Ещё в 1835 году, согласно положениям тогдашней чрезвычайно передовой сербской Конституции, министр был обязан учредить службу, которая бы «возвращала к жизни полумёртвых». Это и был прообраз будущей неотложной медицинской помощи в Сербии. На протяжении почти всего XIX века такую работу выполняли исключительно муниципальные врачи, дежурившие в центральной клинике, расположенной на улице Краля Милана (позднее здесь открыли кафану «Таковски грм»).
В первом десятилетии прошлого века население Белграда составляло 70 000 человек, естественно и дня не обходилось без какого-либо чрезвычайного происшествия. Помощь пострадавшему обычно оказывали прохожие, отправляя "гонца" за врачом и полицейским.
В 1903 году доктор В. Куюнджич, вернувшись из рабочей поездки в Вену, Прагу и Пешт, предоставил Сербскому медицинскому обществу отчёт об организации в этих городах службы спасения и первой помощи. После бурного обосуждения услышанного доктор М. Радовановичу предложил организовать в столице постоянное дежурства врачей. В их распоряжение отписали автомобиль, на котором в любое время дня и ночи они могли выехать для оказания первой медицинской помощи.
Пятнадцатого декабря 1904 года на железнодорожной станции Сеньяк зазевавшийся путник попал под колёса поезда. Именно по поводу этого печального события с места аварии был сделан первый в истории Белграда телефонный звонок по поводу скорой медицинской помощи. К сожалению, судьба пострадавшего нам неизвестна, но хочется верить, что жизнь его была спасена.
Когда в 1908 году некоторые государственные службы Белградского муниципалитета подверглись реорганизации, в Белграде появились медицинская и полицейская служба, куда вошли спасатели и врачи скорой помощи. Был подготовлен проект Закона о Белградском муниципалитете, который в 1909 году был направлен в Народное собрание для обсуждения и принятия. В этом постановлении, согласно статье 116, муниципалитет Белграда был обязан организовать специальную медицинскую службу для «... Лечение бедных и оказание первой помощи...»
В рамках Закона было принято Постановление об обязанностях врачей Центрального городского лазарета, вступившее в силу 10 мая 1909 года. Он также очень точно определял, в каких случаях врач будет выезжать с командой (фельдшером и кучером) из Центрального лазарета на вызовы граждан для оказания первой помощи.
Так, в этом своде правил было написано: «Дежурный врач, работающий в течение дня, обязан оказывать медицинскую помощь каждому больному, который обращается в клинику. Бедные белградцы получают помощь врачей безвозмездно, а остальные - за добровольный взнос на содержание клиники».
По вызову пациента врач выезжал на место, только если речь шла о несчастном случае, требующем срочного вмешательства, таком как утопление, отравление, попытка самоубийства или убийства, серьёзное телесное повреждение, перелом костей, сильное кровотечение и тому подобное.
В скорой помощи, помимо дежурного ночного врача и санитара, всегда был дежурный, в обязанности которого входил приём вызовов, пока врач находился с пациентом.
Сохранившиеся данные о работе Белградской станции спасения и скорой помощи сообщают, что жители Белграда приняли этот свод правил очень дисциплинированно и просили прислать врача только в случае крайней необходимости, как это было предписано.
В наши дне сербская "Хитна помоч" превратилась в большую и слаженную систему с отделениями по всей стране. Но в отличие от российских коллег, её сотрудники по-прежнему ограничивают выезды утверждённым перечнем исключительных ситуаций и состояний. В большинстве случаев пациенты приезжают к врачам сами.
По материалам сайта kaldrma.rs