Книгофевраль, часть вторая

Mar 01, 2013 10:05

Вторая часть февраля ознаменовалась подборкой книг о войне, жизни и смерти, а также испанским колоритом. Несмотря на казалось бы неоптимистическую составляющую, практически все оказались чудесны. Узнавать, переживать, читать не только истории с пресловутым happy end именно то, что было нужно.













Франко Арминио "Открытки с того света"

Название, как ни странно, полностью отражает содержание. Чаще всего авторы стремятся изобразить жизнь героя, а вот товарищ Арминио решил соригинальничать и сделал небольшие зарисовки на тему смерти как последнего штриха жизни.

Порой даже несколько предложений могут многое сказать о человеке. Каждая "открытка" разная, но в целом присутствует дух трагикомедии. За каждой строкой, возможно, даже словом, угадывается чёткая картина, которую легко можно представить. Необычно и трогательно.

Виктор Франкл "Сказать жизни "Да!". Психолог в концлагере."

"У кого есть "Зачем", тот выдержит почти любое "Как". Ницше

В какую бы ситуацию ни попал человек, у него есть последнее - его свобода распоряжаться собой и не сломиться духом. Пусть даже он оказывается в концлагере.

Виктор Франкл рассказывает на своём примере о том, как всё было с психологическо-философской точки зрения. Нет, всех ужасов Освенцима и иже с ним не будет, благо о них написано не мало. Его задача - нарисовать психологический портрет человека в течение трёх стадий, который он преодолевает. И в конечном счёте мы сами творим свою судьбу, возвышаясь или падая духом.

Книга будет полезна тем, кто считает, что его жизнь трудна, прочитайте и сравните, тогда поймёте, что жаловаться не на что, разве что на себя и свою позицию по отношению к жизни. Это не мы ставим цели, а она, а мы должны учиться их преодолевать, иначе никак.

Странно, но меня чисто психологически книга оставила равнодушной, разве что нашла для себя несколько интересных мыслей, но это уже немало.

Пьер Ассулин "Клиентка"

Удивлена столь низкими оценками, так как книга прекрасна и представляет собой самую настоящую головоломку, несмотря на небольшой объём.

Действие разворачивается на отдельно взятом участке парижской улочки. Казалось бы, всё тихо и спокойно вот уже несколько десятилетий, если бы при написании биографии одного романиста главный герой не обнаружил материалы доноса, затрагивающего жизнь как раз-таки "добрых соседей".

Безусловно, война и действия во время неё - особая статья, но повествователь во что бы то ни стало хочет ответить на главный вопрос - "Почему?". И вот тут начинается разветвление истории, так как непосредственно жертва, даже зная правду, отказывается быть палачом ввиду прошествия лет, но главного героя уже не остановить. Имеет ли он, относящийся уже к послевоенному поколению судить? Однозначно вопрос морали.

Порой, ища истину, выясняется множество подробностей, которые могут привести к совершенно неожиданным последствиям и касаются не только прошлого. Нельзя писать историю кровью и, пытаясь наказать зло, самим стать его поборником.

Кто виноват? - решать читателю, абсолютной правды не существует, у каждого она своя, как и сделка с совестью, которая нечиста у всех.

Николь Краусс "Хроники любви"

"Хроники любви" - это книга, но не та, которую вы соберётесь прочесть, а та, что составляет ту связующую нить между множеством повествований. Действия происходят в Польше периода Второй мировой, Чили спустя некоторое количество времени, а также США аж 50-60 лет после. Это путешествие написанной рукописи, мыслей и чувств на протяжении всей жизни, по мере того, как герои проживают свою, отличную от той, которой бы им хотелось, ведь судьба - главный писатель всего сущего.

Это действительно хроники жизни сразу нескольких персонажей:

- Лео Гурски - старик, писатель, эмигрант, живущий былой любовью и пишущий о жизни. Повествование сквозит жутким чувством одиночества, но всё же ему на помощь приходят "человек-невидимка" и его лучший друг Бруно и возвращение того, что он когда-то написал о любимой девушке.

На самом деле сказать о нём можно немного.
Он был великим писателем.
Он был влюблён.
И это была его жизнь.

- Девочка Альма, названная в честь той самой возлюбленной Лео из книги. Ей всего 15, она потеряла отца и пробует с этим смириться, а заодно присмотреть за младшим братом, возомнившим себя новым мессией, и наладить личную жизнь матери-переводчицы, которая по воле судеб сталкивается с просьбой перевести ту самую книгу. Но вот по чьей просьбе?

- Цви Литвинов - ещё один эмигрант, бежавший в Чили и притворившийся ради своей возлюбленной Розы сначала поэтом, а затем и писателем. Именно его считают подлинным автором книги "Хроники любви", а уж почему - узнаете в самом конце. Именна эта линия самая необычная поначалу и вводит в заблуждение. Она и ещё дневник Птицы (брата Альмы) снизили лично мой интерес к повествованию.

Книга более чем необычная, этакое переплетение судеб, явно не для каждого читателя, но категорически рекомендуется любителям прозы с интригой и загадками, любящим рефлексировать после прочтения. Финал столь же необычен и в то же время логичен, как и сама идея.

Патрисия Вастведт "Немецкий мальчик"

Повествование о перипетиях судьбы одной семьи и её близкого окружения во время войны. Забавно, но мальчик отнюдь не главный персонаж, скорее главная жертва, которого война лишила всего, а прежде всего осознания, кто он и на чьей стороне.

Кратко обрисовав картину прибытия данного персонажа, автор пишет о прошлом с десяток лет назад, когда фашизм лишь зарождался. Постепенно мы проживаем жизнь вместе с героями по годам, будто и впрямь являемся участниками происходящего. На этом месте главное не запутаться в именах, пожалуй, это ключевой момент.

Действие происходит в тихой Англии и частично в Германии, где начинают разгораться страсти. Разные взгляды, разные жизненные позиции в ключевых вопросах, абсолютно разные герои в рамках одной семьи. Одна из линий напоминает "Искупление": предательство сестры, привыкшей получать всё, не испытывая стыда и жалости, собственно и приводит к тому, что рано или поздно всё рушится и запутывается настолько, что страдают те, кто страдать не должен.

Итого много поломанных судеб, любовная интрига, семьи, которые в своём несчастье непохожи друг на друга, предательство и честь, долг, как моральный, так и перед государством, а также увлекательное повествование, которое, несмотря на описываемый период, идёт легко. И я бы поставила высшую оценку и занесла эту книгу в любимые, если бы не финал. Слишком смазанный для такой книги. Как будто автор писала-писала, а конец не продумала и получилось подобное. Обидно, потому что всегда разочаровываешься, когда в итоге твои ожидания обманули.

В любом случае рекомендовала бы как социально-психологическую драму на фоне войны в пределах одной семьи.

Alejandro Casona "Prohibido suicidarse en primavera"

Скажу честно, после того, как пьеса "Los árboles mueren de pie" ("Деревья умирают стоя") стала для меня открытием прошлого года, я боялась читать ещё одну работу Касоны и разочароваться в ней. Как хорошо, что этого не случилось. Более того, из испанских драматургов и сценаристов он для меня вышел на первое место.

А теперь о книге, которая заявлена как комедия в трёх актах. В тексте встречается более удачное описание - "un espectáculo humano tan descorcertante, tan comedia y tragedia al mismo tiempo". Это действительно трагикомедия человеческих судеб, потому что как можно шутя говорить о смерти? "Не изволите ли выбрать дерево, чтобы повеситься?" - примерно в таком ключе всё начинается. Хоть смейся, хоть плачь.

Знали ли вы, что среди самоубийц молодых и влюблённых больше, чем старых и несчастных? Или что большее количество самоубийц приходится именно на весну? Любопытно, не правда ли? Касона в лице доктора выдаёт следующее умозаключение:

¿No cree usted que el dolor es cien veces más intolerable cuando nos rodean el amor y el triunfo, cuando la sangre es joven, y todo a nuestro alrededor se viste de rosas?

Боль действительно намного сильнее, когда, казалось бы, все вокруг счастливы, цветочки цветут и надо радоваться, но порой от этого лишь возникает желание умереть. В связи с приходом весны и рассматриваются сразу несколько случаев, первопричины которых разнятся.

Читатели попадают в прекрасный горный пейзаж, где есть озеро и всё, что душа пожелает, вот только все, кто сюда приходят, хотят одного - покончить жизнь самоубийством. Задача доктора и его небольшой команды состоит как раз-таки в противоположном: они знают, что к ним попадают лишь те, кто сомневается, а, следовательно, их нужно переубедить.

От акта к акту повествование становится всё более серьёзным, количество героев на воображаемой сцене увеличивается, а диалоги так и хочется растащить на цитаты. Касона явно мастер сценариев, ибо по каждой его пьесе можно поставить хоть спектакль, хоть фильм, всё представляется более, чем живо.

Браво мастеру, который в столь небольшой объём смог вложить множество чувств и мыслей. Несомненно, его пьесы стоит читать и ставить. Как всегда жаль, что на русском языке они практически недоступны.

Робертсон Дэвис "Пятый персонаж"

Произведение, прочитанное в рамках игры "Открытая книга" в связи с тем, что слышала о нём много, в основном положительного. Сказать, что я разочарована, значит не сказать ничего.

Мне понравился стиль автора и начало, вроде бы простое, но намекающее на то, что впереди много событий, а также финал с детективной развязкой. Между ними слишком много наносного, ненужного. К чему все эти святые и бродячий цирк? Лишь отвлекают от повествования о судьбах нескольких людей из одного городка. Подчас тонко, местами психологично, но не дотягивает до положительной оценки, ибо слишком затянуто и скучно.

Сам рассказчик в амплуа пятого персонажа и связующего звена хорош, но как человека его можно лишь пожелать, прожил всю жизнь лишь тенью да так и остался ребёнком, не выплеснув наружу мысли и эмоции.

Однозначно не буду читать оставшиеся части трилогии.

Роса Монтеро "Дочь Каннибала"

До этого Роса Монтеро была знакома мне как журналистка и мастер коротких рассказов/заметок. Она чудесна в краткой форме и прекрасно пишет о чувствах. Поэтому я приняла совет и решила прочитать один из её романов, несмотря на то, что далека от подобных сюжетов.

В итоге книга стала настоящим открытием как с самого начала, так и в финале. Лихо закрученная интрига с исчезновением (а, может, похищением?) мужа главной героини накануне Нового года. Найти концы давней коррупционной истории, а также провести расследование и столкнуться с мафией предстоит не только ей, дочери актёра про прозвищу Каннибал и детской писательнице, но и двум её соседям, которые составили отличную команду - двадцатилетнему юноше-музыканту и 80-летнему старику, бывшему анархисту и участнику корриды. Согласитесь, неплохой коктейль.

Книга очень испанская, пронизана в том числе и историей этой страны на протяжении почти века: начало века, Гражданская война, эпоха правления Франко и анархизм, период демократии... Жизнь различных людей на фоне постоянно возникающих соблазнов. Что будет, если им поддаться? История любви, страсти, предательств. И три разных поколения героев лишь подчёркивают разность мышления и того, к чему стремится молодёжь в то или иное время.

Безусловно, больше всего импонирует умудрённый старик Феликс, "счастливчик", который наломал в жизни дров, но сумел выжить и проникнуться ощущением жизни и счастья настолько, что вещает о нём и своих "приключениях". Многое из того, что он говорит, хочется навсегда запомнить. Потому что жизнь не только чёрная и белая, добро и зло, она настолько многогранна, что чёткое понимание приходит лишь где-то за пределами среднего возраста.

Именно в середине своей жизни и находится Лусия, главная героиня. Сквозь череду экстремальных обстоятельств, расследований, обнаружения истины и всего того, с чем ей приходится столкнуться, к ней приходит настоящее осознание собственной жизни, а также того, что происходит как в её семье, так и в семье родителей. Наконец-то всё встанет на свои места.

Рекомендовала бы эту книгу не только любителям приключенческих и детективных историй, но и тем, кому нравятся книги с элементами истории, наличием семейных и психологических линий, а также жизненной философией. Замечательное сочетание, удостоенное одной из престижных литературных премий, "Примавера".

Jorge Javier Vázquez "La vida iba en serio"

Нет, я далеко не всегда хвалю книги испаноязычных авторов.

Эта, к примеру, была последней в феврале и, несмотря на небольшой объём, еле её прочла. Даже не знаю, что меня заставило продираться сквозь невзрачное повествование, сырую, плохо написанную, со множеством мерзких выражений и ярко выраженной темой гомосексуализма вдобавок книгу. Пожалуй, интерес к истории семьи, которая путалась по ходу повествования, ибо автор настолько не продумал сюжет, что читатель еле понимает, о ком из двух Хорхе отце или сыне) идёт речь.

Хотя сюжета и нет особо, просто много отрывков из жизни. Не той, о которой стоит писать.
Теперь уже точно могу сказать, что книгу читать незачем. Как-то так.

книги, испанский, рецензии, цитаты

Previous post Next post
Up