Справедливость - это реальная, конкретная и огромная социальная сила. Неучитывание справедливости как, мол, "лирики" политиками и экономистами есть глупость, ошибочность, и часто имеет роковые последствия.
В давние времена проблема справедливости была одной из главных и ключевых, которыми занималась философия. Философия была наукой о мироустройстве и человеке для понимания их людьми. В новейшие времена философия распалась на ряды и пучки вспомогательных философских наук для углубленного внутреннего пользования, и за последние сто-полтораста лет ничего не прибавила людям для постижения жизни. Пока не появился энергоэволюционизм.
Человек устроен как? Вот только без ругательств! Человек устроен так,что у него мощные, развитые лобные доли. У него сильно развиты сдерживающие центры. Он не только умный и умелый - он еще и терпеливый. Терпение входит в понятия умения и ума.
Терпение заставляет ждать, пока вырастет посаженная картошка, а не выкапывать ее назавтра, чтоб скорей сожрать и утолить голод. Терпение заставляет ждать в засаде добычу и терпеть голод, жажду, зуд затекшего в неудобной позе тела - вместо того, чтоб поспать в удобной позе. Терпение заставляет не бросаться на женщину с целью немедленно овладеть ею - но ухаживать, делать подарки и всячески выставлять себя в прельстительном свете. То есть человек давно сообразил: для желанного и весомого результата не надо переть тупо, как носорог - а надо сдержать себя, пока потерпеть, потрудиться как следует - и будет тебе и жареная свинья, и теплая пещера, и сексуальная жизнь без последующего смертоубийства. Без труда не вытащишь рыбку из пруда. Стрекоза и муравей.
То есть. Большинство усилий и действий человека разнесены на две половины: затратную - и результатную. Пашу, потею, голодаю, не сплю, лишаюсь, страдаю, терплю, бегу, рою, строю, воюю - и - кушаю, выпиваю, обладаю любимой, наслаждаюсь комфортом, горжусь своим досатком, развлекаюсь. Вот такая гантель.
Ручка, соединяющая две головки этой социопсихологической гантели, и называется справедливостью. Справедливость - это причинно-следственная связь между поступком и воздаянием. Между действием и результатом (в морально-оценочном аспекте).
Преступление и наказание. Подвиг и награда. Затраты и обретения. Работа и оценка.
(ВАЖНО. Здесь и сейчас мы говорим о справедливости только в социальном аспекте. О справедливости в природе и вообще во вселенной в общем философском плане - в книге "Все о жизни" одноименная глава.)
Причем. Справедливость полагает вполне устойчивое единообразие модели "поступок - результат". Скажем, за спасение утопающего дают медаль. Девяти дали - десятому нет. Несправедливо! А если никому не дали - и ладно. Или - всем ничего, а десятому - мешок зерна. Остальные девять: "А где наш мешок зерна? Несправедливо как-то..."
То есть. Первое. Справедливость означает (полагает) соотношение "посылка" и "следствия" по качеству и количеству. За сбитый самолет -медаль. Не орден - это жирно будет. Но и не выговор - за что?! За удар вдруг по морде - ответный мордобой, но не зарезать же за это и не сто рублей дать в благодарность.
Второе. Справедливость полагает "горизонтальное равенство" субъектов, участвующих в модели "посыл - следствие". Награждать - так за равный подвиг всех равными наградами. Иначе - или всем давать, или никому, а то несправедливо.
И получается у нас из свода всех понятий справедливости в конкретном обществе - как бы координатная сетка, покрывающая все социокультурноепространство.
Но ни в коем случае не надо пугать справедливость со всеобщей уравниловкой, якобы немощная часть общества требует себе иждивенчества как справедливости. Самый сильный, храбрый и умелый в бою и охоте - всегда берет себе лучший кусок. И все признают, что это справедливо. А самые слабые и неумелые получают худшие куски в последнюю очередь, и все также признают это справедливым. Твой вклад в дело соотнесен с твоим результатом.
Если вожак после общей охоты сам нажрался, а народу не позволил - это несправедливо. Все охотились. А жить как? Вожака надо убить. А если дал жрать, но впроголодь, а часть мяса сгноил из вредности? Несправедливо. Убить. Но так вожак не поступает, ибо он - часть племени, и забота о выживании племени и передаче генов у него в инстинкте.
Но если кто решит отобрать у вожака лучший кусок - может лишиться головы, и это будет также справедливо. Закон есть всегда! У обезьян, у волков, у крыс! Внимание: этология, наука об этике и социальных взаимоотношениях животных, всем привет от Конрада Лоренца. Закон стаи всегда направлен на передачу лучшего генофонда и его экспансию. Он жесток, неукоснителен и справедлив в своей неукоснительности, иерархии и равенстве равных. Закон стаи - это инстинкт жизни, направленный не на индивидуум, а на группу - ибо одно животное не выживет никогда, лишь группа гарантирует продление рода.
Мы обычно предлагаем понимать дарвинизм столь вульгарно и примитивно, что выживает сильнейший, и горе побежденному, ибо суровы законы выживания и естественного отбора. Но именно для этого - стая заботится о пище для сех своих членов, взрослая особь рискует жизнью для спасения чужого детеныша, а вожак и перворанговые самцы вместо возможного спасения жертвуют собой, спасая стаю от хищников и врагов.
Третье. Справедливость предусматривает соотношение жертв и привилегий. Барон брал с крестьянина оброк, и ходил за его счет в бархате, но в случае битвы - шел драться и умирать с честью, крестьянин же спасался как мог.
Четвертое. Справедливость полагает меру и пределы неравенства следствий при неравенстве посылов. Хоть ты и рисковал жизнью на стенах, и рубился мечом, пока я трясся в подвале и прислуживал налетчику - но ты имеешь право жить знатным богачом по сравнению со мной, однако чтоб и я не спал в луже и не жрал лебеду, это уже несправедливо. Вот у соседского барона - крестьяне живут в прочных хижинах, половину времени работают на себя и хлеб едят досыта. Он справедливый человек - живи сам и давай жить другим.
И пятое. Человеческая справедливость отличается от вполне, в общем,справедливого Закона Стаи тем, что психически более сложно организованный человек более сложно и рефлексирующе ко всему этому относится и задается вопросами, несвойственными, возможно, животным. Скажем: разве справедливо, что уже от природы люди неравны и имеют разные исходные данные для счастья - одни сильные и красивые, а другие слабые и глупые?. И тогда человек мысленно приглашает в третейские судьи Господа, взывая: "Скажи, ну разве это справедливо? Ну разве так жестоко - это справедливо? Что жизнь вот этого и эту, хороших людей, так покарала - разве же это справедливо?." Имея в виду, что в природе тоже должна быть человекоподобная мораль, что случай в природе
тоже должен подчиняться законам нравственности - иначе за что человеку плохо, если по всем нашим моральным, социальным, психологическим представлениям ему должно быть хорошо? Пошто мучится, бедный?
(Возможен и обратный вариант: "Господи, за что этому подлецу так хорошо живется?." Но здесь ты уже видишь, чем подлец нарушает, в твоем представлении, законы справедливости. И в принципе можешь счастливого неправедного подлеца покарать своей рукой и сделать несчастным. Сделать человека несчастным - это у нас запросто. А вот сделать счастливым, исправив допущенную Всевышним - о кощунство! но вроде бы несправедливость! - вот это уже смертному слабо, вроде. Ну, обычно слабо, по крайней мере.)
То есть. Обращаясь за справедливостью к Богу, человек вносит в понятие справедливости элемент неравновесного милосердия. Я, значит, понимаю, что с точки зрения дарвинизма и государственной пользы нечего об этом малополезном человеке радеть. Но, Господи, он же не виноват, что таким родился, а душа у него такая же, как у всех, и он страдает, что от природы обделен. Конечно, что его бабы не любят, и работы не найти, и здоровья нет - это все природа, и по природе лучше ему, никчемному, умереть. Такова суровая справедливость.Но есть ведь и еще справедливость: раз по душевным качествам он не хуже других - так и жить должен не хуже, смилостивись Ты над ним.
Человек более вооружен, чем прочие животные. Более жесток. Более склонен уничтожать себе подобных. Более неравновесен в окружающей среде, более способен и склонен к максимальным действиям.
Смещение представлений о справедливости из сугубо рационального поля несколько в сторону иррационального, Божественного - говорит о потребности (социопсихологической) уравновесить иррациональную жестокость и агрессивность иррациональным же милосердием и гуманизмом. Это не слюнявые глупости. Это чтобы не переступить меру в вечном убивании и раздавливании друг другом.
Мы жестоки, потому что жестокость - это боль переделываемого мира, а наша доля в этом мире - переделывать его. Мы милосердны, потому что милосердие - это аспект и форма системного инстинкта самосохранения людского сообщества. Равновесие между неизбежной жестокостью и необходимым милосердием мы называем справедливостью.
Несправедливо, чтобы хороший работник и плохой жили в равном достатке.
Несправедливо, чтобы умный специалист и глупый делали одинаковую карьеру.
Несправедливо, чтобы тот, кто искал и нашел в тайге золото и тот, кто приехал в поселок на готовое, имели равную долю в прииске. Несправедливо, чтобы герой и трус наделялись равным количеством благ.
Но чтобы хозяин жил во дворце, а работник голодал - это тоже несправедливо. Чтобы один захватил то, что является воплощением труда всех, - это тоже несправедливо. А справедливость, сказали мы выше - это координатная сетка, охватывающая социопсихологическое пространство общества.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ - ЭТО ИНСТИНКТ СИСТЕМНОГО ВЫЖИВАНИЯ, СПРОЕЦИРОВАННЫЙ НА МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
Справедливость - это Закон Стаи, изощренный человеческой психологией и осложненный структуризацией человеческой культуры.
Поэтому, ребятки, вы справедливостью не пренебрегайте. Все, что несправедливо, сметается с кровью.
СТРЕМЛЕНИЕ НАРОДА К СПРАВЕДЛИВОСТИ - ЭТО СТРЕМЛЕНИЕ СОЦИОСИСТЕМЫ К УСТОЙЧИВОСТИ.
Инстинкт жизни повелевает человеку выживать вместе с себе подобными,группой.
Принципиальные отношения внутри группы весьма жестко детерминированы. Работящесть, милосердие, воздаяние, избавление от паразитов, честность...
(с) М.Веллер. Великий последний шанс