«Сетевой чудачок»

Jan 02, 2017 15:15

Автор Dmitry Evstafyev написал для нас некий новогодний лонгрид и отбыл в сторону дачи, обвешанный шампанским и клешнями краба.
Рекомендую ознакомиться.

Любая историческая эпоха - это лица. Только коммунисты, да и то в начале своего исторического пути, думали, что эпоха - это «массы». В «зрелом возрасте» даже они поняли, что это не так, старательно застраивая контролируемое пространство «досками почета» с лицами. Как правило, кстати, обычных людей, даром, что «передовиков».

Какое же лицо у той эпохи, которую мы все провожаем, но никак окончательно не проводим?

Каждый, кто начинает раздумывать об этом, конечно, будет иметь свой персонализированный символ. Но персонажа, который для меня является воплощением этой эпохи, наверное, стоит назвать «сетевой чудачок».

Думаю, мы все поняли, кто и что это такое. У любого из нас таких деятелей во «френдах» наберется три - четыре, а то и больше.

Почему? Это и просто, и сложно.

Посмотрите.

Он эрудирован, но не образован. Он остроумен, но не умен. Он может написать кучу ярких, но быстро забывающихся постов, но не способен даже на простейший связный рассказ. Это источник бесконечных и столь же бессмысленных реприз, которые прочитал - и забыл. «Сетевой чудачок», он всегда про «сегодня», но почти никогда про «вчера» и точно никогда про «завтра».

По-честному сказать, «сетевые чудачки» - это все те же самые «мы», но реализовавшие свою неизбывную потребность в безделье с пользой для кошелька. А поверхностность… Ну, что поверхностность… Мы все тут не Кнорозовы и даже не Бойли с Мариоттами.

Но он - «иной». Его даже блогером назвать нельзя. Он одновременно и меньше, и больше блогера. Но «сетевой чудачок», несомненно, один из важнейших символов эпохи.

«Сетевой чудачок», кажется, никогда по-настоящему не работал. Да и до работы ли ему было? Столько «проектов» вокруг? Вы никогда не замечали, что слово «проект» чаще всего произносят долгосрочные «временно безработные»? А нам до работы было? Я имею в виду, до настоящей ли работы нам было?

Настоящая проблема «сетевых чудачков» в том, что они все одинаковые. То есть, вроде бы они разные, но в чем разница между ними - непонятно. Вероятно, «скакание» по сетевому пространству создает не только общие формы «творчества», но общую стилистику, которую довершает общий набор слов. Вроде бы разнообразных, иногда вычурных, но все же одинаковых.

«Сетевому чудачку» хочется позавидовать, но не стоит. Увы, но «сетевой чудачок» - он только «здесь и сейчас», то есть, он вроде бы «всегда», но его жизнь очень зависит от того, как повернется ветер. Он его пытается ловить. Иногда получается, иногда нет - бывают забавные моменты, когда «сетевой чудачок» неправильно уловил дуновение политического ветерка и «выпал из доверия».

Но смену исторической эпохи по поведению «сетевого чудачка» уж точно можно.

Сейчас «сетевой чудачок» начинает нервничать. Сильно нервничать. Он пишет - не стесняется, ему же все можно, как он считает - что его «жесткий диск в голове» перегревается. Прикиньте, коллеги, у него в голове - жесткий диск, а не мозг. Остается только спросить, что у него вместо сердца: счетчик купюр или разъем для флешки? Но это ладно, хотя восприятие, причем, публично демонстрируемое, самого себя, как набора механических устройств, кажется, является одной их крайних степеней расчеловечевания. И оно, вероятно, не случайно.

Но от чего перегревается жесткий диск нашего «сетевого чудака»? Оказывается, от того, что общество стало все вокруг воспринимать серьезно. Слова, дела, дружбу в Фейсбуке и вне его. От «сетевого чудачка» стали требовать определить позицию по отношению к тем или иным людям, событиям и явлениям. А он не просто не хочет, он не может этого сделать. Не может от того, что вся его жизнь и, с позволения сказать, «работа» - это была одна большая ржака.

«Сетевой чудачок» ржал - не смеялся, а именно ржал - над всем, что его окружало. Над людьми, над страной, над властью, над жизнью, над смертью. Над способностью каких-то непонятных его «жесткому диску» людей окопаться на безымянной высотке и там умереть. Зачем-то. Потому, что кто-то сказал «ни шагу назад». Над способностью скорбеть и сострадать, любить и ненавидеть.

Сам «сетевой чудачок» на это неспособен. Нет, когда-то он был человеком. Но потом, по мере «скакания» способность была утрачена. Она стала лишней.
Наш «сетевой чудачок» думал, что максимум, что ему предстоит в этой жизни, так это перейти от ржаки «нулевых» к ерничанию «десятых».
Ан-нет….

«Чудачок», конечно, огрызается, пишет, что «вата олимпиадит». Но… Нет, не помогает. Люди упорно требуют от него «определиться», а он даже не понимает, что от него хотят.

И тогда «сетевой чудачок» написал самое главное. Он, почти в истерике, написал: «ну это же все не по-настоящему», это же все - «игра».

И был прав. Мы жили в эпоху, когда дружба - не дружба, ненависть - не ненависть, любовь - не любовь, хамство - не хамство. Смерть - не смерть.

Игра… Может, и игра.

Но если смерть - не смерть, то тогда и жизнь - не жизнь. Так ведь? То есть наш сетевой чудачок - это просто «нежить», пользуясь старым русским термином. Да, получается, что наш «сетевой чудачок» в количестве изрядном заполнявший нашу жизнь или то, что мы считали жизнью - просто нежить. Социальное «ничто», поглощающее наши силы, время, а иногда и деньги.

Но, ведь, он, эта «социальная нежить», аннигилятор смыслов, действительно была востребован еще недавно в товарных «количествах»! Более того, служил предметом восхищения, удивляя нас плоскостью своих, якобы, острот. Которые и остротами не были. Так… ржакой.

Наверное, уходящую эпоху было бы справедливо назвать «эпохой большой ржаки». Когда все, что происходило вокруг, казалось то ли бредом, то ли сном, то ли игрой, то ли флеш-мобом, то ли постановкой какой. Которая вот-вот закончится и надо будет аплодисментами вызывать актеров, смывающих кетчуп вместо крови, «на бис».

Не закончилось. Кровь оказалась кровью, а не бутафорией из кетчупа и брусничного сока.

И - из песни слова не выкинешь - Крым стал первым, что, и правда, было настоящим. Первым за многие годы. Не просто реальным, а именно, - «настоящим», по крупному, без вопросов, Настоящим, с большой буквы. Тогда мы все - и начальство, и общества, и каждый из нас в отдельности сделал шаг в это самое «настоящее». Вероятно, не понимая всех последствий. Так бывает. Но шаг уже сделан - а дальше уже начинает развиваться «логика вещей», которая неумолима, жестока, но неизбежна.

«Сетевой чудачок» вдруг - отдадим ему должное, одним и первых - с ужасом обнаружил, что общество изменилось и уже не смеется так, как раньше над его искрометными репризами. И уже не только скорбно покачивает головой, но и сурово смотрит, как бы спрашивая: «ну, что ты теперь, чудак, скажешь?». А некоторые, наиболее сердобольные, уже интересуются: может, ты, старичок, на работу куда устроишься? Ну, так, для разнообразия что ли.

Общество начинает задавать вопросы. Самые разные, пока бессистемные и неумелые. Про Божену, про нескончаемо однообразную в своем идиотизме интеллигенцию, про Софочку Ротару, про спонсоров АТО, которые по всем каналам светились в «голубых огоньках», про яхты олигархов, которые, кажется, уже больше, во всяком случае, длиннее, их бизнесов, про квартиры госчиновников. Про бывших патриотических, а ныне украинствующих блогеров, а особенно - про то, откуда эти красавцы взялись. Про «Порше-Кайены» и дочек торговцев мясными и не очень мясными изделиями. Про то, зачем на государственные - народные, если говорить прямо - деньги хрень очередную сняли и показывают. Добро бы просто деньги украли - а тут еще и показывают, то есть, наносят двойной вред обществу. Наконец, про то, почему новогодняя телепрограмма на этот раз оказалась совсем уникально омерзительна?

Так себе вопросы, поверхностные. Прямо скажем, не про то вопросы у нашего общества пока. Вот, когда общество начнет не про «них» вопросы задавать, а про себя, про свое будущее - вот тогда будет самое то…

Но, погодите, общество быстро учится. И чем дальше, тем более серьезными и вдумчивыми становятся эти вопросы. На которые уже трудно отвечать еще одним ударом по кумполу Ковтуну. Да и сам Ковтун «уже не торт» - он тоже начинает понимать, что ржака кончилась, и скоро бить начнут всерьез.

Нашего «сетевого чудачка» окутывает липкий туман ужаса - пока он ржал, общество изменилось, а он остался таким же, как был. «Розлива» сытых нулевых. И стоит он там же и также, где всегда стоял: в ожидании, когда кто-то воткнет в заменяющий ему мозг жесткий диск очередную флешку с набором реприз. Иногда вытыкают, иногда - нет, но даже, если втыкают, начинают требовать почти невозможного - верить в то, что пишешь. Не общаться с теми, кто по «другую сторону», не шутить над всем подряд.

И тут наш «сетевой чудачок» понимает, что наступают «последние времена». Нет, вопрос, «где же я буду столоваться?» ему пока в голову не приходит. «Сетевой чудачок» глубоко уверен, что «кто-то кое-где у нас порой» ему завсегда подкинет на пропитание. И, кстати, он пока прав. Пока прав. Другой вопрос его волнует - а кто же с ним ржать-то теперь будет? Ему же публика нужна. Наш герой без публики - просто лузер, несостоявшийся человек. А с публикой - «рупор эпохи». Да только кончается эпоха эта.

И «сетевой чудачок» начинает ржакать все более натужно, агрессивно. Он даже начинает рычать на тех, кто отказывается ржать вместе с ним или высказывает сомнения в том, что «это» - смешно. Небывалая история. Еще недавно «сетевой чудачок» на это и внимания-то не обратил бы.

Страшно ему, сетевому нашему «чудачку». Очень. Этот липкий страх становится ощутим через паутину его реприз и шуток.
Знаете, коллеги, а давайте оставим «сетевого чудака» в покое. Пусть он останется в прошлом. На нас надвигается эпоха, когда все будет серьезно. Когда все будет по-настоящему - и любовь, и кровь, и дружба. Кстати, политика в новую историческую эпоху тоже обещает стать настоящей. И это станет для многих, в том числе и промеж начальства нашего, большим сюрпризом.

Ибо есть времена, когда надо троллить дурачков сельских, а бывают времена, когда дело надо делать и начинать серьезно разговаривать с серьезными и жесткими людьми. Ту важно понять, когда одни времена сменяются другими.

Кстати, возможно, тогда мы поймем, что «сетевой чудачок» - это просто мера нашего безделья, а иногда, и беспомощности. Только пока мы боимся себе в этом признаться.

Так, что, давайте, похлопаем нашего «сетевого чудачка» по плечу, мол, не скучай, брателло, ржачно с тобой было. Но нам пора.

У нас впереди много дел.

Конец цитаты.

От себя добавлю, что первым настоящим событием XXI века был не Крым, а осетинская война. 8 августа 2008 года я ушел с работы, прочитав, что только что российская армия вошла в Рокский туннель. Пришел к подруге на яблочный пирог, и пока он не кончился, больше часа уверял ее, что после псевдособытий случилось настоящее событие. Наконец, она всё-таки согласилась включить телевизор.

блоги

Previous post Next post
Up