«Когда наступит день» (Кад сване дан) - один из самых неоднозначных сербских фильмов последнего десятилетия. Кто-то называет его шедевром, кто-то, напротив, сиюминутной поделкой. И дело не в работе режиссёра или плохой игре актёрского состава. Копья ломают вокруг сюжета.
Свою новую работу режиссёр Горан Паскалевич («Обманчивое лето’68», «Пороховая бочка», «Оптимисты» и др.) представил в 2012 году. Над картиной работала интернациональная актёрская команда: Мустафа Надаревич, Небойша Глоговац, Предраг Эйдус, Мето Йовановски, Зафир Хадзиманов, Тома Йованович, Нада Шаргин и др. Музыку написал македонский этно-рок джазовый фьюжн-гитарист Владимир «Влатко» Стефановский.
Выступая на премьерном показе в Санкт-Петербурге, Паскалевич сказал, что, наблюдая, как в его страну «возвращаются демоны прошлого», он «попытался достичь наиболее сложной цели - сделать фильм простым». История и правда не отличается неожиданными сюжетными поворотами.
Бывший учитель музыки Миша Бранков (Мустафа Надаревич) получает от сотрудника белградского музея металлический ящик, обнаруженный во время ремонтных работ на старом Саймиште. В нём он находит письмо погибшего в 1941 году композитора Исаака Вайса и незаконченную им партитуру под названием «Когда наступит день». Из предсмертного послания старик узнаёт неожиданную правду о себе самом.
Во время войны фашисты превратили белградский выставочный комплекс (Саймиште) в концлагерь, из которого на смерть в душегубках отправили сотни евреев и цыган. В 1941 году сюда попали Исаак и Сара Вайсы. Своего двухлетнего сына Мишу незадолго до ареста им удалось пристроить в семью Бранков. Поскольку ни мать, ни отец назад не вернулись, крестьяне не стали рассказывать ребёнку о его происхождении. Мальчик рос, уверенный в том, что он серб, рождённый воеводинской крестьянкой. Лишь огромный музыкальный талант выделял его среди других.
Не только правда о собственном происхождении шокирует Мишу Вайса. Он не в состоянии понять, как можно каждый день проходить мимо Бранкова моста, рядом с которым находятся развалины бывшего концлагеря, и ничего не знать о разыгравшейся здесь трагедии. А ведь это центр Белграда!
В память о своей семье и всех погибших Миша решает закончить отцовскую партитуру и пригласить для её исполнения оркестр. Причём сыграть музыканты должны после поминальной молитвы, на том самом месте, где в 1941 году Исаак Вайс закопал ноты вместе с письмом сыну. И тут выясняется, что успешным современникам старого учителя дела нет до военной трагедии. Даже собственный сын Миши (Небойша Глоговац), дирижёр прославленного оркестра, отказывается поддержать отца «в его глупости».
В конце концов пьеса «Когда наступит день» всё таки прозвучит в бывшем концлагере. Исполнять её придут цыгане, а зрителями станут местные нищие, беженцы, пьяницы, старый раввин и несколько евреев из белградской синагоги. Но так ли это важно? Ведь, как написал в своём предсмертном письме Исаак Вайс, «пока живёт эта музыка, живы и мы».
Вот этого сюжетного поворота критики и не могут простить Горану Паскалевичу. Получается, что настоящими носителями человеческой памяти являются отнюдь не сливки общества. Кроме того, многих покоробило напоминание о том, что до сих пор на месте бывшего концлагеря не поставлено ни одного памятного знака, зато идут разговоры о строительстве здесь Луна-парка.
В 2013 году фильм «Когда наступит день» был включен в список номинантов на премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но в шортлист не вошёл.
Click to view