Третий и последний пост о прочитанном в январе.
Отныне буду делать по одному каждые две недели.
Маргарет Мадзантини "Никто не выживет в одиночку"
Книга оставляет смешанные чувства. Из красивого разве что название, которое привязано к концовке, не такой уж плохой, стоит признать.
Да и сама концепция неплохо устроена: ужин бывших мужа и жены в скромном ресторане, за которым они вспоминают всё, что было до - и хорошее, и плохое, что в итоге привело к разводу. Если бы это был фильм, можно было бы неплохо поработать с наведением камеры, крупным планом, показом эмоций. Но в книге всё будто в дымке, а "камера" перескакивает с одного события на другое.
Да, есть действия и чувства, их много, порой они зашкаливают. Но лично для меня книга, которую можно было написать с более глубоким психологическим мотивом, стала скорее разочарованием. Слишком поверхностно, местами пошло и грубо. С другой стороны, жизнь чаще всего такой и бывает, идеальных семей не существует. Так что для прочтения на один раз вполне сгодится.
В качестве эпиграфа и саундтрека приводится песня U2 "One". По мне так лучше её послушать.
Тони Джордан "Плюс один"
У каждого человека есть то, что называется "милые странности". Героиня этой книги считает. Казалось бы, ну что такого? Но она считает всё - от количества бананов, которые покупает ровно по 10 штук (не 9, не 11, только 10!), до щетинок на зубной щётке, которых тысячи. Поначалу это кажется чем-то оригинальным, немного чудаковатым, но потом понимаешь, что это просто психическое отклонение.
И с этим страшно жить. Более того, счёт мешает жить нормально. Хотя понятие "нормально", "среднестатистически" и прочие тоже условности в нашем безумном мире. Так что не всякий безумец безумен, встречаются вполне разумные и адекватные люди.
Романтическая линия дана, как мне кажется, как лакмусовая бумажка при химическом эксперименте. Это показатель многого: отношений, которые могут сложиться, а могут и нет, приспособления к социуму, и просто жизни как таковой. Потому что она состоит из множества мелких моментов, о которых не следует забывать.
Интересно было узнать новые факты о цифрах, Николе Тесле (которого главная героиня просто боготворит) и понаблюдать за картиной "болезни" в разрезе личностных, любовных и семейных взаимоотношений.
Фред Варгас "Уйди скорей и не спеши обратно"
Вторая прочитанная книга у данного автора из цикла про комиссара Адамберга. Сначала думалось, что нечто похожее: в первой в Париже стали появляться синие круги, в этой же - нарисованные чёрной краской четвёрки, но всё оказалось намного сложнее.
Потрясающий коктейль из персонажей с двойным дном, отсылки к Средневековью и исторических справок, таинственных событий современности и разгадки, которую даже самый находчивый любитель детективов едва ли распутает. Вы можете связать воедино знание латыни, эпидемию чумы, глашатая на площади и просто невероятную историю семейки а ля клан Сопрано, о которой читатели даже не догадываются по ходу повествования?
Пожалуй, самая неоднозначная из всех прочитанных детективов книга, интригу которой хотелось узнать до такой степени, что читалось вплоть до глубокой ночи. Шикарно закрутила автор. Ну а по некоторым персонажам плачет психиатр и лечение.
Дженни Вингфилд "Возвращение Сэмюэла Лейка"
Сэмюэл Лейк - священник, которого внезапно лишают прихода, поэтому он вынужден вернуться с женой и детьми в родные места. Честно сказать, именно его персонаж по сути остался для меня менее понятным. Безусловно, человек верующий и, более того, проповедующий, должен нести добро и наставлять, но по мне Сэм Лейк получился уж очень рафинированным и не умеющим постоять за себя и свою семью до самого финала.
В этом смысле Той Мозес намного ближе: он борется не только с помощью слов, всей своей жизнью доказывая вечные истины и сражаясь за честь семьи. Может, способы у него не самые лучшие, но порой бывает стечение обстоятельств, с которым сложно бороться.
Что касается других действующих лиц, то я прониклась к детям. В этом компоненте "Возвращение Сэмюэла Лейка" напоминает "Убить пересмешника", но я бы не стала сравнивать признанную классику с чем-то ещё. Однако милашка Сван, её братья и их сосед Блэйд покоряют сочетанием детской наивности и взрослой мудрости.
Дети всегда видят гораздо больше старшего поколения и за ними интересно наблюдать. Хотя бабушка Калла не отстаёт: всё подмечает и про себя делает заметки, оставшись главой семьи, она умело руководит всем.
Конечно же, не обошлось и без зла, которое встречается в книге меньше, но в концентрированных дозах. Негодяй Рас заставлял переживать за положительных героев и вызывал отвращение. Чего стоит одна сцена в лесу и события в конце книги, такое не прощается.
Спорный вопрос, восторжествовала ли справедливость, потому что присутствуют некоторые моменты, которые явно не привяжешь к счастливой развязке. В целом книга понравилась, но до высшей оценки в моей личной классификации не дотягивает вследствие чрезмерного обращения к Богу в то время, как сам бездействуешь. Чуть больше жизненности, пожалуйста.
Сесилия Ахерн "Сто имён"
Сюжет: умирает главный редактор крупного журнала и оставляет напоследок идею статьи, да вот беда, замысел никто не знает, в конверте дан лишь список из ста имён. Ни адресов, ни профессии, каждый из сотни никому не известен. И даже в этом случае журналистке и её близкой подруге в одном лице необходимо написать материал и оправдать себя после неприятного инцидента, связанным с профессиональной некомпетентностью, после которого вся её жизнь летит в тартарары.
Я уж грешным делом подумала, что Ахерн собралась написать детектив, но история гораздо глубже и интереснее, чем может показаться. Журналистка, которой поручено задание, решает написать статью на примере 6 людей из списка, пытаясь понять, что их объединяет. Среди них:
- 85-летняя бабуля, уехавшая давным-давно из родного города, дабы нечто доказать всем,
- бывший заключённый, после освобождения создавший собственную философию,
- двое мужчин-эмигрантов без постоянного места работы, пытающихся установить мировой рекорд,
- девушка-парикмахер в больнице, которой каждую неделю делают предложение,
- директор музея бабочек с комплексами по поводу внешности и
- женщина, профессионально занимающаяся индивидуальными подарками.
Ну как вам? Есть идеи общего в них?
На самом же деле это не пазл, а именно головоломка: не нужно ничего собирать, всё уже дано. Важно лишь помнить, что каждая деталь важна по себе. И не забывать вдобавок следить за рассказчицей, так как её история развивается параллельно.
Очень добрая и светлая книга, вселяющая надежду, несмотря на определённые моменты.
Также будет интересна журналистам, так как часть "кухни" дана изнутри. Не всегда лицеприятна, но правдива.
Фрэнсис Скотт Фицджеральд "Новые мелодии печальных оркестров"
Сборник рассказов Фицджеральда, которые вполне претендуют на звание отдельных историй с моралью.
Объединены общей эпохой, настроением и каким-то правильным стилем и выводами.
Просто и жизненно, но со вкусом и лёгкой горечью об ушедшем.
Оркестры играют, жизнь продолжается, печаль проходит.
Каждый герой оригинален, будь он счастлив или в печали. Большинство из них молодые, но настолько мудрее нас в современности, они настоящие, живые, смелые и остроумные.
Спасибо Фицджеральду за рассказы и в частности описания, а переводчикам за работу. Очень гармонично.
От автора не стоит ждать интриги, просто наслаждайтесь его неповторимым стилем.
Рассказом номер один лично для меня стал "По-твоему и по-моему".
Арчибалд Кронин "Замок Броуди"
В первый раз я в тупике, так как не знаю, как и что написать о прочитанной книге. Если изложить сюжет, то проговоришься о значимых деталях, если сказать в целом, не передашь атмосферы... Так что рецензия будет на уровне чувств.
Книга ужасна, но прекрасна в своём ужасе. Ранее я никогда не испытывала стойкого отвращения к главному герою, но Броуди это нечто!
Зачем люди строят дома? Нормальные, чтобы создать уют для семьи. Он же решил покрасоваться перед всеми, выделиться, так сказать, больше-то нечем. Я так и представляю этот угловатый замок, грубый, холодный, под стать хозяину.
Если говорить о семье, то я не могу понять, что держало их во власти этого тирана, садиста и ограниченного человека. Слепая покорность жены, наивность старшей дочери, покорность младшей, мягкотелость сына. Броуди не был бы собой, если бы ему не позволяли, что доказывает поведение второстепенных персонажей по отношению к нему.
Больной человек, стремящийся к абсолютной власти, это ужасно. Но не сказала бы, что мне жалко его домашних, за исключением Мэри в первой части, остальные заслужили, потому что не противодействовали.
Самым неоднозначным, пожалуй, стал финал. Разочаровала концовка именно развязкой (аналогичная была в "Древо Иуды"), можно было сделать сильнее и придумать что-то новое. Броуди должен быть наказан и не так, ибо нет оправдания подобным людям.
Вполне себе классическая книга и практически психологический триллер с абсолютным эффектом присутствия.
Прочитайте, если не боитесь.
Pedro Calderón de la Barca "Vida es sueño"
Классическое произведение, которое нужно читать, а не говорить о нём. Хорошо обыгрывается значение слова sueño, как всегда концовка с наставлениями и правильными выводами, а сюжет не лишён интриги, насколько это было возможно в те времена.
Кастильский 17 века вполне себе похож на современный испанский, за редким исключением в написании форм, которые впоследствии изменились.
Ги де Мопассан "Монт-Ориоль"
Абсолютно противоречивые впечатления от книги. Честно скажу, было скучновато: даже несмотря на небольшой объём, казалось, что произведение тянется и тянется, а автор написал много лишнего.
Первая часть скорее служит прелюдией и представляет собой описание курорта (ох уж эти воды и романы!, напоминает Лермонтова), действующих лиц и того предприятия, что впоследствии будет называться Монт-Ориоль. На этом фоне как-то внезапно случается "солнечный удар" (привет Бунину) - любовь или страсть, что далее?
Ответ даёт вторая часть, которая явно более насыщена событиями, чувствами и мыслями. Меня удивляет, почему вся книга не написана в подобном ключе. Поставила окончательную оценку за стиль в целом и финал - благородный, сильный, довольно неожиданный.