Иван Демидович Трейко (псевдонимы: «Немо», «Дыбов», «Терейко») - военный деятель, повстанческий атаман, непримиримый борец с советской властью эпохи освободительной борьбы (1917-1921 годы), в годы Второй мировой войны - активный участник партизанского движения на Волыни, консультант по партизанской борьбе при штабе Украинской повстанческой армии - Полесская Сечь (УПА-ПС) атамана Тараса Бульбы-Боровца, руководитель военной разведки Украинской повстанческой армии (УПА), один из семи ее генералов, который получил это высокое воинское звание посмертно.
Это неполный перечень биографических данных одной из самых загадочных, малоизвестных широкой общественности и незаурядных исторических личностей отечественной военной истории, чье имя еще при его жизни для большинства современников стало живой легендой, а среди историков до сих пор вызывает неоднозначные, порой диаметрально противоположные оценки и суждения.
Село Старостинцы, в котором родился Иван Трейко
Для исследования жизненного пути и деятельности Ивана Трейко мало архивных источников, а мемуары участников тех событий и тогдашние публикации малодостоверны и страдают значительными неточностями.
Иван Демидович Трейко родился 16 апреля 1898 года в селе Старостинцы (теперь Погребищенского района Винницкой области в крестьянской семье.
О детстве, юношестве и молодости будущего генерала почти ничего не известно. Впервые он упоминается в 1919 году, как партизанский вожак, отряд которого успешно действовал против большевиков, а затем и белогвардейцев на юго-западной Киевщине - территории Сквирского, Таращанского и Белоцерковского уездов.
Сегодня трудно с уверенностью сказать о причинах, которые заставили двадцатиоднолетного молодого человека в грозные годы Украинской революции лично взяться за оружие и поднять своих земляков-крестьян на вооруженную борьбу.
Под сомнение можно поставить и его воинское звание - полковник Армии Украинской Народной Республики (УНР), о чем говорится в некоторых воспоминаниях. Однако, одно можно сказать точно: что Иван Демидович был природным лидером, отмечался боевым характером, имел неплохие организаторские способности, хорошо знал с детства родную местность, а за свою неуловимость пользовался большим авторитетом среди местных крестьян и, что самое главное, стоял на твердых самостийницких позициях.
Как вспоминают современники, этот повстанческий предводитель долгое время успешно вел борьбу против большевистских оккупантов, нанося им значительный урон. Иван Трейко сумел наладить на контролируемой им территории разветвленную конспиративную сеть: повстанцы непосредственно собирались только для вооруженных нападений на большевистских карателей, в остальное время они выглядели как обычные крестьяне, работая на полях и усадьбах. Постоянно при атамане находилось небольшое количество наиболее проверенных и преданных бойцов.
«Его способы борьбы с красными были оригинальные, отличные от тактики других атаманов, - свидетельствовал на страницах своих мемуаров сотник Армии УНР и известный повстанческий атаман Яков Гальчевский. - Трейко был для красных неуловимым потому, что на территории нескольких уездов (Сквира, Тараща, Белая Церковь) имел большую конспиративную сеть. Соберет своих людей, сделает нападение на какой-то коммунистический объект, своих казаков распустит, а красные попадают в пустоту, ища отдел атамана. Когда все перетрется, опасность пройдет, событие призабудутся, то Трейко, бывало, снова выбирает место удара, хитро реализуя замысел. Своих доверенных казаков Трейко имел до 20. Это были люди отважные и хорошо вооруженные. Казаков, которые привлекались дополнительно и которые могли быть ночью на повстанческой работе, а днем гречку сеяли, было несколько сотен. Такая тактика сделала Трейко на Киевщине очень популярным и грозным для коммунистов».
С 1920 года, после военного поражения в освободительной борьбе Армии УНР, как значится в «Энциклопедии украиноведения», «дело борьбы за независимость Украины перешло фактически к повстанцам».
В этот период в Украине разворачивается крестьянское повстанческое движение, которое носило массовый характер. Среди известных нам атаманов, которые самовольно боролись с жестокой большевистской системой на Правобережной Украине, были: Яков Орел-Гальчевский, Яков Байда-Голюк, Иван Трейко, Харли Кравченко, Николай Кушнир, Яков Драгончук, Евгений Овчарук, Черный Ворон, Кирницкий, Садовой, Шпилевой, Коваленко и многие другие, которые до 1925 года включительно вели с ней жестокую и бескомпромиссную борьбу. Действуя партизанскими методами, повстанческие отряды все же отличались друг от друга боеспособностью, организованностью и дисциплиной, что в значительной степени зависело от личных качеств командиров.
Весной 1921 года отряд Ивана Трейко в количестве 100 человек территориально входил во 2-ю группу 8-го повстанческого района (около 4,5 тыс. повстанцев), в зону ответственности которой включались южные уезды Киевской губернии.
Известно, что полковник Трейко принимал непосредственное участие в подготовке антибольшевистского восстания в Украине. Так, во время Второго зимнего похода (ноябрь 1921-го), по планам Повстанческо-партизанского штаба (ППШ) на базе своего отряда он должен был развернуть и возглавить отдельную повстанческую дивизию. Некоторое время штаб Трейко возглавлял агент ППШ Цимбалюк, который позже командовал отдельным отрядом.
Летом 1921 года Трейки, вместе с атаманами Заболотным, Богуном, Волком, Бедой и Филином, признал над собой власть Всеукраинского повстанческого комитета, который во главе с Антоном Бондаренко действовал на территории Брацлавщины и подчинялся правительству УНР в изгнании.
В своих воспоминаниях «С поляками против Украины», которые вышли в 1924 в Харькове, начальник Повстанческо-партизанского штаба генерал-хорунжий Армии УНР Юрий Тютюнник (1891-1930), пытаясь с одной стороны частично оправдать свои ошибки при подготовке и осуществлении Ноябрьского рейда 1921 года, довольно тенденциозно и безосновательно обвинял Ивана Трейко в «атаманщине» и недисциплинированности, вследствие чего якобы во время подготовки антибольшевистского восстания летом 1921-го последний вместе с Щербанюком по приказу Главного атамана Армии УНР С. Петлюры действовал «вопреки директивам П. П. Штаба».
Коммунистическая пропаганда изображала украинских повстанцев бандитами и грабителями, пытаясь в глазах местного населения всевозможными средствами дискредитировать их командиров. На подавление повстанческого движения в Украине была брошена вся сила большевистской карательно-репрессивной системы.
После ликвидации советскими чекистами летом 1921 года 40 повстанческих отрядов (Гулого-Гуленко, Орлика, Лиха и др.), гибели и ареста свыше 3 тысяч украинских партизан, повстанческое движение в Украине постепенно пошел на спад.
В 1922 году Иван Трейко вынужден был несколько изменить свою тактику. Спасаясь от преследований чекистских отрядов и воинских подразделений Красной Армии, отделы Ивана Трейко вынуждены были на короткий срок переходить советско-польскую границу в районе Ровно, где они находили временное пристанище. В свою очередь, город Ровно временно стал центром подготовки украинских повстанцев и разведчиков.
В этот период Трейко активно сотрудничал с польской разведкой и Генеральным штабом. Через «коридор» на польско-советской границе повстанческая группа Трейко до 1925 года осуществляла боевые рейды на территорию УССР.
Самыми известными были два из них: в августе 1922 года, когда на территорию Украины были направлены отряды Трейко, Шепеля, Щербанюка и Облака, и летом 1923-го объединенная группа атаманов Трейко и Грищенко с целью поднять «всеобщее восстание» в Украине.
В начале 1925 года Трейко со своим отрядом действовал в районе Белоцерковского, Бердичевского и Уманского округа. Хотя почти каждый раз отряду Трейко с небольшими потерями удавалось возвращаться на польскую территорию, однако с военно-политической точки зрения большинство этих рейдов оказались напрасными. Они уже не могли поддержать повстанческое движение на уровне осени 1921 года.
В 1925 году Иван Трейко временно прекратил вооруженную борьбу и с семьей поселился в селе Самострелы на Ровенщине. Но построить мирной семейной жизни ему так и не удалось.
В 1927 году советским чекистам удалось выйти на его след и осуществить на него покушение. Тяжело раненый в челюсть, Иван Трейко спасся и выжил, но при этом сильно пострадала его внешность. Вероятно, по этой причине, а также из-за соблюдение им требований жесткой конспирации, до сих пор невозможно найти ни одной его личной фотографии.
Тот факт, что советские спецслужбы много лет вели настоящую «охоту» на атамана Трейко, привлекая для его физического уничтожения самых высокопрофенальных специалистов и в полном объеме используя весь свой разработанный в ходе революционного террора против собственного народа арсенал провокаций и диверсий, признают и советские историки, хотя и не называют фамилии агента, который совершил покушение на атамана.
Хотя в биографии советского чекиста, одного из руководителей партизанского движения в годы Второй мировой войны, полковника М. Прокопюка, помещенной в сборнике «Чекисты» (серия «Жизнь замечательных людей», изд. «Молодая гвардия», 1987), указано что он «участвовал и отличился в ликвидации «остатков петлюровских войск» и «контрреволюционных банд» в Украине, среди которых называются и отряды Трейко и Цаль-Цалька.
В межвоенный период у Ивана Дмитриевича происходит определенная переоценка политических взглядов. Он заинтересовался монархическими идеями и навел контакты с «Союзом гетманцев-державников», возглавляемых бывшим гетманом Украины Павлом Скоропадским.
Начало Второй мировой войны вносит свои коррективы в деятельность полковника Трейко, у которого появился реальный шанс в полном объеме использовать свой богатый боевой опыт.
Так, в 1939-1940 годах он вместе с группой единомышленников по поручению «Союза гетманцев-державников» на территории Западной Украины занимался налаживанием связей с патриотическим подпольем в целях организации и развертывания партизанского движения.
В своих воспоминаниях «Армия без государства» командир «Полесской Сечи» атаман Тарас Бульба-Боровец, который лично встречался с монархистами-гетманцами весной 1940 года в Варшаве и Кракове, вспоминал, что во время разработки ими общего «плана политически-милитаристских акций демократических сил в Украине в случае немецко-советской войны ... в вопросах партизанской тактики консультантами были: полковник Войнаровский-Гальчевский, бывший повстанческий атаман Подолья «Орел», полковники - Иван Трейко, Андрей Долуд, Петр Дяченко, сотник Галюк-Малиновский и многие другие профессиональные знатоки повстанческой войны».
С началом боевых действий на территории Украины, Павел Скоропадский развернул активную политическую деятельность с расчетом объединить украинские организации для общей цели - борьбы за Украинское государство. С этой целью Иван Трейко возглавил дипломатическую миссию от П. Скоропадского к Т. Бульбе-Боровцу, которая 5 августа 1941 года в Ровно подписала договор об участии гетманцев в рядах Украинской Повстанческой Армии - «Полесская Сечь» - национального партизанского военного формирования, подчиненного правительству УНР в изгнании, которое в 1941-1943 годах успешно воевало на Полесье. Согласно условиям этого договора, гетманские полковники Совенко и Трейко вошли в Штаб УПА - «Полесская Сечь».
Итак, с 5 августа 1941 года по 18 августа 1943 года полковник Иван Трейко, как консультант по тактике партизанской борьбы, непосредственно участвовал в создании структур Украинской Повстанческой Армии - «Полесская Сечь» (впоследствии - Украинская Народная Революционная армия (УНРА). Как старшина ее штаба, лично разрабатывал и принимал участие в боевых операциях по защите украинского населения Полесья и Волыни от немецких оккупантов, советских партизан и отрядов польской Армии Крайовой. (По некоторым данным, Трейко планировал распространить влияние бульбовцев на территорию Надднепрянской Украины и собирался отправиться туда с группой бойцов, но это не удалось осуществить - прим. Роман Вольнодумов).
В 1942 году Иван Демидович был арестован гестапо в Холме. После освобождения он снова возвращается на свой пост в административно-учебную часть штаба УПА «Полесская сечь» (в декабре 1941 года Бульба-Боровец сменил название своего формирования и оно стало называться просто УПА - прим. Роман Вольнодумов) .
Атаман Т. Бульба-Боровец вспоминал, что летом 1943 года, во время обострения отношений бульбовцев с отрядами Украинской повстанческой армии Степана Бандеры, группа старшин УНРА, в которую входили полковники Литвиненко, Смородский, Трейко, Совенко, Новицкий, сотники Раевский, Жданович, поручик Гудимчук и др. (все вышеперечисленные, за исключеием мельниковца Ждановича, были бывшими офицерами армии УНР - прим. Роман Вольнодумов), с целью предотвращения невинных жертв и разрешения бессмысленной братоубийственной войны, решительно отказалась от предложения использовать против бандеровцев оружие (на чем настаивала часть молодых старшин УНРА во главе с одним из ее главных идеологов, лидером
Украинской Нардно-Демократической Партии (УНДП), бывшим бандеровцем Иваном Митрингой - прим. Роман Вольнодумов).
19 августа 1943 года органы Службы безопасности Организации украинских националистов Бандеры (СБ ОУН-Б) неожиданно окружили штаб Украинской народной революционной армии (в этой операции участвовали не только органы СБ ОУН-Б, но и части УПА, в частности сотня "Дороша" - прим. Роман Вольнодумов . После короткой схватки в плен к бандеровцам попали полковник Трейко вместе с женой и сыном и группой офицеров штаба (Совенко, Новицкий, Гудымчук и др.).
В том же месяце полковник Иван Трейко согласился на сотрудничество в военно-разведовательном секторе УПА. В течение осени 1943-го он под псевдонимами «Немо» и «Дыбов» возглавлял школу разведчиков и работников СБ, преподавал в старшинской школе УПА на хуторе Хвоянка Сосновского района Ровенской области. Впоследствии был назначен на более ответственную должность руководителя отдела военной разведки Военного Округа "Заграва".
Определенного внимания заслуживает приказ «Немо» № 97 от 10 декабря 1943 года, опубликованый на страницах второго тома «Летопись УПА. Новая серия »(Киев-Торонто, 1999). В тексте приказа говорится, что в районах и над-районах Военного Округа (ВО) УПА нужно отслеживать деятельность «враждебных сил», к которым были причислены немцы, «красные» и поляки. Предписывалось различать «национальную польскую партизанку» от «красной польской банды», своевременно записывать и сообщать о результатах своих наблюдений руководству отдела военной разведки.
Важным историческим источником последнего этапа его жизни выступают архивные документы: постановления, приказы, разведывательные донесения за личными подписями полковника Трейко, материалы допросов следователями НКВД и воспоминания непосредственных участников тех событий, которые собраны на страницах многотомного издания «Летопись Украинской Повстанческой Армии».
Так, 25 декабря 1943 года, в селе Дермань, Мизочского района, Иван Трейко вместе с другими членами Провода ОУН-Б вел переговоры с представителями венгерского военного командования о совместных действиях против советских войск.
Село Дермань, в котором Иван Трейко вел переговоры с венгерскими войсками
В 1944-1945 годы полковник Трейко фигурирует в этих документах как руководитель отдела разведки штаба УПА Военного Округа «Зарево» и ВО «Тютюнник», а затем Соединения Групп 44 («СГ 44»). К моменту своей гибели 18 июля 1945 года он также занимал должность заместителя шефа штаба СГ 44.
В 1945 году полковник Трейко («Дыбов») имел личную конную охрану, которую возглавлял повстанец «Боевой».
18 июля 1945-го конный отдел Ивана Трейко в количестве 40 человек во время своего пребывания в Городницком лесу, возле села Сторожев Корецкого района Ровенской Области, попал в ловушку и был неожиданно атакован отрядом НКВД (около 70 бойцов). Завязался упорный бой, в котором Иван Трейко героически погиб от большевистской пули.
Решением
УГВР от 8 октября 1945 года ему посмертно было присвоено воинское звание генерал-хорунжего Украинской Повстанческой Армии.
Село Сторожев, в котором погиб Иван Трейко
ИСТОЧНИКИ
Литвин М. Г., Науменко К. Е. Вооруженные силы Украины первой половины ХХ в. Генералы и адмиралы / Институт украиноведения им. И. Крипякевича НАН Украины. - Львов; Харьков: «Издательство Сага», 2007. - 244 с. Гальчевский-Войнаровский Я. Против красных оккупантов. В 2 ч. - Краков: Украинское издательство, 1941. - Ч. 1. 210 с. 1942; Ч. 2. - 169 с. Рипецкий С. повстанческий движение на Украине // Энциклопедия украиноведения. Т. 6, - Львов, 1996. - С. 2117-2122.Савченко В. Двенадцать войн за Украину / В. Савченко. - М .: Фолио, 2006. - 415 с. Центральнийдержавний архив общественных организаций Украины. Фонд 1, Оп. 20. Централь-нûй Комитет коммунистической партии Украинû. Спр. 615. Информационнûе сводки и бюллетень секретно-информационного отдела СНК УССР по борьбе с бандитизмом. (11 февраля - 31 августа 1921 г.). - 227 л. Мазепа И. Польско-украинский союз. Конец вооруженных соревнований УНР / Украина в огне и буре революции, 1917-1921. - Германия: Прометей, 1950. - Т. 3. - 220 с. Верига В. Ноябрьский рейд / В. верига. - М .: Изд-во им. Елены Телиги, 1995. - 192 с. Стегний П. А. Крестьянские восстания в Правобережной части УССР в 1921-1923 гг. Дис ... канд. ист. наук. 07.00.01 / Павел Анатольевич Стегний; Кременчугский государственный политехнический институт. - Кременчуг, 2000. - 273 с. Савченко В. Двенадцать войн за Украину / В. А. Савченко. - М .: Фолио, 2006. - 415 с. Савченко В. А. Симон Петлюра / В. А. Савченко. - М .: Фолио, 2004. - 415 с. Андрианов В. Николай Архипович Прокопюк // чекисты: сборник / сост. А. Н. Николаев; рец. А. Т. Андрианов. - Москва: Молодая гвардия, 1987. - С. 323-360.Бульба-Боровец Т. Армия без государства. Слава и трагедия украинского повстанческого движения. Спгады / т Бульба-Боровец. - Киев-Торонто-Нью-Йорк: Фонд имени О. Ольжича. Фонд им. С. Петлюры. - 270 с. Летопись УПА. Т.27 Р. Петренко ( «Юрий», «Омелько»). За Украину, за ее свободу: Воспоминания. - Торонто-Львов, 1997. - 277 с. Савченко В. А. Павел Скоропадский - последний гетман Украины / В. А. Савченко. Х .: Фолио, 2008. - 380 с. Летопись УПА. Новая серия. Том 2. - Волынь и Полесье: УПА и Заполье 1943-1944. Документы и материалы / Под ред. П. Соханя и Е. Штендеры. - Киев-Торонто, 1999. - 723 с. Летопись УПА. - Т. 7. Деятельность ОУН (б) и Заполье УПА на Волыни и южном Полесье (1941-1944 гг.). - Торонто; Львов: Летопись УПА, 2006. - 512 с. Летопись УПА. Новая серия. Том 8. - Волынь. Пылесосы и Подолья: УПА и Заполье 1944-1946. Документы и материалы. - Киев-Торонто, 2006 - 1445 с. Веденеев Д. В. Разведывательная деятельность Украинской повстанческой армии (1943-1945 гг.) // Проблемы истории Украины: Факты, суждения, поиски: Межведомственный сборник научных трудов.- К: Ин-т истории Украины НАН Украины, 2003. - Вып. 10. - С. 381-414.