Неистребима тяга человечества к лицедейству: одним нравится перевоплощаться в другие образы, имитируя переживания, придумывая эмоции и показывая душещипательные сцены театрального обмана. Другим - нравится всё это смотреть и называть наиболее убедительные душевнопереживательные постановки высоким искусством.
За свой убедительный обман зрителей артисты-лицедеи получают высокие гонорары и почетный должности. Зритель же удовлетворен правдоподобностью сыгранных театральных сцен.
Классический суррогат чужой жизни, проходящий в присутствии зрителя на небольшом возвышении с песнями, музыкой и трагическими монологами, оказывает завораживающее влияние как на артистов, так и на зрителей. Театром надо болеть, как зрителю так и артисту.
Знаю в нашем городе театрала -зрителя. У него даже имя необычное и одевается всегда необычно - в гардеробе его обязательно присутствует элегантная шляпа. Интересный в общении, он никогда не пропускает ни одной театральной постановки, на которые всегда приходит с большим букетом цветов. Это своего рода тоже зритель-артист. Одним словом, театрал.
Быть культурным - видно не пристало…
Ни к чему свои считать года-
Никогда я не был театралом
И уже не буду никогда!
Ну, а вдруг - приду в театр когда то,
Как - нибудь в моднячем пиджаке-
Не дразните вы меня, ребята,
Я ж хочу культурным быть, как и все!
Пусть завязка будет в первом акте,
Главное, чтоб было всё путём,-
Чтоб себя побаловать в антракте
Грамм по 200 крепким коньячком!
Ну, а если не сдержу я слова,
Пусть театр подождет пока…
Я ж ещё к культуре не готовый-
Потому что нету пиджака!))))
А театрал - это как сексуальная ориентация, дается один раз и на все жизнь. Как артистам, так и их зрителям.
Заглянем на официальный сайт новоуральского театра:
«Небольшой театр в небольшом городке Новоуральске в третий раз по-хорошему потрясает театральную общественность России. В первый раз тем, что театр появился раньше, чем город (театр - в 1951-м, статус города присвоен в 1954-м). Второй раз - тем, что в 1993 году поставил мюзикл «Кошки» Уэббера, о котором российский зритель был только наслышан. И в третий раз - сейчас, поменяв название…» ( сайт Наш Урал -05.01.2016)
Так вот насчет первого потрясения, которое выдают как удивительное, торжественное и восхитительное событие. Не надо восхищаться и удивляться. Во многих лагерных стройках ГУЛАГа театры возникли гораздо раньше, чем возникло городское поселение, потому что до официального присвоения статуса города это поселение было исправительно-трудовым лагерем.
Так было в Воркуте, Магадане, Норильске, Игарке. Так было и в в ИТЛ-100, будущем Новоуральске.
Театр в Норильске
Если заглянуть на официальный сайт Норильского Заполярного театра, то прочитаем следующее:
«Норильский Заполярный театр драмы имени Вл. Маяковского - драматический театр в городе Норильске Красноярского края, Россия. Самый северный театр в мире. Старше города более чем на десяток лет, традиционно исчисляет свою историю с ноября 1941 года. Находится в центре города, на Ленинском проспекте. Театр награждён дипломом Законодательного собрания Красноярского края и знаком Законодательного собрания Красноярского края «ПРИЗНАНИЕ».
В декабре 2009 года Законом Красноярского края (№ 9-4246 от 24.12.2009) Норильский Заполярный театр драмы по всей совокупности достижений отнесён к числу «особо ценных объектов культурного наследия Красноярского края».
Как видим и здесь театр возник на десяток лет раньше города.
В сталинское время, даже известные артисты, эта элита советского общества, тоже, на общих основаниях той эпохи, не могли чувствовать себя в безопасности. Гулаговская машина подминала под себя всех без разбора.
У каждого гулаговского театра своя история
Так в Норильске первые творческие коллективы появились в конце 1930-х годов как проявление деятельности культурно-воспитательных частей Норильлага. Артист всегда артист, а жизнь - всегда игра. А лагере потребность в игре всегда завышенная, особенно если рядом с вами сидят знаменитые артисты. Следует сказать, что сталинский ГУЛАГ по содержанию в нем знаменитых ученых, композиторов и писателей, интеллектуально был выше Государственной Думы РФ любого состава. Но если писатели не могли создать свой гулаговский союз писателей, то артистам создавать театры не составляло большого труда. Главное, найти поддержку латентных театралов среди администрации лагеря.
Поэтому, почти в каждом ОЛПе (отдельном лагерном пункте) создавалась своя труппа, полупрофессиональная по статусу, но с первоклассными мастерами из разных городов Советского Союза. О декорациях, костюмах, постановках того времени ходят легенды. Здесь «сидел» Лев Гумилев, лагерным театральным художником была Ольга Бенуа, играли Евдокия Урусова (актриса театра им. Ермоловой), Виталий Головин (сын певца Большого театра, обвиненный в убийстве Зинаиды Райх), Георгий Жжёнов, Иннокентий Смоктуновский (как вольнонаёмный) и другие. Сюда сослали в полном составе Львовскую хоровую капеллу. В лагерных клубах скрипач Корецкий играл Равеля и Паганини, Сарасате и Баха, лагерным джазом руководил композитор Кайдан-Дёшкин, а среди музыкантов - имя, например, Ивана Бачеева, ударника из оркестра Цфасмана, ассистента художественного руководителя Госджаза Кнушевицкого.
Профессиональный театр развивался обычным лагерным способом: кого-то из артистов-заключенных лагерная администрация «отмечала», а дирекция театра «вытаскивала» из зоны. Так было во всех лагерных театрах. Таким образом, искусство (и в буквальном, и в переносном смыслах) стало способом освобождения от гнетущей реальности. «Счастье и сладкая боль сердечная, восторг до слез - вот что такое был для нас Норильский театр в то далекое время», - вспоминают старожилы.
В 1981 году я июля по ноябрь я находился на Репина 4. Это СИЗО №1. Об обстоятельствах расскажу как-нибудь. Однажды, чтобы изолировать общение со своим подельником, меня перевели в другой корпус. Там камера была маленькая, на 4 человек. Я стал 4-м. Среди обитателей был и политический, Сергей Коряков из Нижнего Тагила. Его посадили за распространение книг Солженицын и других диссидентов-писателей. А в СИЗО 1 его привезли на «перевоспитание», то есть на разговор с кгбешниками. Если бы он подписал бумагу, в которой бы обещал не заниматься диссидентской деятельностью, то его бы сразу отпустили. Он был лет 30, в очках, короче с внешностью студента, был очень начитан и много знал, но говорил, что на зоне, где он сидел, считал себя самым неосведомленным, так как рядом были очень умные люди. Говорил, что политзеки ставили спектакли, то есть у них был свой театр, в котором они режиссировали свои постановки. Например, он рассказал про оперную постановку «Повести о настоящем человеке».
Ползет по «заснеженной» сцене Маресьев, берет шишку, картинно выставляет перед собой и поет:
«Вот шишечка еловая, Я съем ее сейчас»
А за сценой мужской хор подхватывает:
«Гангрена, гангрена, тебе отрежут ноги».
Этим я хочу сказать то, что лагерные театры существовали и существуют, возможно, до сих пор. Достаточно почитать Сергея Довлатова «Зона. Записки надзирателя»:
«В канун Октябрьских праздников замполит сообщил, что силами заключённых будет поставлен спектакль «Кремлёвские звёзды». Роль Ленина досталась рецидивисту Гурину. Алиханова назначили ассистентом режиссёра.»
Алихановым был сам автор.
Современное здание театра в Норильске построено в 1986 году