СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Sep 07, 2014 16:24

     Справедливость - это реальная,  конкретная и огромная социальная  сила. Неучитывание справедливости  как,  мол, "лирики"  политиками  и экономистами есть глупость, ошибочность, и часто имеет роковые последствия.

  В  давние  времена  проблема  справедливости  была одной  из  главных и ключевых,   которыми  занималась   философия.   Философия  была   наукой   о мироустройстве  и  человеке  для понимания  их  людьми. В  новейшие  времена философия  распалась на  ряды и пучки вспомогательных  философских наук  для углубленного  внутреннего  пользования, и  за  последние сто-полтораста  лет ничего  не  прибавила  людям   для   постижения  жизни.  Пока   не  появился энергоэволюционизм.

Человек устроен как? Вот  только без ругательств! Человек устроен  так,что у  него мощные, развитые лобные доли. У него сильно развиты сдерживающие центры. Он не только умный и умелый - он еще и терпеливый. Терпение входит в понятия умения и ума.

Терпение  заставляет  ждать, пока  вырастет  посаженная  картошка, а не выкапывать  ее  назавтра,  чтоб  скорей  сожрать  и утолить голод.  Терпение заставляет  ждать в  засаде добычу и терпеть  голод, жажду,  зуд затекшего в неудобной позе тела  -  вместо  того, чтоб поспать  в удобной позе. Терпение заставляет  не  бросаться на женщину с целью  немедленно овладеть  ею  -  но ухаживать,  делать подарки и  всячески  выставлять  себя  в  прельстительном свете.  То есть человек давно сообразил: для желанного и весомого результата не  надо переть тупо,  как носорог  - а надо сдержать себя,  пока потерпеть, потрудиться как следует - и  будет тебе и жареная свинья, и теплая пещера, и сексуальная жизнь без  последующего  смертоубийства. Без  труда не  вытащишь рыбку из пруда. Стрекоза и муравей.

То есть.  Большинство  усилий  и  действий  человека  разнесены  на две половины:  затратную  -  и  результатную.  Пашу,  потею,  голодаю,  не сплю, лишаюсь,  страдаю, терплю,  бегу, рою,  строю,  воюю  - и -  кушаю, выпиваю, обладаю   любимой,   наслаждаюсь   комфортом,   горжусь   своим   досатком, развлекаюсь. Вот такая гантель.

Ручка,  соединяющая две головки  этой социопсихологической  гантели,  и называется справедливостью. Справедливость - это причинно-следственная связь между   поступком   и   воздаянием.   Между   действием  и   результатом  (в морально-оценочном аспекте).

Преступление и наказание. Подвиг и награда. Затраты и обретения. Работа и оценка.

(ВАЖНО. Здесь и сейчас мы  говорим о справедливости только в социальном аспекте.  О  справедливости  в  природе  и  вообще  во  вселенной  в   общем философском плане - в книге "Все о жизни" одноименная глава.)

Причем.  Справедливость  полагает вполне устойчивое единообразие модели "поступок - результат".  Скажем, за спасение  утопающего дают медаль. Девяти дали -  десятому нет. Несправедливо! А  если никому не дали - и ладно. Или - всем  ничего, а десятому - мешок  зерна. Остальные девять: "А  где наш мешок зерна? Несправедливо как-то..."

То  есть.  Первое.   Справедливость  означает   (полагает)  соотношение "посылка" и  "следствия"  по  качеству и количеству.  За  сбитый  самолет  -медаль. Не орден - это жирно будет. Но и не выговор - за что?! За удар вдруг по морде - ответный  мордобой, но не зарезать же за это и не сто рублей дать в благодарность.

Второе. Справедливость полагает  "горизонтальное равенство"  субъектов, участвующих в модели "посыл - следствие". Награждать - так за  равный подвиг всех  равными  наградами.  Иначе  -  или  всем  давать,  или  никому,  а  то несправедливо.

И получается  у нас из  свода  всех понятий справедливости в конкретном обществе  -  как  бы  координатная  сетка, покрывающая  все  социокультурноепространство.

Но  ни  в  коем  случае  не  надо  пугать  справедливость  со  всеобщей уравниловкой, якобы немощная часть  общества требует  себе иждивенчества как справедливости. Самый  сильный, храбрый  и  умелый  в  бою и охоте -  всегда берет себе лучший кусок. И все признают, что это справедливо. А самые слабые и неумелые получают  худшие  куски  в  последнюю  очередь,  и  все  также признают  это справедливым. Твой вклад в дело соотнесен с твоим результатом.

Если вожак после общей охоты сам нажрался, а  народу  не позволил - это несправедливо. Все охотились. А жить  как?  Вожака надо  убить.  А  если дал жрать,  но  впроголодь,  а  часть мяса  сгноил  из вредности? Несправедливо. Убить. Но  так  вожак  не  поступает,  ибо  он  - часть племени, и забота  о выживании племени и передаче генов у него в инстинкте.

Но  если  кто решит  отобрать у  вожака лучший кусок  -  может лишиться головы, и  это  будет также справедливо. Закон  есть всегда!  У  обезьян,  у волков,  у  крыс!   Внимание:   этология,  наука  об   этике   и  социальных взаимоотношениях животных, всем привет от Конрада Лоренца. Закон стаи всегда направлен  на  передачу  лучшего  генофонда  и  его  экспансию.  Он  жесток, неукоснителен и справедлив в  своей неукоснительности, иерархии и  равенстве равных. Закон стаи - это инстинкт жизни, направленный не на индивидуум, а на группу  - ибо  одно  животное  не  выживет никогда, лишь группа  гарантирует продление рода.

Мы обычно  предлагаем понимать дарвинизм столь вульгарно  и примитивно, что выживает сильнейший, и горе побежденному, ибо  суровы законы выживания и естественного  отбора. Но именно для этого - стая заботится о пище  для сех своих членов,  взрослая особь рискует жизнью для спасения чужого детеныша, а вожак  и  перворанговые самцы  вместо  возможного  спасения жертвуют  собой, спасая стаю от хищников и врагов.

Третье.  Справедливость предусматривает соотношение жертв и привилегий. Барон брал с крестьянина оброк, и ходил за его счет  в бархате, но  в случае битвы - шел драться и умирать с честью, крестьянин же спасался как мог.

Четвертое. Справедливость полагает меру и пределы неравенства следствий при  неравенстве  посылов. Хоть ты  и рисковал жизнью на стенах,  и  рубился мечом, пока я трясся в подвале и прислуживал налетчику -  но ты имеешь право жить знатным богачом по сравнению со мной, однако чтоб и я не  спал в луже и не жрал  лебеду, это уже несправедливо. Вот у соседского  барона - крестьяне живут в прочных хижинах,  половину  времени работают  на себя  и  хлеб  едят досыта. Он справедливый человек - живи сам и давай жить другим.

И пятое.  Человеческая  справедливость отличается от вполне,  в  общем,справедливого  Закона Стаи тем, что  психически более сложно  организованный человек более сложно и рефлексирующе  ко всему  этому  относится и  задается вопросами,  несвойственными,  возможно, животным. Скажем: разве справедливо, что уже от природы люди неравны и имеют разные исходные данные для счастья - одни  сильные и красивые, а  другие  слабые  и  глупые?.  И  тогда  человек мысленно приглашает в третейские судьи Господа, взывая: "Скажи, ну разве это справедливо? Ну разве так жестоко - это справедливо? Что жизнь  вот  этого и эту, хороших людей, так покарала - разве же это справедливо?." Имея в виду, что в природе тоже должна быть человекоподобная мораль, что случай в природе
тоже должен подчиняться  законам  нравственности  -  иначе  за что  человеку плохо,   если   по   всем   нашим   моральным,  социальным,  психологическим представлениям ему должно быть хорошо? Пошто мучится, бедный?

(Возможен и обратный вариант: "Господи, за что этому подлецу так хорошо живется?."   Но  здесь  ты  уже  видишь,  чем  подлец  нарушает,  в   твоем представлении,  законы  справедливости.  И  в  принципе  можешь  счастливого неправедного  подлеца  покарать  своей рукой и  сделать  несчастным. Сделать человека несчастным - это у нас запросто. А вот сделать счастливым, исправив допущенную  Всевышним - о кощунство! но вроде бы несправедливость! - вот это уже смертному слабо, вроде. Ну, обычно слабо, по крайней мере.)

То есть. Обращаясь за справедливостью  к Богу, человек вносит в понятие справедливости  элемент неравновесного милосердия. Я, значит, понимаю, что с точки зрения дарвинизма и государственной пользы нечего об этом малополезном человеке радеть.  Но, Господи, он же не виноват, что таким родился, а душа у него такая же, как у  всех, и он страдает, что от  природы обделен. Конечно, что его бабы не любят, и работы не найти, и здоровья нет - это все  природа, и по природе лучше ему,  никчемному, умереть. Такова суровая справедливость.Но есть  ведь и еще  справедливость:  раз по  душевным качествам он  не  хуже других - так и жить должен не хуже, смилостивись Ты над ним.

Человек  более  вооружен,  чем  прочие  животные.  Более жесток.  Более склонен  уничтожать себе подобных. Более  неравновесен  в окружающей  среде, более способен и склонен к максимальным действиям.

Смещение  представлений о справедливости из  сугубо рационального  поля несколько  в  сторону иррационального, Божественного - говорит о потребности (социопсихологической)    уравновесить    иррациональную     жестокость    и агрессивность  иррациональным же  милосердием и гуманизмом. Это  не слюнявые глупости. Это  чтобы не переступить меру в вечном убивании  и  раздавливании друг другом.

Мы  жестоки, потому что  жестокость  - это боль переделываемого мира, а наша  доля  в этом  мире  -  переделывать  его.  Мы  милосердны,  потому что милосердие - это аспект и форма системного инстинкта самосохранения людского сообщества.   Равновесие   между   неизбежной   жестокостью   и  необходимым милосердием мы называем справедливостью.

Несправедливо,  чтобы хороший работник и плохой жили в равном достатке.

Несправедливо, чтобы умный  специалист и  глупый делали одинаковую  карьеру.

Несправедливо,  чтобы  тот,  кто  искал  и нашел в тайге золото  и  тот, кто приехал в поселок  на готовое,  имели равную долю в  прииске. Несправедливо, чтобы герой и трус наделялись равным количеством благ.

Но  чтобы  хозяин  жил  во  дворце,  а  работник  голодал  -  это  тоже несправедливо. Чтобы один  захватил то, что является воплощением труда всех, -   это  тоже  несправедливо.  А  справедливость,  сказали  мы  выше  -  это координатная сетка, охватывающая социопсихологическое пространство общества.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ -      ЭТО ИНСТИНКТ СИСТЕМНОГО ВЫЖИВАНИЯ, СПРОЕЦИРОВАННЫЙ   НА МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Справедливость - это Закон  Стаи, изощренный человеческой психологией и осложненный структуризацией человеческой культуры.

Поэтому,  ребятки,  вы  справедливостью   не  пренебрегайте.  Все,  что несправедливо, сметается с кровью.

СТРЕМЛЕНИЕ НАРОДА К СПРАВЕДЛИВОСТИ - ЭТО СТРЕМЛЕНИЕ СОЦИОСИСТЕМЫ К УСТОЙЧИВОСТИ.

Инстинкт жизни повелевает  человеку выживать вместе  с  себе подобными,группой.

Принципиальные    отношения   внутри    группы   весьма   жестко детерминированы.   Работящесть,   милосердие,   воздаяние,   избавление   от паразитов, честность...

(с) М.Веллер. Великий последний шанс

Психология, Книги, Философия, Мораль, Общество, Цитаты, мнение, Справедливость, Нравственность

Previous post Next post
Up