Цитата из Рафаэля Аргульоля и Эухенио Триаса, «El cansancio de Occidente», 1992 - про ситуацию в мире, про нас, про Livejournal, в конце концов: «Пассивность - вот клеймо сегодняшнего человечества. И это понятно: когда люди превращены в зрителей и лишены всякой возможности влиять на ход событий, получается пассивное существо. Однако все это, конечно, происходит скрыто, под личиной прямо противоположного действия. Повсюду мы видим бурные псевдособытия и непрекращающийся поток постоянной активности - активности, которая лишь усиливает пассивность, непрестанное движение, которое на деле перерастает в неподвижность. Мы привыкли говорить о бешеных скоростях и стрессах нашего общества, но общее его настроение - это погоня за пустотой».
Вчера зашел послушать заехавшего из Испании Эухенио Триаса. Был разочарован. Хотя несколько его фраз я все же законспектирую в собственном понимании. Он меня зацепил одним переводом знакомого слова, дескать, "храм" по-гречески - слово для обозначения пределов.
Те, кто читают мой дневник, знают, как меня волнует тема всяческих границ. Вот один из
недавних примеров, хотя там про границы отношений с девушками... А кстати, девушкам рекомендуется далее не читать. Потому что ниже будет сплошная философия - на тему того, что символы не только существуют, но и работают.
Для разминки - неслучайные созвучия:
магия - майя ("иллюзия" на санскрите) - махен ("творчество", "сотворение" на немецком);
материя - матерь - матрица.
Слово "материя" стало тривиальным из-за современного материализма.
Магия - поле достижения власти через символы.
Магия - исток религиозного выражения. Откуда, к примеру, взялись в религии посмертные 40 дней?
"Алхимия слова" реальна, ее возвращение состоялось во времена ренессанса вместе с неомагической картиной мира.
Религия - предвестник современного просвещенного разума. Она принимает "на себя" символы, с целью предотвратить бессилье человека перед высшими силами - в первую очередь перед смертью. Религия поддерживает живыми ожидания человека...
"Дьяволико", слово обозначающее противоположность символизму, распадение вещей, отрицание значения сакрального.
Любая религия создает свое собственное откровение и утверждается этим откровением.
Каждая религия - символическое откровение. На вопрос «какой смысл имеет наша жизнь?» религия пытается найти ответ через символы.
Нет ни одной истинной религии. Но когда умирает
Великий Пан, фрагментарную часть любой религии нередко удается сохранить. Только не надо повторять за Ницше, что «Бог умер».
Даже агностик может принять положительную часть религии.
И нет точного ответа на вопрос, а является ли молитва разновидностью встречи священного и человеческого. Но ясно, что название одной из книг Триаса «Границы мира» весьма волнующе, просто я в этот раз попал не на ту лекцию. Ведь только думая о всевозможных границах, и получается думать, пределы - цепляют, стимулируют, томят… Думать просто так - в бытовых паузах жизни, я уже разучился…
Еще один не до конца ясный вопрос - реикарнация. Вроде бы похожа на правду, но как подозрительно она отражает кастовую структуру индийского общества.
Всевластие Божественного - сложный вопрос.
Грех=недостаток. Равносильность фраз "у него есть грехи" и "он не лишен недостатков"?
Стоило быть суммировать опыт разворачивания форм зла и связи его с добром.
Но интереснее восстанавливать определения, чем придумывать новые.
Мистерия - "конец всех вещей". (А вот смерть вовсе не конец всех вещей).