Константин Сёмин, публицист:
Обидели «Левиафан», отняли копеечку. Не сбылся прогноз. Но в целом логика понятна. Поскольку волею судеб я имел возможность одним боком прикоснуться к миру разнообразных фестивалей и премий, попробую предложить собственное (очень простое) объяснение.
Вот несколько лет назад решили мы с однокурсниками по факультету документалистики NYU поучаствовать в фестивале Hotdocs. Смысл состязания: соревнующимся командам внезапно сообщают тему, а они за 3 дня должны подобрать для её визуализации сюжет, снять, смонтировать и отправить в Канаду 7-минутный ролик. К моему изумлению, наш фильм взял все призы, кроме одного, кажется. Со сцены организаторы (в шутку или всерьёз) советовали заявляться на «Оскар». Кончилось тем, что канал PBS выдвинул нас на Emmy-2013 - не «Оскар», но тоже ничего.
В глубине души я, конечно, понимал, что дело совсем не в художественных достоинствах нашего фильма. Просто его сюжет давил одновременно на все болевые точки американского «либерального консенсуса».
Судите сами, наш герой:
1) негр,
2) слепой,
3) проживает в бедном районе Южного Бронкса.
При этом, несмотря на отсутствие зрения, он работает экскурсоводом по Нью-Йорку - городу, который он очень любит, хотя никогда и не видел.
То есть, казалось бы, попадание стопроцентное. Затронуты все засиженные американской документалистикой грани: и сегрегация с расизмом, и страдания людей с ограниченными возможностями, и бедность, и - как разновидность катарсиса - признание в любви к Нью-Йорку, а следовательно, к США. Ну, кто может побить такой комплект козырей? Конечно, если бы при этом герой оказался гомосексуалистом, а лучше трансвеститом, заявка была бы ещё сильнее.
Тем не менее, на церемонии награждения выяснилось, что у наших соперников из «Нью-Йорк Таймс» в рукаве спрятан джокер. Незрячего негра из бедного района одолела женщина (феминизм - достойный соперник толерантности), колумнистка газеты, которая в кадре борется со смертельным диагнозом - лейкемией. Тут уж, как говорится, медицина бессильна, золотая статуэтка проплыла мимо.
…Точно так же и с «Левиафаном».
Побить суперактуальный, в представлении кинокритиков, вроде бы беспроигрышный сюжет о жутком российском Мордоре, о непреодолимом русском свинстве могла лишь какая-то тема, которую в американском массовом сознании, а в голливудском сознании и подавно, нельзя перешибить вообще ничем.
Есть только одна такая тема.
Это уничтожение евреев во время Второй Мировой Войны.
Так что это не Звягинцев проиграл Павликовскому.
Это «рашка-мордор» проиграла холокосту.
На мой взгляд, ничего страшного. Звягинцев ещё наснимает.