Легенда о Звезде и Смерти Хоакина Мурьеты: от истории до Ленкома и Дмитрия Колдуна.

Jul 04, 2013 13:32

image Click to view




Существовал или нет реальный Хоакин Мурьета, доподлинно не известно. Легенда гласит, что родился он в 1830 году и был то ли мексиканцем, то ли чилийцем.В двадцатилетнем возрасте "будущая звезда совесткой рок-оперы" отправился в переживавшую тогда «золотую лихорадку» Калифорнию, где одного за другим потерял двух близких людей: его брат-близнец был повешен за преступление, которого не совершал, а подруга Росита избита и изнасилована рейнджерами. После этих печальных событий Хоакин поклялся отомстить янки и собрал  настоящую банду головорезов, наиболее известным членом которой был Джек Трёхпалый - один из самых жестоких убийц и грабителей того времени. Имя Хоакина стало нарицательным, его связывали чуть ли не со всеми творившимися тогда преступлениями, не очень-то разбираясь, кто конкретно их совершил. Историк Джей Ди Мэйсон написал в 1881 году: «Попросите дюжину уроженцев Калавераса рассказать о Мурьете, и, как минимум, шестеро похвастаются, что их предки были лично знакомы с Хоакином или стали его жертвами». Более того, в Калифорнии существовало по крайней мере пять банд, возглавляемых мексиканцами-тёзками прославленного разбойника.  Но Хоакин Мурьета оказался единственным, кого простой люд стал буквально воспевать, в то время как американские газеты награждали его нелестными прозвищами и описывали настоящим маньяком, который «едет через поселения, вырезая слабых и незащищенных, как будто им овладела мания убийства». Что же заставляло бедняков помогать Хоакину продовольствием и укрывать от преследователей? Во-первых, всем была известна печальная история, побудившая Мурьету стать разбойником, которая с каждым пересказом становилась всё трагичнее и прекраснее. Во-вторых, он был молод и очень красив, что всегда играет не последнюю роль. Ну, и, в третьих, бедняки с благоговением рассказывали, как Хоакин помог кому-то деньгами, привёз в бедную деревню мешки с зерном или пригнал  стадо отобранных у янки коров.  Хоакин Мурьета медленно, но верно превращался в местного Робин Гуда.
  Губернатор Джон Биглер каждому, кто поймает бандита по имени Хоакин или докажет его смерть, пообещал вознаграждение в тысячу долларов. Этот знаменитый акт о «Пяти Хоакинах» положил начало настоящей охоте на Мурьету, во главе которой встал бывший капитан рейнджеров Гарри Лав, который и наткнулся на вооружённых мексиканцев в каньоне Паноче в июле 1853 года. В своём письме губернатору он пишет:  «Хоакина мы узнали сразу. Он, увидев нас, вскочил на лошадь и поскакал. После недолгой погони нам удалось убить его лошадь и ранить его, но он продолжил убегать уже пешком. Во время погони мы убили несколько бандитов, остальных ранили, некоторых - тяжело. Тем не менее, они продолжали отстреливаться. Когда мы настигли Хоакина, то немедленно его казнили. Вместе с ним был казнен и его главный сообщник. Я послал капитана Бёрнса и Джона Сильвестра в Форт Миллер с фрагментами тел, чтобы заспиртовать их». Лав получил не только обещанную награду, но и голову Хоакина Мурьеты и руку Трёхпалого, с которыми «гастролировал» по всей Калифорнии. Но несмотря на то, что «подлинность» экспонатов подтвердили семнадцать человек, знавших Мурьету лично, тут же появилась масса опровержений. Девушка, представлявшаяся кузиной прославленного разбойника, заявила, что отрубленная голова принадлежит кому угодно, только не её двоюродному брату. Журналисты обсуждали, почему Лав никогда не появляется со своим «атракционом» в округе Калаверас: «Не потому ли, - вопрошали они, - что там Мурьету знали все поголовно?» Короче говоря, истина так и не была установлена. Сам Гарри Лав продал свой атракцион, купил лесопилку и даже женился, но вскоре спился и погиб в пьяной драке в 1868 году. «Доказательства» же оказались в музее Сан-франциско, где пропали во время знаменитого землетрясения 1906 года.

        В 1854 году американский журналист Джон Ролин Ридж выпустил первую книгу  о мексиканском разбойнике «Жизнь и приключения Хоакина Мурьеты», написанную благодаря многочисленным рассказам индейцев племени чероке, с которыми автор был настолько близок, что даже писал под псевдонимом «Жёлтая птица».  В 1919 году Дэвидом Грифитом о Мурьете был снят первый фильм - «Алые дни», правда главного героя там звали Альварес.  Но настоящей сенсацией стала картина 1936 года, снятая по книге Уолтера Бёрнса «Робин Гуд из Эльдорадо. Сага о Хоакине Мурьете», где в главной роли блистал Уорнер Бакстер. А через тридцать лет появилась знаменитая кантата Пабло Неруды «Сияние и смерть Хоакина Мурьеты, чилийского разбойника, убитого в Калифорнии 23 июля 1853 года», напечатанная в 1971 году в журнале «Иностранная литература» в замечательном переводе Павла Грушко.

Приблизительно в это же время, в начале семидесятых годов прошлого века, Марк Анатольевич Захаров возглавил московский Ленком. Театр находился в кризисе, чтобы возродить его былую славу, был необходим яркий современный спектакль. Сильные мира того и посоветовали молодому режиссёру обратить внимание на чилийскую поэму, тем более, что события, связанные с фашистским путчем в этой стране, были тогда актуальны и вызвали бурную реакцию во всём без преувеличения советском обществе. Захарову идея показалась интересной, но реализовать её было достаточно сложно. Дело в том, что в самом произведении Неруды Мурьета как таковой отсутствует - о его трагической судьбе рассказывает хор. Для театра же требовались живые герои, и именно благодаря приглашённому к работе над либретто Павлу Грушко Хоакин и Тереса обрели плоть и кровь, а Смерть и Звезда стали полноправными действующими персонажами.
    За несколько лет до описываемых событий мировую музыкальную жизнь в буквальном смысле слова взорвала рок-опера «Иисус Христос - супер звезда». Захаров захотел поставить что-то похожее и на московской сцене,  благо сама история Мурьеты была благодатным материалом для новых театральных экспериментов, а либретто легко «накладывалось» на симфо-рок. Юрий Энтин предложил режиссёру пригласить для совместной работы преподавателя Московской консерватории Алексея Рыбникова. Тот написал два варианта оперы - сценический и для грамзаписи, в которой главные партии исполнили постоянно работавшие с композитором Геннадий Трофимов и Жанна Рождественская .
В спектакле же роль Хоакина досталась Александру Абдулову, Тересу играла Любовь Матюшина, а Николай Караченцов блистал в двух ролях - Смерти и Главы Рейнджеров.




Премьера спектакля «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» состоялась 23 мая 1976 года и вызвала настоящую сенсацию. Получить разрешение на такой смелый эксперимент оказалось не так уж легко. Алексей Львович Рыбников вспоминает: «Явочным порядком поставили в известность управление культуры: приходите смотреть, мы поставили политический спектакль по Пабло Неруде, посвященный революции в Чили. Придя на „комсомольский“ спектакль, бюрократы увидели безобразие, совершенно не вписывающееся ни в какие рамки начала 76-го года: полуголые девицы скачут под ритмы рока... Запретили сразу же. Им предложили: давайте повесим над сценой большой портрет Пабло Неруды, прочитаем политические стихи... Со всех сторон начали обкладывать их такими „подушками“ и „стелить соломку“. Спектакль калечили и калечили, но так, чтобы основной накал оставался. Одиннадцать раз „это“ не принималось. Наконец, было получено разрешение сыграть премьеру». Портрет Неруды на сцене так и не появился. Но из большого полотнища был сооружён парусный корабль, одновременно служивший и огромным экраном, на котором проецировались слайды гравюр Хосе Гваделупе Посадо и фотографии Калифорнии девятнадцатого века.  За музыкальную часть "отвечал" ВИА "Аракс", в котором тогда играли и пели Вадим Голутвин, Сергей Беликов, Сергей Рудницкий и Анатолий Абрамов.
На фотографиях, позаимствованных на просторах инета, - создатели первой советской рок-оперы и сцены из спектакля.











Успех превзошёл все самые смелые ожидания создателей спектакля. Рок-опера продержалась семнадцать сезонов при полном аншлаге и только на сцене самого Ленкома была сыграна более тысячи раз. А ведь были ещё и многочисленные гастроли: «Мурьету» «давали» не только на театральных подмостках, но и на переполненных стадионах.
    Александр Гаврилович Абдулов писал: «У Мейерхольда есть такое высказывание: если критика ругает спектакль, это еще не значит, что спектакль не удался. А если все хвалят, то это не обязательно, что спектакль получился хорошим. Но если вокруг него разгораются жаркие споры - это бесспорное свидетельство того, что работа относится к разряду талантливых. Его слова применимы и к постановкам всех рок-опер в нашем театре, спор о которых не утихает до сих пор. В рок-опере "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" изумительная поэзия Пабло Неруды, прекрасное либретто Павла Грушко, великолепная музыка Алексея Рыбникова и режиссерский талант Марка Захарова, соединившись вместе, позволили создать спектакль искренний, страстный, волнующий, заражающий зрителей своей энергией и идеями».
    Через восемнадцать лет спектакль «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» был снят с репертуара Ленкома, но его жизнь на этом не закончилась. Выпущенный в 1978 году двойной альбом «Звезды» занял первое место в хит-параде лучших грамзаписей, а Рыбников был признан самым популярным композитором 1979 года.  В 1982 году Владимир Грамматиков снял художественный фильм с Андреем Харитоновым, Алёной Беляк и неподражаемым Александром Филиппенко, но «за кадром» по-прежнему звучали голоса Трофимова и Рождественской.






И уже совсем недавно, в 2008 году, в театре Алексея Рыбникова рок-оперу снова возродили. Главные вокальные партии в современной версии спектакля исполнили Дмитрий Колдун и Светлана Светикова. Алексей Львович о новой постановке написал так: «По содержанию это острейшая драма, даже трагедия, мистика, кровь, любовь, экшн. Мы ставим битвы и драки реалистично, как в кино. Но там есть и глубинная философия, евангельский подтекст. И все же основной акцент сделан на музыкальную сферу, все поется от начала до конца. У нас - тяжелая рок-музыка и настоящее оперное либретто».

image Click to view

Previous post Next post
Up