"Апокалипсис Now". Фильм Ф. Ф.Копполы (1979 год). Анализ, сюжет, история

Sep 11, 2013 21:53

В выходные, пожалуй, пересмотрю...

Оригинал взят у vycheslav1983 в "Апокалипсис Now". Фильм Ф. Ф.Копполы (1979 год). Анализ, сюжет, история.

N. B. Материал составлен на основе радиоэфира Антона Долина и просмотра первоисточника

Название Апокалипсис now имеет смысл не только апокалипсис сегодня, но и  наших дней, и даже, - сейчас. Скорее всего, Коппола  имел ввиду что-то  полемическое по отношению к лозунгам хиппи о всеобщем мире и любви - "нирвана сейчас"...

Изначально же фильм назывался "Психоделический солдат". Потом назывался "Нирвана now" почти до самого конца, пока режиссёры не увидели, что они "натворили". Хотя, где нирвана, там и апокалипсис...В итоге в нирвану оказался погружен один персонаж (офицер Курц) и такое чувство, что в неё пытаются проникнуть все остальные, включая режиссёра, но "по прибытию" никому там не нравится).

Несмотря на навязчивое использование трека "The End" группы "The Doors" в начале и конце фильма, понятно, что этим  всё не кончается ни в  творчестве Копполы ни даже в судьбах персонажей, которые там присутствуют...




У Копполы две золотые ветки в Каннах,  (первая за  "Апокалипсис", вторая  за фильм «Разговор» ), много оскаров, три крёстных отца и куча других шедевров. Но эта вьетнамская история, в которой странным образом переданы все грани того, что происходило за кадром съёмок, странные трансформации, которые случились с самим Копполой... это выплеск через границы всего, какое редко случается. Много удивительного было и на крестном отце и на других фильмах режиссёра... но это какой-то абсолютный фильм.  Фильм, который больше чем фильм, больше, чем кино... И ряд "чудес" это подтверждают:

1) Одно из них в том, что фильм был показан в Каннах в незавершённой версии, потому что у Копполы он длился пять часов. Его сократили, но продюсеры сказали урезать ещё больше. Коппола сократил, но повёз фильм в Канны категорически неудовлетворённый. Люди там пришли в какой-то священный экстаз, Фильм однозначно всем понравился. Сейчас бы показ такого фильма публику разделил, а тогда объединил.

2) Это последняя  великая роль Марлона Брандо, которой он страшно сопротивлялся не уча текст, и, не желая худеть. Хотя, это не совсем роль... У Копполы был интересный замысел - взять книгу Джозефа Конрада «Сердце тьмы» и сделать то,  что никому не удавалось - экранизировать её, но так, чтобы на протяжении фильма никто не догадывался, что это "Сердце тьмы". На самом деле, к книжке это имеет мало отношения, кроме того, что кто-то куда-то плывёт, чтобы найти некоего Курца... В оригинале Курц - это начальник фактории по заготовке слоновой кости. А вместо капитана Уиллорда к нему плывет Марлоу - инспектор этой компании. Там рассказчик довольно банален, в отличие от капитана, которого сыграл Мартин Шин. И вот они плывут, и замысел был, что в конце,  когда они приплывают, происходит эта узнаваемая сцена... И из актуального репортажного контекста вьетнамской войны происходит полное выпадение сюжета в эту архетипическую, невероятно мрачную картину, нарисованную Конрадом в "Сердце тьмы". Финал должен был быть точной экранизацией некоторых сцен, диалогов из романа Конрада. Всю эту красивую схему нарушил Марлон Брандо, потому что он приехал туда на съёмки неготовым к своей роли. Вместо того, чтобы, как договаривались, похудеть - приехал огромным, как бочка  (одна из точных цитат в книге в том, что Курц ,сошедший с ума, должен быть истощённым, худощавым)...Его  просят исполнять роль, а он, оказывается, её ещё не читал. И лежит себе в гамаке, а кипящий от гнева и ненависти Коппола читает ему вслух сценарий (при том, что Брандо платили какие-то невероятные деньги). Кстати, режиссура вылезла за рамки бюджета ещё задолго до окончания съёмок,а потом ещё два года шёл монтаж. Парадокс в том, что фильмы, которые делаются так трудно, обычно, не получаются шедеврами. Шедеврами получается то, что делается легко и на одном дыхании, а тут это правило нарушено.).

...В одном из финальных разговоров с Уиллардом есть гениальный момент, когда Марлон на середине очень важного диалога запинается и в момент упоминания высшей силы поднимает глаза кверху...и всем кажется УАУ, какая актёрская находка. На самом деле  там у него были приклеены очень большими буквами строчки монолога.

Фантастика в том, что из этого всего получилось нечто огромное. И дело вот в чём.  Дело в том, что вместо великого, но умозрительно придуманного персонажа (это был единственный персонаж по замыслу Копполы, придуманный Конрадом, чужой персонаж) была свободная игра великого актёра...Надо сказать, что Коппола по-разному работал со своими и чужими персонажами. С чужими он очень тщателен, как это делал в первом крёстном отце. Со своими персонажами всё по-другому. А здесь свобода, но не его, а великого артиста, который очень много нёс всякой отсебятины  Масштаб личности Марлона Брандо,который был больше  рамок актёрского дарования, там  вдруг выплеснулся  мощной энергетической волной. И когда нам показывают лицо этого Уиллорда (героя Мартина Шина), который к нему плыл,то такое ощущение, что его лопатой по голове огрели. Ничего такого он раньше в жизни не видел и не слышал. Он, наверное, в этот момент думал:" Господи, сейчас наш фильм закроют" )). Его слова, которые звучат рефреном в конце: "Horror,horror" (ужас, ужас), кажется, относятся ко всем и к Копполе, который понимает, что может разориться навсегда (а он заложил дом, взял гигантский кредит, потому что ему не хватало (продюсеры ему помогли финансами, но он всё потратил). ...Они вышли за все рамки, за все грани и улетели куда-то туда, куда кинематограф довольно редко улетал.



Самое потрясающее в этом фильме то, что этот апокалипсис сегодня и в других значениях now ( наших дней, сейчас) - эти смыслы применимы к любому времени, когда бы это фильм не показывали. Ощущение попадания в сюрреалистический мир настигает и не отпускает до конца просмотра. Вообще, великое кино делают не только великие люди, но какая-то сила обстоятельств и сила каких-то чудесных препятствий... История создания фильма может заслонить сам фильм...Первый вариант фильма собирались снимать в репортёрской манере. Это был 73 год, когда ещё шла война во Вьетнаме.

,Фильм собирались снимать между Филиппинами и Вьетнамом, то есть в тылу воюющей армии с недорогими актёрами, потому что их не жалко ).  , Коппола на тот момент был  продюсером и искал режиссёра для съёмок, которым, кстати, мог стать молодой Джордж Лукас, но у него нашлись другие интересы... Мог получится фильм типа «Солдаты неудачи». Более того, по замыслу это должна была быть чёрная психоделическая комедия. Совсем без комизма не обошлось и в  Апокалипсисе. Сумасшедшие люди несутся на вертолётах уничтожать других ни в чём не повинных людей. И для того, чтобы всем было круто, они запускают музыкальное произведение Вагнер "Полёт Вальки́рий", которое можно назвать главным рок-хитом  времени романтической классической музыки. И откуда это звучит, у них в головах или в голове самого Копполы -  понять невозможно. и это создаёт  ощущение того самого ужаса, о котором в финале в своей исповеди говорит Курц.

Немного сюжета.
Американское командование во время вьетнамской войны вызывает к себе подполковника Уилларда (актёр Мартин Шин), который развёлся недавно с женой и один коротает в  алкогольном безумии и угаре своё бессодержательное время в отеле Сайгон. Его зовут и говорят, что ему дано очень важное задание. ( Несмотря на своё плачевное состояние, он - спецназовец,  и человек, хорошо умеющий убивать людей. Его и команду из нескольких человек, среди которых, кстати, и знаменитый сёрфер,( о чём Уиллард не догадывается) отправляют плыть по реке, чтобы найти и убить сошедшего с ума полковника Курца, который провозгласил себя диктатором какого-то аборигенского племени, убивает там людей и совершенно съехал с катушек. (Важно, что Курц перебрался  из Вьетнама в Камбоджу со своим отрядом и там чем-то непонятным занимается)...бесконечное плавание военного отряда - прозрачный образ ухода за границы, который является, вообще, главной темой этого фильма....Постепенно и Уиллард, и вся его команда теряют чувство реальности (некоторые из них принимают наркотики , но это необязательно, так как мир вокруг и так безумен). И чем дальше, тем страшнее и интереснее... Тут можно вспомнить о картине «Агирре - гнев божий», снятого за 5 лет до того, как начали делать Апокалипсис. Коппола упоминает её помимо  книг, дававших ему вдохновение в работе над фильмом. Но если в "Агирре" был один безумец, возглавляющий экспедицию, плывущую в мифическое Эльдорадо, то здесь их двое. Один совсем сошёл с ума (больше, чем Агирре и уже нашёл своё Эльдорадо. Скажем так, "Агирре", который доплыл)), А другой только начинает плыть.


Этот фильм не столько о войне, сколько о пути человека. От его довольно плачевного, но нормального состояния (пьяное, одинокое, жалеющее себя состояние) к безумию, величию, к своей судьбе, и к тому финалу, который мы хотим увидеть, но не увидим. Его путь очень сложный, гибельный, полный крайне мрачных, депрессивных ужасающих приключений. Закольцованность этого фильма в том, что путь опять продолжается, и что дальше - мы не знаем. Это хорошо передано фактом использовано саундтрека группы ,"The Doors"- "The End", который звучит в начале и в конце. Главная характеристика  этой песни Джима Мориссона 67 года ( то есть примерно тех времён, когда происходит действие фильма -условно 69 год) ,- что она не кончается. В отличие от других песен "The Doors", которые длятся от одной до трёх минут, - эта длится 10 минут.. и это кажется бесконечным. Тема повторяется и возвращается к лейтмотиву того же Вагнера . Ничего случайного в этом нет.

Совершенно непонятно как об Апокалипсисе думать с каких-то совершенно скучных политических позиций. В СССР он считался милитаристским фильмом, его не показывали. Европейско-американский взгляд - это классика антивоенного кино . И непонятно, кто прав. Если мы вспомним первый большой фильм о войне в Ираке «Морпехи», там есть важная сценка, где не обстрелянные,  но дико борзые американские морпехи   перед отправкой в Ирак смотрят кино. Они смотрят именно "Апокалипсис". В момент сцены с Полётом Валькирий, и они кричат - мочи их! Дико радуются и их это страшно заводит.
Почему антивоенный? Здесь идёт речь о войне в другом смыле. Война ,как состояние души, безусловно больной и кризисной, но как любой кризис- продуктивной. Поэтому, война здесь - это не планомерная операция по уничтожению какой-то деревни, где засели какие-то враги, а набор случайностей и импульсов. Например, налёт валькирий сделан из-за того, что отчаянно скучающий, а вовсе не умирающий от ужаса в  далёкой стране  эксцентричный подполковник Билл Килгор страдает от того, что в той местности потрясающий прибой, волны, а он увлекается серфингом... И вдруг он видит в команде Уилларда   очень крутого сёрфера. , А сёрфер уже и забыл кто он есть, он уже давно солдат, ему не до того. Но подполковник хочет, чтобы они покатались на  досках по волнам. Но ведь у него изначально были сосем другие планы, а он их резко поменял под влиянием секундного душевного импульса  ради минутной забавы... И весь полёт валькирий и всё священное безумие и вся операция "воздушной кавалерии вертолётов" сподвигнуты этим случайным капризом человека, сошедшего с ума..Нужно обратить внимание и на то, что для убийство одного человека, съехавшего с катушек (офицера Курца) организовали целую операцию, а второй, сошедший с ума (подполковник Билл Килгор) успешно руководит своим подразделением и помогает Уилларду. Важно, что сначала Уиллард сомневается в себе, жалеет себя, потому что он саморазрушается и,как любой человек, пришедший с войны, он не выдерживает это испытание. А дальше он начинает проникать в происходящее, как свидетель,а не участник. Ведь  он должен совершить своё убийство в конце.  Когда доплывёт, тогда и убьёт. А до этого ему можно не вмешиваться ни во что, не ввязываться. Его миссия совершенно специфическая. И он начинает смотреть на всё со стороны, глазами наблюдателя, вместе со зрителем. Он начинает понимать, что это не он сдался и не выдержал, а это весь мир сошёл с ума. Но интересно, что Коппола показывает это не операцией плохих американских властей, которые устроили несправедливую войну (этот месседж испортил бы весь фильм). Он смотрит на это как на череду индивидуальных безумий...Почему они захватили весь мир? По той простой причине, что мир катится к своему концу. И поэтому начинается война всех со всеми, где нет правых и виноватых. И поэтому важна вырезанная им, вроде бы бессмысленная сцена на французской плантации затерянной где-то, где вдруг появляются французы. (сцену вырезали потому, что фильм ехал в Канны, хотели, чтобы французы его наградили, что удалось)) В этой сцене показывается, что французы - такие же  как и американцы, хотя может быть,  напалмом там не жгли . Но у них более давние традиции. Они уже давно всех спалили, кого было нужно. И великолепно там проживают. Это показывает, что данное касается всего мира, а вовсе не только каких-то там нехороших американских властей.   Кстати, американские власти не поддержали создание фильма. Оборонка могла выделить военную технику, но сценарий настолько не понравился, что было сказано - никакой техники. Сцены снимались на филиппинских вертолётах. Более того, этим вертолётам со съёмочной площадки приходилось улетать на реальные боевые задания - бомбить каких-то повстанцев. Вертолёты приходилось перекрашивать, чтобы они были похожи на американские, а потом обратно в филиппинские. Трудности были в том, что всё время присылали новых пилотов и нужно было объяснять, куда лететь.
Ну и ,конечно, самый главный вопрос который важен на войне , и перестаёт быть важным в антивоенном произведении, которым Апокалипсис, конечно, является. Кто хороший и кто плохой? Вроде до самого конца мы понимаем, что Уиллард не убийца ,он никакие вертолёты не запускал, никого не жёг, у него какие-то угрызения совести, он точно хорорший. А тот сумасшедший, лысый, который людей убивает, он точно плохой (Курц). Но когда один приезжает ко второму и получается, что они являются одним и тем же человеком. И если один другого убьёт - тот ему за это скажет спасибо, испуская последний вздох. Вот тут они меняются местами. Последний кадр, которым фильм заканчивается это лицо, сидящего в воде Уилларда. Которое совпадает с лицом каменногго будды . Это же классическая дзенская история, что если встретишь будду, то его надо убить.



А.получил золотую пальмовую ветвь " Апокалипсис" не один, а вместе с фильмом «Жестяной барабан»  Фолькера Шлёндорфа, который являет собой европейский взгляд примерно на ту же самую проблемную ситуацию. Только для американцев - Вьетнам, а для европейцев - вторая мировая. Это два примера фильмов, в которых всё сошлось, всё сложилось, которые получились больше, чем был замысел их создателей. Больше, чем просто строчка в фильмографии.

Вспоминаются широкие планы с надвигающимися как мухи вертолётами, сцена на мосту, они все гениально сняты. Но то, что в фильме особенно  интересно, это - наличие нескольких точек зрения. Есть точка зрения Уилларда, есть взгляд на него, когда мы видим его со стороны. И особенно это мастерски показано в монологах сумасшедшего Курца , когда он его слушает и весь мир вообще исчезает, сжимается, и мы видим только частичку лица Марлона Брандо, который говорит свои безумные , возможно, сымпровизированные монологи.

Был там ещё невменяемый фотограф, с тремя или четырьмя фотоаппаратами. Он воплощает собою невозможность показать реальность. Невозможность её сфотографировать. Невозможность репортажно показать кто хороший, а кто плохой, где правда, а где ложь. Известно, что у американцев очень много репортажей и съёмок и фотографий с вьетнамской войны. Но, тем не менее все они ничего толком не передают . И в отношениии иракской войны видим тоже самое. Кинематограф показывает нам больше, чем репортажи. И это при том, что все снимают, огромное количество самодеятельного видео , но при этом это ничего не отражает. Вот поэтому герой Дениса Хопера (киноактёр, сыгравший того фотографа) был прав , хоть и не знал об этом, восхощаясь величием и ужасом всего того, что творится вокруг него , являлся единственным европейцем, единственным белым человеком, среди огромного количества туземцев, которые как раз ничему не удивляются,  не сходят с ума, а естественным образом принимают своего нового бога, поклоняются ему. Это очень тонко показывает то, что произошло. Что было на самом деле в этом сердце тьмы, куда они плыли через всю эту войну, через все эти ужасы...В сердце тьмы - сон разума...



Оскар, КИНО, рецензия

Previous post Next post
Up