Формально события, которые Церковь вспоминает в эти дни, произошли 4 века спустя после Крестных страданий Христа и Его Воскресения. В 305 году в Римской империи воцарился Константин Великий. Он прекратил гонения на христиан, поддерживал церкви и общины. Его мать, царица Елена, отправилась в Святую землю, чтобы установить - где именно происходили евангельские события.
За 300 лет в Иерусалиме все изменилось. Город не раз разрушался, перестраивался и переименовывался. На месте Голгофы и Гроба Господня были возведены
языческие храмы . Доверенные лица царицы Елены опрашивали местных жителей. Им удалось установить приблизительное место страданий Спасителя. Там начались раскопки. По преданию, было обнаружено три креста. Чудо помогло установить какой из них - Распятие Христово.
В это время мимо двигалась похоронная процессия.
Когда истинное Распятие приложили к усопшему, тот воскрес
Всем стало понятно что вот оно - Истинное Древо Креста Господня, орудие страданий и в то же время - спасения.
Особое значение для Константина имел Святой Крест - орудие позорной казни, и в то же время символ спасения всего человечества. По преданию, перед важной битвой Константину было видение креста. Он нанес его изображение на флаг и щиты воинов и одержал победу над врагами.
Елена отдала распоряжение о начале строительства в Иерусалиме Храма Гроба Господня.
Крест был поднят - то есть воздвигнут - для всеобщего обозрения и поклонения.
Это событие христиане вспоминают теперь каждый год.
По традиции в этот день установлен строгий пост.
Источник Может ли с орудием казни быть связан праздник?
Ответом на этот вопрос пусть будет составной отрывок из 19-й главы Евангелия от Иоанна,
который звучит сегодня в храмах во время богослужения.
Глава 19.
6 Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.
7 Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.
8 Пилат, услышав это слово, больше убоялся.
9 И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.
10 Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?
11 Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.
13 Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа.
14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!
15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.
16 Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.
17 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;
18 там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.
19 Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.
20 Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски.
25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.
26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.
27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
28 После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду.
30 Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.
31 Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, ибо та суббота была день великий, просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.
32 Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.
33 Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,
34 но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.
35 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.
Отрывок, который мы сейчас услышали, подчёркивает всю парадоксальность сегодняшнего праздника Воздвижения креста Господня, потому что в той информации, которую он передаёт, на первый взгляд нет ничего праздничного.
Обезумевшая от злости толпа, подученная старейшинами, требует от Пилата казни Того, Кого совсем недавно была готова называть учителем. Пилат, побеседовав со Христом и не найдя в Нём вины, всё же отдаёт Его на ужасную и мучительную казнь, в результате которой Спаситель умирает. Причём описания суда и распятия довольно подробны и явно воспринимаются Евангелистами как нечто очень важное. Неслучайно Иоанн, текст которого мы сегодня читали, завершает описание происходящего словами: «И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили».
О чём же это свидетельство? Во что должны поверить читатели? Исходя из текста - совершенно очевидно, что речь идёт о смерти Спасителя. Иоанн подчёркивает, что видел сам, как из Его пронзённых ребер истекла кровь и вода, что было подтверждением смерти их Учителя.
Но почему реальность смерти так важна для учеников? Почему в этом надо уверять других?
Ответ очень простой: только умерший может воскреснуть. Если Христос просто впал в кому, если Он был без сознания и просто очнулся - значит никакой победы не произошло. Но если Он действительно умер, а потом они встретили Его живым - значит Он воскрес. Казнь преступника просто прекращает его жизнь. Именно к этому стремились враги Христа.
Однако Он не был преступником и не был просто человеком, Он был Спасителем и Богочеловеком, для которого крест стал путём в опыт страдания и смерти всех людей. Но именно потому, что Господь в этот опыт вошёл, разделил его с нами и воскрес, мы взираем на крест не как на орудие казни, но как на знамя победы.
Священник Стефан Домусчи
+ + + + + + +
"Со святым великим праздничным днем Воздвижения Честного Креста! Стоим мы у подножия Креста Господня в сегодняшний день, величаем Страсти Христовы, поклоняемся Честному Древу и величаем славную победу над злом, над смертию: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим!»
Крест Христов сопровождает нас всю нашу жизнь, начиная от нашего крещения, когда священник налагает на нас святым миром при таинстве миропомазания крест святой, одевает на нас крест - видимый образ христианства, который носим мы всю свою жизнь, и с этим крестом - оружием на диавола - уходим мы и в Жизнь Вечную.
Крест христов венчает наши храмы, иконостасы, престолы святые. На куполах, на самых высоких местах, кругом ставится святой Крестгод, и знаменательно, что самая страшная борьба диавольская идет против Креста. Все секты вооружаются против Креста, говорят: «палкам покланяются…»
Мы не палкам покланяемся - Древу Жизни покланяемся, на котором распят был Христос, которое было обагрено кровью Христовой, Древу, на котором совершилось искупление и спасение наше.
Как прекрасно сегодня: природа какая, как солнышко сияет, встречает Крест, какая тихая, действительно, золотая осень, и природа Божия благоговеет перед величием праздника сегодняшнего! И с какой радостью и легкостью возносился Крест святой, и с какой радостью мы совершали поклонение Кресту Господню.
За эти светлые минуты жизни нашей сегодняшнего дня благодарим мы Господа! И в дальнейшем подавай нам, Господи, эти светлые минуты радости и торжества, радости службы Божией, радости победы над грехом и над немощами нашими человеческими.
И Крест святой да хранит нас от всякаго зла!
Крест святой да будет нам оружием и победой на всех врагов видимых и невидимых!
Слава, Господи, Кресту Твоему честному и святому Воскресению Твоему. Аминь!"
Схиархимандрит Зосима (Сокур), из проповеди в праздник Воздвижения Креста Господня, 1999 год.
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое,
победы православным христитанам на сопротивныя даруя
и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Click to view