность показаний свидетеля, ведь, воюя в молодости с большевиками с оружием в руках, Петер не мог сотрудничать с ковпаковцами. Помогли также свидетельства начальника полевой жандармерии, тоже австрийца, который симпатизировал украинцам, о том, что оружие Петер сдал ему. В итоге суд оправдал Петера.
Константина освободили, но с условием, что он должен служить в дивизии СС «Галичина». Петер дает согласие, но, освободившись в апреле 1944-го года, сразу переходит на нелегальное положение, вступает в УПА в курень
Василия Андрусяка "Резуна" (по другим данным - в сотню «Шума», которая входила в состав куреня
Алексея Химинца "Благого") и уходит в Черный лес на Прикарпатье, взяв псевдоним «Сокол». В УПА он получает звание сотника, а чуть позже был повышен до майора.
Осенью 1943 года в селе
Старый Угринов Калушского района (в этом селе родился Степан Бандера) руководством ОУН-Б было организовано обучение разведчиков Службы безопасности ОУН-Б\УПА. На обучение прибыли подпольщики из Львовщины, Волыни, Житомирщины. Одним из преподавателей был Константин Петер. С Волыни прибыл небольшой отдел Украинской полиции, который после конфликта с немецкой управой перешел с оружием в подполье, где занимался подготовкой повстанческих разведчиков. После подготовки состоялось распределение выпускников по территории Украины, а сотник «Сокол» по распоряжению Главного Штаба УПА возглавил военную разведку всего военного округа (ВО-4) «Говерла».
Музей Степана Бандеры и памятник ему же в селе Старый Угринов
В последний день обучения сотник «Сокол» вызвал к себе выпускников курсов разведчиков Карпатского края. Подпольщику «Шраму» было поручено организовать разведывательную сеть в Станиславовской округе. Подпольщице «Марти» (Стефа Процак) приказано перейти в распоряжение сотника, но также отметиться у проводника
Ярослава Мельника "Роберта" для получения дополнительных инструкций и распоряжений.
К концу 1944 года Константин Петер работал над созданием военной разведки на Станиславщине, Коломыйщине и Черновитчине (Буковина). Были организованы отделы разведчиков при сотнях УПА, а также разведывательная сеть на территории всего Карпатского края. Не забывал сотник «Сокол» и о своей семье, которая жила на хуторе Копачовка возле села Грабовца.
Летом 1944 года фронт продвинулся на запад. Между тем для усиления борьбы с повстанческим движением 11 декабря 1944-го НКВД УССР издал приказ «О дальнейших мерах борьбы с бандитизмом ОУН и УПА на территории Станиславской области». В нем народный комиссар требовал «выставлять в населенных пунктах, где действуют вооруженные отряды, гарнизоны в количестве 20-40 бойцов на срок 5-12 дней, систематически проводить облавы, прочесывания лесных массивов, выставлять засады и осуществлять другие оперативные действия».
За 1944 год в лесах Прикарпатья сформировались отделы УПА. В боях с большевиками были ранены повстанцы. Возникла необходимость создать подпольные госпитали. А поскольку в Галиции действовал Украинский Красный Крест, то в селах были организованы обучающие семинары медсестер. Чтобы защитить подполье от неожиданных набегов большевиков, исправно действовала разведывательная сеть, которой дальше руководил сотник «Сокол», который с июля 1944-го входил в штаб военного округа «Говерла», где занимал должность руководителя разведки. По некоторым данным был также начальником оперативного отдела. В 1945 году Константин Петер входил в Краевой военный штаб структурной единицы УПА-Запад в чине майора, а затем был назначен начальником 4-го организационно-мобилизационного отдела Главного Военного штаба УПА, что являлось значительным повышением в должности и признанием высокой эффективности его работы.
С первых дней 1945 года большевики стянули на Прикарпатье крупные силы войск НКВД. Проводились обыски, аресты, расстрелы. Раненых, которые ранее находились в селах под опекой крестьян, пришлось забрать в лес, что затрудняло передвижение отделов УПА. И здесь важгнейшую функцию сыграла разведка, которая собирала сведения о передвижении врага, его численности и передавала их в отделы УПА. Майор «Сокол» организовывал встречи с разведчиками в разных районах Карпатского края. С очень большим вниманием относился к нуждам разведчиков, заботился об их внешнем виде, о вооружении, но был очень требовательным к ним.
Интересный боевой эпизод о бое в селе
Грабовка в январе 1946 года сохранился в повстанческих документах. В этом бою участвовала сотня «Сокола». Но были ли это стрельцы Константин Петера или иного повстанческого командира с псевдонимом «Сокол», пока не установлено, так как, собственно, идет речь о сотне «Сокола» из куреня «Прута», а Константин Петер находился в сотне «Шума», входившей в курень «Благого». Хотя перемещение боевых отделов из одного куреня к другому также практиковалось. Такие переформирования происходили обычно в связи с разгромом отдельных куреней УПА советскими войсками. Между тем сотня «Сокола» из куреня «Прута» 6 января 1946-го в шесть вечера совершила нападение на гарнизон советских пограничников из 80 бойцов в селе Грабовка. Чета «Бородатого» устроила засаду со стороны села Завий , а отдел «Бровко» ударил на врага с верхнего конца Грабовки. Во время наступления повстанцев на помещение пограничников были использованы гранаты и автоматическое оружие. Отступающие красноармейцы встретили партизанскую засаду. Их потери составили 18 убитых, со стороны повстанцев погибли роевой (командир отделения) «Морозко» и сотник «Бровко».
С лета 1950-го, после расформирования УПА и перехода на другие формы и методы борьбы (с партизанских на подпольные), Петер был назначен референтом пропаганды Станиславского окружного провода ОУН-Б, а позже окружным референтом.
По воспоминаниям бойцов майора «Сокола», он говорил повстанцам: «Тот, кто взялся завоевать свободу для Украины, падать духом не имеет права. Борьба требует жертв. Мы выборем, обязательно выборем волю. Хотя бы сыновьям, если не себе».
В 1950 году большевики через своих агентов начали интенсивно искать «Сокола». И в те грозные для УПА и подпольщиков времена сельское население, несмотря на репрессии, как могло помогало повстанцам. НКВД свирепствовало, разыскивая Петера, но он был неуловим: неожиданно появлялся то под Богородчанами, то под Свалявой и снова исчезал в Черном лесу.
Все меньше оставалось воинов в его охране. Где-то около села Дзвиняч Богородчанского района, выполняя очередное задание, погибли отважные братья Костюки. Погиб окружной разведчик «Шрам». С помощью агентуры, провокаций и террора в 1950-х годах чекистам удалось полностью уничтожить 10 подпольных районов ОУН-Б и 10 частично.
12 ноября 1950 года года на
Рожнятивщине состоялось последнее богослужение подпольщиков со всего края. Им руководили одни из самых прославленных командиров УПА - референт СБ
Николай Твердохлеб «Гром» и окружной референт ОУН-Б «Сокол». С этого времени резко меняется тактика подполья. Полковник «Гром» выступил с речью к собратьям, где призвал не сдаваться и держаться до последнего, выражая надежду, что когда-нибудь Украина обязательно станет независимой.
Подпольщикам и повстанцам с каждым днем становилось все труднее выжить. Еще летом лес защищал от опасности. Зимой отряды вооруженных и тепло одетых энкэвэдэшников прочесывали каждый метр поля и леса в поисках укрытий.
И население не сдавалось и, как могло, помогало повстанцам. Добрых людей встретил майор «Сокол» и в селе Грабовец. Зимой 1952-го Мария Кваснюк сделала в своем доме тайник для «Сокола». В ту зиму помогли ему крестьяне Гандзюк и Глинский. А Михаил Ковтун за помощь Петеру был осужден на 25 лет тюрьмы.
Наступали Пасхальные Праздники 1953 года. Майор «Сокол», потеряв всех близких ему людей, больной, снова пришел в село, где когда-то жила его семья, где выросли его дети, к крестьянам, которых любил и которым верил. И на поселке «Копачовка» неподалеку от дома Петера его уже ждали каратели НКВД. Окружили. Думали взять живым. Кричали: «Петер сдавайся! Мы сохраним тебе жизнь!» Константин боролся с врагом до конца и предпочел плену героическую смерть. Когда большевики подошли ближе, он выпустил в них очередь из автомата, а последней пулей оборвал свою жизнь.
Судьба семьи Константина Петера
В семье Константина Петера было двое детей: дочь Лида (1927 г. р.) И сын Зиновий-Богдан (1930 г. р.). В конце 1947 года супругу «Сокола» Михайлину, дочь Лиду и зятя Василия вывезли в Казахстан, а 17-летний сын Зиновий сумел убежать. Добравшись до отца в Черный лес, взял себе псевдоним «Тимиш» (в семье Петера лелеялось уважение к Богдану Хмельницкому) и остался в охране отца.
Два года отец с сыном бок о бок воевали с врагом. В декабре 1949 года, возвращаясь в район
Зеленая Надвирнянского района, «Сокол» услышал выстрелы. Это над приселком села Зеленая - Максимцом шел бой. Зная, каким оружием пользовался «Тимиш», Константин понял, что большевики напали на крыивку, в которой находился его сын и еще двое стрелков. Между горой, на которой стоял Петер и горой, на которой шел бой, лежало глубокая пропасть - помочь сыну не было возможности. "Сокол" очень тяжело переживал потерю сына.
В тяжелую зиму 1952-53 года Петер писал жене в Караганду:
"Мои Дорогие! Когда дойдет это письмо к Вам - не знаю, но все-таки с дальних и родных сторон поздравлю Вас словами: Христос Родился ... Переверните листочки, просмотрите прошлую нашу жизнь, и когда засияет звезда, вспомните нашу семью в родном гнезде. В Сочельник оставьте два места для нас ...
Духом я буду с Вами. Потому что кому еще я расскажу свою печаль и свою боль?
Поймет ли кто-то больную, одинокую душу? Болит безумно душа и тело. Я не живу, а только существую. Дождусь ли того счастливого дня, когда увижусь с Вами? Это для меня святая святых. Писать нет сил, но зато мысли мои летят к Вам в чужой край. Поймите меня и почувствуйте - буду Вам благодарен. Предполагаю, что бедствуете... Но я теперь бедствую хуже Вас. Я тяжело болен ... Голод и холод - это мои верные друзья, они меня никогда не оставляют. Простите и не жалуйтесь на меня. Помните, что я духом с Вами. Целую Вас искренне, Ваш К ...
Прошли годы ... Жену Константина Петера похоронили в 1962 году в Казахстане. В 1966 году в родное село вернулась дочь Лида с мужем и детьми. Родного дома уже не было: его раньше разобрали и перевезли в колхоз. Попросили председателя колхоза разрешения в родительском саду построить малую хижину. И председатель колхоза в ответ послал трактористов, и те выкорчевали сад.
Память
В 1991 году бывшая подпольщица «Марта» побывала на месте дома своего командира. И увидела лишь голое поле, поросшее бурьяном. «Марта» разыскала дочь «Сокола» Лиду, которая в то время уже была тяжело больна. И обещала, что поможет вернуть доброе имя ее отца. В июне 1992 года через газету «Новое Время» «Марта» напомнила крестьянам села Грабовец о человеке, который во время польской оккупации организовал в нем читальню «Просвиты», сельский хор, учил их детей любить свою землю, любить Украину.
На месте гибели «Сокола» и на месте его бывшего дома установлены и освящены кресты. На освящении присутствовали дочь Лида, зять, внуки и правнуки майора УПА Константина Петера «Сокола».
29 сентября 2001 года в селе Грабовец открыт сельский музей. В тот же день Ивано-Франковской областной управой ВЛУЖ с помощью агрофирмы «Стецовская» Снятинского района, которая выделила 270 яблонь, и Прикарпатского военно-спортивного лицея в Богородчанах заложен сад. После, с участием священников местной общины, Братства УПА и председателя Богородчанской РГА сад освящен. Летом 2003 года построена часовня, благоустроен сад и подъездная дорога, а скульптор
Василий Вильшук изготовил из гранита памятный знак.
14 октября 2003 года на праздник Покров Божьей матери на месте дома Константина Петера в «Саду памяти» состоялось освящение часовни и памятного знака в его честь.
Памятник воинам УПА в селе Грабовец Богородчанского района Ивано-Франковской области
Источники: Украинская Википедия
Ярослав Коретчук "Воины УПА, родом из Надднепрянской Украины"