Click to view
В самый разгар Великой Отечественной войны по личному указанию Сталина режиссер Сергей Эйзенштейн в Алма-Ате снимает фильм "Иван Грозный". Несмотря на тяжелое военное время, ему обеспечены максимально благоприятные условия. Впервые на экране весьма точно воспроизводится церковная служба: Иван венчается на царствие с соблюдением всех традиций, а также произносит фактически программную речь: отныне Москва становится Третьим Римом, то есть мировым православным центром. Четвертому Риму не быть.
Практически одновременно со съемками фильма в Кремле происходит неожиданная для многих встреча Сталина с архиереями Русской православной церкви. Вождь уверен, что война будет способствовать переделу мира, и ясно дает понять: церкви в этом будет отведена не последняя роль...
2 февраля 1945 года. Храм Воскресения Христова в Сокольниках. На Поместном соборе Русской православной церкви Патриархом Московским и Всея Руси избирают высокопреосвященнейшего Алексия, митрополита Ленинградского и Новгородского. На лице нового патриарха заметно беспокойство. Ему известно, что Сталин задумал глобальную политическую комбинацию с участием церкви и лично его - владыки Алексия Симанского. Принято государственное решение: Русская церковь должна стать центром мирового православия. Влиятельному прозападному Ватикану должен противостоять восточный Ватикан - в Москве. Казалось бы, надо радоваться: униженная и притесняемая церковь снова обретет вес в обществе. Но для чего это нужно безбожному государству? И чем придется заплатить за такую милость?
Вот текст телеграммы от болгарского митрополита Стефана из Софии: "Русской православной церкви настало время выдвинуть себя - занять первое, руководящее, место в ряду всех православных церквей: ...держава после беспримерных побед и разных успехов вознеслась на необыкновенную высоту. Великой державе подобает возвеличить свою церковь. В пору тягчайших испытаний и страданий бывшую ее неусыпной молитвенницей и вернейшей сотрудницей, освободившейся от недугов и крайностей дореволюционного прошлого. По нашему разумению, настало время исполниться пророчеству инока Филофея о Москве - третьем Риме".
Так в очередной раз пересеклись пути князей Церкви и владык земных...