Показывая в одном из последних постов
пищух, обещал рассказать об их непростой жизни, роли в экосистеме и конфликте с местным населением. Эта история - поучительный пример о том, что всё в нашем мире связано, тянет за собой тонкие и порой совсем незаметные для громадного большинства ниточки. Пренебрегая этими ниточками, бездумно их разрывая, мы теряем веками складывавшиеся гармоничные системы, сталкиваясь в итоге с результатами в виде опустынивания, засоления ...в общем деградации окружающей среды. Часто не осознавая причин происходящего, упорно боремся с их последствиями и не видим всей картины, которую без специальных исследований бывает трудно восстановить.... распутать все эти оборванные и спутавшиеся в колтун ниточки. И так сам пример.
Черногубая пищуха на пастбище с низкой интенсивностью выпаса.
Проблема наиострейшая, охватившая практически всю территорию плато, впервые она обострилась в середине прошлого века, но с тех пор ситуация только ухудшилась, вопреки выделению громадных объёмов денег по линии государства, но результата нет. Действительно побывав в нескольких районах Тибета: в окрестностях Лхасы, в нескольких районах сычуньского притибетья, в юго-западном и юго-восточном Цинхае, я видел огромные пространства малопродуктивных пастбищ, сбитых практически до земли и изрытых норами пищух.
Вот так например это выглядит вокруг Лхасы.
Пищухам тут еды ещё хватает, а вот якам найти что-то для себя уже сложновато.
Зрелище не скажу что бы приятное. Не нравилось оно и китайским властям. А метод борьбы был выбран самый простой - найти главного вредителя.
И если не вдаваться в детали, то и так всё же ясно! Взгляните на деградирующие пастбища - они кишат пищухами, вся земля изрыта их норами. Виновник очевиден!
И действия очевидны!
Опыта в тотальном уничтожении животного мира китайским стратегам не занимать, по этому с 1980- х годов в Тибете проводились массовые потравы пищух всевозможными методами, а заодно в опалу попали и все другие норные грызуны. Ни к чему хорошему это не привело, пастбища как были в печальном виде, так и остались. Понадобились учёные доценты с кандидатами что бы объяснить. А тут при углублённом изучении проблемы начали вскрываться причины в том числе и политического характера, лежащие в её основе. Но давайте по порядку, изложим всю картину.
После присоединения Тибета к Китаю 60 лет назад, численность и местного населения, и скота, который они содержали, увеличилась. Населения почти в два раза, скота - больше чем на порядок. Само по себе это не особо и страшно, но после вхождения Тибета в состав КНР, китайские власти попытались максимально изменить кочевую жизнь тибетцев. Это и понятно - как можно контролировать тех, кого постоянно нет? Кто постоянно кочует по огромной территории? По сему тибетцев попытались максимально привязать к земле. Не в прямом конечно смысле, а в экономическом, сыграв на человеческих чувствах собственичества. Каждой общине были выделены свои наделы земли с чёткими границами, и эти наделы обнесены изгородями. Для населения были построены посёлки, куда переселяли людей из их юрт. Здесь открывались школы, больницы и прочая инфраструктура необходимая цивилизованному человеку.
Собственно этот подход был заимствован у Советского Союза, который активно её применял в Арктике и кое-где в Сибири.
Сначала многие тибетцы сопротивлялись, но сейчас смотрю большинство держатся за эту землю, как за неприкасаемую собственность! Хотя в Китае нет частной собственности на землю, но зачастую тибетцы не позволяют свободно перемещаться по огороженным территориям чужим людям...например нам, обследовавшим регион в поисках интересных участков, хотя это и противоречит законам. Огромные площади огорожены сплошными сетчатыми изгородями, прерывающимися только в местах впадения рек или отвилков дорог. Столбы, на которых крепится железная сетка, стали уже неотъемлемой часть ландшафтов Тибета. Бывает невероятно трудно что-то сфотографировать, что бы туда не попали эти изгороди.
И вот это и стало переломом в традиционном гармоничном природопользовании. Раньше пастухи-тибетцы кочевали со своими стадами по огромной территории, у них были отдельные зимние пастбища и отдельные летние, а на некоторых стада вообще не паслись один-два года, т.е. наблюдалась нормальная ротация, что поддерживало пастбища в продуктивном состоянии. Т.е. была выработанная за многие сотни лет стратегия выживания, наиболее оптимизированная к условиям плато. Новая привела к коллапсу. Наделы не позволяют совершать такие перемещения, трава съедается почти под корень - ситуация, которая благоприятствует массовому размножению черногубой пищухи. Она обожает именно такие места. На пастбищах с относительно высокой травой, т.е. в естественных для региона условиях, зверьки тоже живут, но небольшими колониями, далеко друг от друга. Дерновина и большое количество корней, проникающих сверху в почву, мешают рыть пищухам норы. А на сбитых пастбищах эти ограничения снимаются. Ну и вперёд! Плодитесь и размножайтесь!
Черногубые пищухи, в отличие от других видов пищух, действительно многими особенностями экологии напоминают мышевидных грызунов. У них относительно короткий срок жизни, большие выводки детёнышей, выраженные циклы численности, как у многих полёвок и леммингов. В пиковые годы их численность может возрастать на порядок в сравнении с нормальной. В естественных условиях от пищух только польза, перерывая кубометры почвы, они перемешивают слои, повышая её плодородность, плюс в результате рытья на поверхность выносятся семена, депонированные в почве в прошлом. На сбитых пастбищах резко возрастает возможность для рытья нор, иногда плотность населения зверьков поражает! В поле зрения видеть 20-30 животных вполне нормально, а сколько их ещё под землёй активничает и представить страшно! Естественно своей деятельностью они добивают пастбища окончательно, те превращаются в трудно проходимые кочкарники - ведь крыши нор постоянно обваливаются под копытами яков, особенно когда их много на маленькой площади.
Вот пример из эксперимента, где регулировалась интенсивность выпаса.
Пищухам, сами понимаете, эти заборы абсолютно фиолетовы, заборы нужны только что бы регулировать количество пасущихся яков. Состояние пастбищ слева и справа даёт практически однозначный ответ кто является виной деградации. И это не пищухи точно!
Ниже приведу пару графиков из научных публикаций, показывающих что происходит на пастбищах, где начинается массовое размножение пищух.
Если кратко, то все важные параметры, оценивающие качественное состояние, ценность пастбища падают: и растительная биомасса, и проективное покрытие почвы растительностью, и видовое разнообразие. Воздействие пищух на пастбищах с перевыпасом действительно катастрофические. Плюс к тому происходит серьёзная потеря влаги почвой в результати сильной роющей деятельности зверьков. Т.е. почва практически становится непригодной для произрастания растительности. Вернее ей требуется значительное время для восстановления. Но никто ей этого времени конечно же не даёт!
Любому экологу понятно, что это следствие, а не причина ....и если даже порубать шашкой всех пищух во всём Тибете, причину деградации пастбищ это не поможет устранить. Если не допускать изначально деградации пастбищ в результате перевыпаса, то пищухи ведут себя совершенно естественным образом, занимают отпущенную им экологическую нишу и вреда от них - ноль, а только польза особенно для Матроскина. К сожалению китайские коллеги продолжают гнуть линию вредительства пищух, но пока пищух больше чем китайцев. Западные специалисты, подключившиеся к изучению проблем, в последнее время выдали на гора много статей с анализом ситуации - им то резона нет соблюдать политкорректность, однако и возможности что-то поменять в консерватории у них тоже нет. Так что пока проблему пытаются решить увеличением дополнительной подкормки для поголовья домашней скотины, высеиванием семян на сбитых пастбищах ну и регуляцией численности бедных пищух. А поскольку в Китае отчётно-плановая экономика, то в ближайшую пятилетку ещё и поголовье скотины должно быть увеличено чуть ли не на 13%!
Чем ещё неприятны эти многосотнекилометровые изгороди, так это нарушением традиционных путей миграции диких копытных. Их и так-то осталось не особо много, хотя созданы довольно крупные заповедники и парки, но дикие копытные живут не только на этих территориях. Те же кианги или оронго не скотина, которая может жить огорожено, им необходимо перемещаться, особенно в зимнее время, когда приходиться много копытить что бы достать хоть какую-нибудь растительность из под снега. На закрытых территориях, пусть даже и больших, без дополнительной подкормки копытным не выжить. Плюс появление изгородей конечно увеличило травматизм и такие картинки, как не печально, встречаются всё чаще. Фото Paul Jones, сделано в тех же местах, где были и мы в Цинхае, только на месяц раньше.
Прошу прощения за много букв, максимально попытался сократить и разбавить снимками.
Спасибо всем, кто смог дочитать до конца)))