Совсем недавно я публиковал материал о чехословацких летчиках, воевавших против нацизма в годы Второй Мировой Войны. И уже после публикации материала, неожиданно наткнулся еще на один интересный и подробный материал по этой теме, в котором раскрыты неизвестные мне ранее подробности. Предлагаю его вниманию читателей - это перевод статьи из чешской Википедии.
*************************************************
Памятник Чехословацким летчикам - участника Королевских воздушных сил Британии, Прага, Мала Страна, Klarové náměstí (фото © Tulák)
Диктатура действует подавлением. Диктатура иноземного государства, нарушающего суверенитет и физические границы страны, подавляет значимость национального достояния оккупированного государства. Чтобы обеспечить себе прочные позиции.
И подавление значимости национального достояния начинается со стирания истории. Истории народа из памяти этого же народа. Чтобы люди не знали своей истории, своих героев - выдающихся представителей нации. Ведь если человек не чувствует гордости за самого себя, его гораздо проще сломить и подчинить.
Информированность - основа уважения. Возможно, если представители русскоязычного пространства, граждане России, будут лучше и полнее информированы о достоинствах наций-соседей, это заложит основы для их уважения…
В 1938 году произошла аннексия областей северной Чехословакии нацистской Германией, а впоследствии, еще до начала Второй мировой войны, оккупация Чехословакии с последующим расформированием чехословацких вооруженных сил. Тем самым чехи и словаки оказались заведомо «вычеркнуты» с театра военных действий. Однако миф о том, что «нация просто сдалась» на «милость» оккупантов - действительно миф. И если об отрядах чехословацкого сопротивления кое-кто что-то и слышал (речь о России), то абсолютно для всех российских туристов, с которыми нам удавалось побеседовать, новостью было узнать о летчиках-чехах из Британских воздушных сил.
Далее мы предлагаем перевод статьи из Википедии о Чехословацкой авиационной части в составе RAF (Royal Air Force, Королевских воздушных сил Великобритании). Знаменательно, что эта статья в Википедии есть только на трех языках - чешском, словацком и немецком.
Участие чехословацких летчиков в отрядах RAF во время Второй мировой войны сыграло значительную роль в победе над нацизмом, однако этих отважных воинов постигла самая печальная участь в социалистической Чехословакии, и лишь после 1989 года об этих людях узнали. Всего в рядах RAF воевало 2500 человек.
Уход в сопротивление
Примкнуть к войскам иноземных союзников было непростым делом. Многие чехословацкие летчики приняли предложение маршала Германа Геринга к службе при режиме Протектората Богемии и Моравии - приглашено было около 1500 пилотов и иных специалистов летного дела (по некоторым источникам, технику и команды должны были в итоге перевести в Германию). Другой сложностью была собственно организация бегства из оккупированной страны. Многие пилоты эмигрировали в Польшу, однако там не встретили радушного приема (и большинство летчиков были переведены во Францию, где вступили во Французский иностранный легион для возможности быть принятыми во французскую армию). В начале августа 1939 года польское правительство осознало угрозу, которая исходила от нацистской Германии, а поэтому часть чехословацких пилотов, которые еще не уехали во Францию, были приняты в Польские воздушные силы.
Однако их участие в боях было очень коротким, быстрое поражение Польше положило конец их борьбе. Некоторые пилоты со своими польскими коллегами отправились в Румынию, а оттуда на Средний Восток и во Францию, другие попали в СССР, где их лишили возможности покидать страну, однако после вмешательства чехословацкого министерства внешней политики и они были переброшены во Францию, а позже в Британию. После оккупации Польши для чешских эмигрантов оставался один путь на запад - через Протекторат Словении и Венгрии, где, однако, при поимке им грозила выдача немцам. Для безопасности чешские летчики и солдаты добрались до границ тогдашней Югославии, где действовал чехословацкий консул, который обеспечил им переброс до Бейрута и Ливана, откуда они продолжили путь во Францию и позже Британию.
Франция 1939-1940
На фото - самолет Morane Saulnier MS.406, на котором летали чешские пилоты во Франции
Возникновение воздушных войск во Франции сопровождалось рядом бюрократических проволочек, даже после вступления Франции во Вторую мировую войну. В декабре 1939 года несколько чешских летчиков были приняты во французские подразделения. В январе 1940 года утвердили проект, в котором говорилось о создании самостоятельных чехословацких подразделений истребителей и бомбардировщиков. Вторжение войск Вермахта в Бенелюкс 10 мая 1940 завершило период так называемой «сомнительной» войны. Нацисты вторглись во Францию, и ситуация стала серьезной.
Одним из лучших авиационных подразделений во Франции была Пятая эскадра истребителей, которая включала 18 чешских летчиков, например капитан Алоис Вашатко (Alois Vašátko) и фельдфе́бель Франтишек Пэржина (František Peřina). Наши летчики действовали успешно и считались элитой. Первого июня 1940 был подписан чехословацко-французский летный договор о создании самостоятельного чехословацкого воздушного флота во Франции, однако быстрая капитуляция Франции помешала реализации этого проекта. Чехословацкие летчики были переправлены в Великобританию.
В Королевских ВВС
В Великобритании начали быстро возникать подразделения чехословацких летчиков, еще до подписания официального договора с правительством Соединенного Королевства. При этом речь шла о специальных подразделениях в рамках RAF, где в существующих обстоятельствах служили бы и британские подданные, равно как и наоборот, некоторые чехословацкие летчики и команды были членами чисто британских подразделений. 25 октября 1940 был подписан чехословацко-британский договор Чехословацких вооруженных силах, который помимо собственно учреждения чехословацких воинских подразделений в Британии оговаривал и способ их финансирования. Далее был подписан и финансовый договор между правительством Великобритании и Чехословацким временным правительством о предоставлении военного кредита, на основе которого осуществлялось и финансирование всех чехословацких граждан в ВВС Великобритании.
Воздушная эскадра
В самые сжатые сроки Правительство Чехословакии (вместе с правительством Соединенного Королевства) утвердило создание следующих подразделений:
- 310-е чехословацкое подразделение (в некоторых русских переводах «чехословацкая эскадрилья». - Примеч. перев.) истребителей RAF (310-й боевой эскадрон), основано 12 июня 1940, Даксфорд;
- 311-е чехословацкое подразделение истребителей RAF (311-й боевой эскадрон), основано 29 июля 1940, Хонингтон;
- 312-е чехословацкое подразделение истребителей RAF (312-й боевой эскадрон), основано 5 сентября 1940, Даксфорд;
- 313-е чехословацкое подразделение истребителей RAF (313-й боевой эскадрон), основано 10 мая 1941, Каттерик.
Позже (3 мая 1942 года) из уже существующих эскадрилий истребителей (310, 312, 313) в Эксетере было создано самостоятельное истребительское формирование «Чехословацкое боевое авикрыло».
Кроме этих чехословацких эскадрилий чехословацкие военные были членами следующих британских и одного польского формирований.
- 1-я эскадра истребителей (1-й боевой эскадрон), использующая преимущественно самолеты Hawker Hurricane. В этом эскадроне служило 30 чехословацких пилотов, в том числе прославленный Карел Куттелвашер (Karel Kuttelwascher, 18 сбитых + 5 условно сбитых).
- 68-я эскадра ночных истребителей RAF (68-й ночной боевой эскадрон), основана 7 января 1941 года на базе Каттерик. Изначально была британской, однако в одном из полетов принимали участие и чехословацкие летчики, которые выбрали знак эскадры (сова как символ ночной охоты и пароль «Всегда готов!»). Из их рядов вышел и первый капитан Вэселый (Veselý), чехословацкая эскадра под литерой Б возникла 20 января 1942 года.
- 111-я эскадра истребителей RAF (111-й боевой эскадрон). Шотландская действующая эскадра, оснащенная бортами Hawker Hurricane. Кроме прочих, в эскадре прославились пилоты Й. Мансфелд, О. Кучера (J. Mansfeld, O. Kučera) и пр.
- 122-я эскадра истребителей RAF (122-й боевой эскадрон), базирующаяся на авиабазе Хорнчерч (Эссекс), которая выполняла задания на машинах «Спитфайр» (Spitfire), в том числе по сопровождению британских и американских бомбардировщиков при налетах во Франции, Бельгии и Нидерландах. Среди известных летчиков здесь стоит упомянуть Отто Смика, Т. Крумла и Франтишка Файтла (Otto Smik, T. Kruml и František Fajtl), последний с 1942 года - командующий эскадрой.
- 138-я (десантная) эскадра RAF (138-й эскадрон специального назначения), основанная в 1918 году, а в 1941-м (после основания отделения Special Operations Executive) в Ньюмаркете переформированная в подразделение, созданное для проведения секретных операций на территории неприятеля. Эскадра с международной командой летала на машинах Whitley, Lysander, Halifax и Stirling. Это была та эскадра, которая произвела высадку чехословацких парашютистов в Чехословакии в декабре 1941 года с целью покушения на Гейдриха.
- 222-я эскадра истребителей RAF (222-й боевой эскадрон), членом которой также был О. Смик и другие чехословацкие пилоты.
- 303-я польская эскадра истребителей (303-й боевой эскадрон), авиабаза Нортхолт. В начале Битвы за Британию была успешнейшей эскадрой RAF. Из множества чехословацких пилотов, которые здесь воевали, самым известным был Йозеф Франтишек, сбивший 17 немецких самолетов и 1 условно. По праву он считается лучшим пилотом Битвы за Англию.
- 255-я эскадра ночных истребителей RAF (255-й ночной боевой эскадрон).
- 96-я эскадра ночных истребителей RAF (96-й ночной боевой эскадрон).
- 601-я эскадра истребителей RAF (601-й боевой эскадрон), также известная как County of London. Определенное время в ней служил Иржи Маняк (Jiří Maňák).
- 198-я эскадра истребителей RAF (198-й боевой эскадрон), где служил Иржи Маняк, подразделение летало на самолетах Hawker Typhoon.
Некоторые пилоты служили в подразделениях Maintenance Command и Ferry Pool, их заданием было перегонять отремонтированные самолеты из мастерских к военным базам. Здесь на службе были, например, Карел Шеда и Ярослав Доктор (Karel Šeda и Jaroslav Doktor). В командовании Ferry Command, задачей которого было перегонять самолеты из Канады и США, пилотам являлись 10 чехов и словаков, навигаторов и телеграфистов.
Битва за Англию
Выписка из русскоязычной Википедии: Битва за Британию - авиационное сражение Второй мировой войны, продолжавшееся с 10 июля по 30 октября 1940 года. Термин «Битва за Британию» впервые использовал премьер-министр Великобритании сэр Уинстон Черчилль, назвав так попытку Третьего рейха завоевать господство в воздухе над югом Англии и подорвать боевой дух британского народа. В ходе ожесточенных воздушных боев Королевские ВВС Великобритании отразили попытки ВВС Третьего рейха завоевать господство в воздухе, уничтожить британские ВВС, разрушить промышленность и инфраструктуру страны, деморализовать население и тем самым принудить Великобританию к капитуляции или заключению мира.
Битва за Британию явилась первой военной кампанией, в которой участвовали исключительно ВВС и силы противовоздушной обороны.
Как эскадры истребителей, так и бомбардировщики отличились в бою, известном как Битва за Британию. Надо отметить, что чехословацкие команды подвергались большему риску: в случае сбивания их над немецкой территорией они могли попасть в плен. Однако в отличие от других пилотов, их ждала судьба не военнопленных, но - как граждан оккупированного Германией Протектората - судьба изменников родины. В большей мере это касалось 311-й эскадры бомбардировщиков, которая вела дальние налеты на немецкие территории (вплоть до Италии).
Летчики-истребители
После поражения Франции следующей целью нацистской Германии была Великобритания. Британское правительство искало каждого, кто хотел за него воевать, поэтому чехословацкие пилоты стали долгожданным подкреплением для Королевских воздушных сил. 25 октября 1940 был заключен чехословацко-британский договор, в котором оговаривались детали устройства чехословацких сухопутных войск и авиации.
Летчики образовали самостоятельные формирования, которые стали частью так называемого Добровольнического резерва RAF. В августе 1940 года в Великобритании насчитывалась почти тысяча чехословацких пилотов, которых сразу же направили к обучению на английских самолетах.
Между тем разгорелась Битва за Британию, в которой участвовала 310-я эскадра истребителей. Второго октября началась операционная деятельность и 312-й эскадры. Некоторые чехословацкие пилоты были зачислены в британские и польские эскадры. Лучшим из них и одним из успешнейших среди пилотов-истребителей в целом был Йозеф Франтишек, который воевал в 303-й польской эскадре и в течение сентября 1940 года сбил 17 бортов неприятеля.
К 31 октября 1940 года чехословацкими пилотами было сбито 56 самолетов, а также 14 - условно сбитых и 6 - подбитых. В мае 1942-го возникла Первая чехословацкая высшая истребительская группа, известная как «Крыло». Ее первой известной боевой акцией было участие в Диепской десантной операции (Dieppské výsadkové operace) в августе 1942-го.
Восьмого ноября 1943 года Высшая истребительская группа была включена в свежесозданные британские Тактические воздушные силы и получила название «134-я чехословацкая летная группа». С тех пор чехословацкие эскадры участвовали в непрерывных операциях объединенных воздушных сил, которые были увертюрой к вторжению во Францию…
Шестого июня 1944 года в «День Д» чехословацкие истребители сопровождали высадку 1-й канадской армии. До 28 июня они приняли участие в боях в Нормандии, однако по причине отсутствия резервов были с фронта отозваны и 3 июля присоединены к командованию Противовоздушной обороны Великобритании. Оттуда бомбили немецкие корабли, поезда и боевую технику во Франции и Нидерландах, сопровождали бомбардировщиков, проводили обнаружение и ликвидацию самолетов-снарядов типа V 1 Vergeltungswaffe-1 («Оружие возмездия - 1», в русских переводах «летающие бомбы». - Примеч. перев.).
17-26 сентября 1944 года с самолетов 310-й и 312-й эскадры истребителей велась оборона десантной операции в ареале Арнема и Эйндховена в Нидерландах.
Последней крупной операцией чехословацких истребителей было участие в десантной операции близ города Везеля 24 марта 1945 года.
13 августа 1945 года 54 «Спитфайра» чехословацкой группы истребителей приземлись в аэропорту Праги. Представителей 311-й чехословацкой эскадры бомбардировщиков приветствовали в Праге неделей позже.
Бомбардировщики
С сентября 1940 года вела операции 311-я чехословацкая эскадра бомбардировщиков. Она осуществляла ночные налеты на центры немецкой промышленности, а 23 сентября 1940 года в первый раз атаковала Берлин. Деятельность эскадры продолжалась до апреля 1942 года, когда из-за потерь и недостатка резервов бомбардировщиков направили в аэроразведку над Атлантикой, для обнаружения и уничтожения немецких кораблей и подлодок, а также сопровождения транспортных плавсредств. Наибольший успех пришел к ним в конце декабря 1943 года, когда экипажу самолета B-24 Liberator удалось потопить немецкий корабль Alsterufer со стратегически важным грузом сырья с Дальнего Востока.
Сражения и потери
Военная историография порой подвержена спекуляциям - а потому прославлены имена лишь тех летчиков, которым удалось сбить наибольшее количество самолетов. Однако нужно заметить, что отдельного упоминания заслуживает вклад пилотам и командам 311-й эскадры бомбардировщиков, которая понесла тяжкие потери и среди представителей летного персонала, незаменимого в этой войне.
Достижения чехословацких бойцов RAF - это около 365 сбитых самолетов неприятеля, а также 6 сбитых ракет V1. К этому списку нужно прибавить и огромное количество промышленных, военных и подобных объектов, которые были целями бомбардировок (зачастую успешных) 311-й эскадры.
Цена победы - 531 летчик чехословацкой авиации. Все они отдали свои жизни за победу.
Самолеты, пилотируемые чехословацкими летчиками, в RAF
Истребители: Hawker Hurricane, Supermarine Spitfire
Ночные истребители: Bristol Beaufighter, de Havilland Mosquito
Бомбардировщики: Vickers Wellington, Consolidated B-24 Liberator
Положение бойцов западного фронта в коммунистический период
Спустя некоторое время после возвращения в освобожденную Чехословакию эскадры RAF еще существовали, однако не позднее 1946 года были расформированы и полностью причислены к новым Чехословацким вооруженным силам. Здесь они сразу заняли много руководящих постов (поскольку несколько летчиков, которые в конце войны попали в СССР, помимо них, были единственными специалистами в армии): командующие аэродромов, начальники тренировочных площадок и т. д.
После февральского переворота 1948 года (так называемый «коммунистический путч», приведший в воцарению тоталитарного строя. - Примеч. перев.) и особенно после возникновения новых неестественных процессов в политике внимание партийных и судебных деятелей обратилось и на участников сопротивления на западном фронте. Под прицел попали бывшие участники RAF. Увольнения из армии, преследования и репрессии семей (в том числе выселение из квартир и увольнение с работы), а позже и детей (например, трудности с поступлением в вуз и т. д.) были наименьшей бедой. Многие участники западного сопротивления были взяты под стражу, допрошены (наиболее частым обвинением был шпионаж для западного силового блока) и осуждены на тюремное заключение, часто допросам сопутствовали пытки.
После 1989 года заслуги западного сопротивления по освобождению Чехословакии снова были признаны, а после множества вялых споров пострадавшие были реабилитированы.
Успешнейшие чехословацкие истребители
Первое число это счет сбитых машин, второе - счет потенциально сбитых, третье - почет поврежденных аппаратов. «Успешность» отвечает французской системе зачета поражений, в скобках указаны британские нормы.
Карел Куттелвашер, S/Ldr Karel Kuttelwascher, DFC & bar: 20-2-5 (18 1/2, 2, 5)
Йозеф Франтишек, Sgt Josef František, DFM & bar: 17-1-0 (17, 1, 0)
Алоиз Вашатко, W/Cdr Alois Vašátko, DFC: 15-4-1 (6 7/10, 2 3/4, 1)
Франтишек Пэржина, S/Ldr František Peřina: 12-2-1 (6 1/2, 2, 1)
Отто Смик, S/Ldr Otto Smik, DFC: 11-1-3 (11, 1, 3 +3 ракеты V1)
Йозеф Стехлик, F/Lt Josef Stehlík: 10-3-1 (5 1/5, 2 1/2, 1)
Милослав Мансфелд, S/Ldr Miloslav Mansfeld, DSO, DFC: 10-0-2 (10, 0, 2 + 2 ракеты V1)
Леопольд Шром, F/O Leopold Šrom: 8-2-1 (6 1/3, 1 1/2, 1/4)
Вацлав Цукр, F/Lt Václav Cukr: 8-0-0 (4 9/10, 0, 0)
Отмар Кучера, S/Ldr Otmar Kučera, DFC: 7-1-1 (5 5/6, 1, 1)
Как удивительно трудно бывает восстановить память и вернуть справедливость! Казалось бы, Бархатная революция произошла уже 25 лет назад и людям можно больше не опасаться репрессий и вероломных обвинений, зло практически забыто… Но новый мир бежит вперед, не оглядываясь и забывая подчас воздавать должное миру старому.
Памятник, который олицетворял бы собой честь и доблесть чехословацких летчиков, появился в Праге лишь год назад.
Несправедливость для одних - для других пустое место. Это хорошо показано в фильме Pelíšky (1999) режиссера Яна Хржебейка (Jan Hřebejk). Патриот, ветеран, бывший член «Чешского Сокола» пан Краус делает макет памятника чехословацким летчикам RAF. На дворе весна 1968 года, позади коммунистические репрессии, такие как суд над М. Гораковой (1952), сейчас - хватка партии наконец ослабла, перед финальной трагедией августа 1968-го.
В кино Краус на волне свободолюбивого патриотического подъема, охватившего тогда Чехословакию, планирует представить проект памятника городскому правительству. Памятник летчикам он хотел бы видеть на Летенской плани (открытая площадка с видом на город в Летенских садах) - на почетном месте, хорошо видном с многих точек центральной Праги, венчающем город со стороны левого берега Влтавы.
До 1962 года на этом месте стоял грандиозная 40-метровая скульптурная композиция, посвященная генералиссимусу Сталину. Характерно, что еще до строительства этого монумента здесь предлагалось установить памятник Томашу Масарику. (Сегодня памятник первому президенту свободной Чехословакии можно видеть на Градчанской площади.)
Мы не беремся рассуждать о необходимости и возможности появления памятника Сталину в Праге. Хотя хочется написать, что освобождали город русские танкисты, рядовые солдаты, и к их мемориалу на Ольшанском кладбище не зарастает тропа памяти. Однако этично ли игнорировать память собственных героев?..
Сегодня на Летенской плани мы видим так называемый Метроном. На площади за ним - запустение, катаются скейтеры, гуляют люди. Возможно, это примирительный вариант. Убрать, изъять из облика Праги политику, которая довлеет над всем и вся, в буквальном смысле нависая над городом.
А памятник в честь летчиков-геров все-таки появился! После долгих, долгих лет.
Далее мы приводим перевод статьи о церемонии открытия памятника (текст взят отсюда:
http://www.pilotinfo.cz/z-historie/historicka-letadla/britove-darovali-pomnik-letcum-spitfire-letal-nad-prahou). Фотографии взяты из статьи.
Открытие памятника
Среда 17 июня 2014 стала праздничным днем для всех наших летчиков-ветеранов Второй мировой войны, в том числе из эскадрильи Королевских воздушных сил Британии (RAF). Благодаря инициативе пана Эвана Эдворса (Euan Edworthу) в этот день наши летчики обрели новый памятник как выражение благодарности за их службу от граждан Британии. Крылатый лев теперь стоит на Klárově (Кларовская площадь. - Примеч. перев.) недалеко от станции метро Малостранска в память о 2500 чехословацких пилотов из Royal Air Force.
В этот же день в полдень на военном аэродроме Праги Кбелы прошла пресс-конференция. Среди присутствующих были именитые гости: внук Уинстона Черчилля сэр Николас Соумс (Sir Nicholas Soames), британский военный атташе полковник Andrew Shepherd, автор инициативы памятника Крылатому льву пан Euan Edworthу и другие. Чехословацких летчиков представляли пан Tomáš Lom, полковник Alois Dubec, бригадный генерал Alois Boček, Petr Arton (живет в Израиле), Tom Gibian (живет в США).
На пресс-конференции сэр Николас Соумс поблагодарил представителей летчиков из Royal Air Force за их выдающийся вклад в освобождение наших стран, так же как представителей Министерства обороны Чехии, включая прочих присутствующих.
После этого владелец самолета Spitfire Mk.XVIe Стефен Роджер Стэд (Stephen Roger Stead) поднялся в воздух с аэродрома Кбели, чтобы пролететь над Прагой. Это был пробный полет перед праздничным вечерним. После его приземления взлетела группа чехословацких спортивных самолетов Z-526, Z-326, а с ними и двухмоторный Aera-145. Это были пилоты Исторической Чехословацкой эскадры, воздававшие таким образом честь летчикам-ветеранам. Они сделали круг над Прагой. Группа из восьми самолетов в небе смотрелась величественно.
Примерно в 17.00 все приглашенные гости, а также огромное множество зрителей встретились на пражском Кларове, где сэр Николас и несколько чехословацких летчиков из RAF торжественно открыли памятник Крылатому льву. Кроме летчиков - ветеранов войны присутствовало несколько чешских политиков, включая министра обороны Мартина Стропницкого, генерала армии Петра Павла, главкома ВВС Чехии бригадного генерала Либора Штефаника, командующего Воздушными силами Чехии Яна Гамачка, председателя Poslanecké sněmovny парламента Чехии Олдржиха Ломецкого, старосты городской части Прага-1, а многих других.
Идея памятника летчикам-ветеранам пришла от британской диаспоры в Праге и пана Эвана Эдворса (Euan Edworthy), который здесь живет с 1994 года: «Мы думали о Второй мировой войне и удивлялись невероятному вкладу чехословацких летчиков, которые, преодолев огромные препятствия, вступили в ряды Королевских воздушных сил и активно включились в воздушную битву против нацистов. Пилоты были ассами своего дела, настоящим козырем Британии. Мы узнали, что в Чехии нет ни одного (!) памятника, который показал бы, как многим обязаны британцы этим людям, которые в бою положили свои жизни, и мы решили это исправить», - объясняет пан Эдворс, на проект собрали всего за один один месяц собрали 3,3 млн корун.
В полседьмого вечера над Кларовом показался «Спитфайр». Его пилот, а также и владелец провел на меньшей высоте повтор своего дневного полета, что остановило на некоторое время движение транспорта! Мосты в округе были полны зрителей, «Спитфайр» над Прагой был живой благодарностью всем нашим летчикам.
А вот - совсем свежая статья августа 2015 года, в которой рассказывается о годовщине возвращения чехословацких летчиков на родину (
http://www.pilotinfo.cz/z-historie/pred-70-lety-se-vratili-nasi-letci-domu)
Через 70 лет наши летчики вернулись домой
Этот год наполнен воспоминаниями о 70-летии окончания последнего мирового конфликта, в котором приняли участие помимо прочих также чехословацкие летчики вместе с авиамеханиками и другими специалистами, служившими в разных эскадрах RAF. В пятницу 14 августа 2015 на Градчанской площади состоялось торжество в честь 70-летней годовщины возвращения наших пилотов из Англии на родину. На этом же месте был представлен макет самолета Spitfire Mk.IX в настоящую величину. Акция проходила под патронатом старосты Праги-1 пана Олдржиха Ломецкого, но также получила широкую поддержку со стороны чешских гражданских и военных организаций, таких как Европейский военный центр образования и отдыха «Эйр» (Evropské vojenské vzdělávací a rekreační centrum Air) маршала RAF Карла Яноушка (Karel Janoušek), Благотворительный фонд «Эйр» маршала RAF Karla Janouška, Чешский союз борцов за свободу, Чешский Спитфайдер клуб (Czech Spitfire Club) и Чешский клуб генерала Яноушка.
Среди гостей были выдающиеся люди: бригадный генерал Эмил Бочек (Emil Boček), полковник Павел Вранский (Pavel Vranský), полковник Эмил Шнеберг (Emil Šneberg). В праздничной акции также приняла участие пани Гана Файтлова (Hana Fajtlová), вдова летчика RAF. Праздничный церемониал закончлся молитвой кардинала Доминика Дуки в соборе Святого Вита.
Здесь необходимо вспомнить жертвы в числе более 500 наших пилотов, которые из боевых миссий не вернулись. Разумеется, все мы хорошо знаем, что было потом. После февраля 1948 года коммунистическое правительство «отблагодарило» их репрессиями, тюрьмой, и те, кто не успел снова эмигрировать, нередко вынуждены были влачить свое существование в недостойных условиях. Вот о чем необходимо помнить многим нашим гражданам, ибо присутствие партии коммунистов в парламенте буквально оскверняет память всех тех, кто стал жертвами их чисток.
Народ, по моему мнению, слишком быстро все забывает. (…) Коммунисты продолжают жить идеологией, которая посылала на смерть героев, воевавших за нашу родину.
Эван Эдворс, основатель и директор пражского PR-агентства Best Communications, инициатор проекта и сбора средств на памятник Крылатому льву, а также генеральный спонсор этого события, говорит:
«Великобритания и весь свободный мир очень обязаны чехословацким летчикам, которые в течение Второй мировой войны воевали в RAF.
Для меня большая честь, что я мог принять участие в праздновании 70-летия их возвращения на родину. Они были встречены как герои, но после большинство из них испытало презрение к себе, подвергалось гонениям. Мы сами, как поколение будущего, ответственны за то, чтобы их отважный подвиг не канул в забвение и чтобы деяния их героизма помнили всегда».
Церемония была организована международной неправительственной организацией Орден рыцарей креста с красным сердцем - Cyriaci, спонсором выступило общество Best Communications. Благодаря этому же обществу памятник нашим летчикам установлен на Кларовой площади, где и останется. Сегодня наши летчики в RAF имеют достойных наследников - продолжателей дела. Пилоты воздушных сил ВВС Чехии на самолетах Gripen патрулируют разные области в рамках Вооруженных сил НАТО, и надо сказать, что их деятельность высоко оценена. Свобода - вовсе не данность, и это были чехословаки, которые 70 лет назад своими силами помогли ее вернуть.
https://tulak-cz.livejournal.com/1741.html ================================================================
Йозеф Франтишек
Эмиль Бочек
Чехословацкие летчики в Англии. 1943 г.
Чешские пилоты из состава британских ВВС разговаривают рядом с истребителем «Спитфайр». У истребителя в бою с повреждено крыло. Чехословацкими эскадрильями по своему составу в британских Королевских ВВС были: 68-я, 310-я, 312, 313-я (истребительные) и 311-я (бомбардировочная).
Чешский пилот 310-й эскадрильи британских королевских ВВС (310Sqn RAF) сержант Богумир Фюрст (Bohumir Furst) стоит с собакой в руках на крыле истребителя «Харрикейн» Mk.I (Hawker Hurricane Mk.I). Фотография сделана в период битвы за Британию, в ходе которой Фюрст сбил четыре немецких самолета.
312-я Чехословацкая эскадрилья
Пилоты 312-й эскадрильи музицируют
Чехословацкий пилот британских ВВС
Чехословацкие пилоты играют в волейбол
Капитан
Карел Кутгельвашер - лично сбил 20 немецких самолетов
Чехословацким летчикам вручаются польские военные награды. Сентябрь 1939 г.
Героизм, мужество и самоотверженность чешских летчиков, проявленные ими в годы Второй Мировой Войны убедительно опровергает лживый миф о том, что "чехи в период немецкой оккупации сидели тихо и не высовывались, покорившись своей участи". А ведь были еще чешские легионы, бригады, дивизии и корпуса в составе Войска Польского, французских и британских войск, Красной Армии (большинство чехов, воевавших в РККА отнюдь не были коммунистами и просоветски настроенными, они попали туда в силу обстоятельств); чешское партизанское сопротивление, большинство участников которого составляли национал-демократы (именно чешские и словацкие партизаны ликвидировали одного из инициаторов Холокоста, генерала СС и немецкой полиции, координатора деятельности по борьбе с внутренними врагами Третьего рейха Рейнхарда Гейдриха).
Незаконно захвативших власть чешских коммунистов, которые репрессировали и обьявили этих выдающихся героев и лучших людей нации "врагами народа" - смело можно ставить в один ряд с Квислингами, Петенами и прочими нацистскими холуями, которые предали свои страны, променяв национальную честь и гражданское достоинство на статус гитлеровских шестерок. Именно поэтому все
памятники советским оккупантам в Чехии рано или поздно будут снесены. Во имя торжества исторической справедливости.