О том, как нечисть укусила рыцаря за палец ноги, и как солнце осветило солнце...

Oct 19, 2009 16:12


Читать средневековые летописи и хроники бывает не только интересно, но и довольно забавно - не в плане описываемых событий, а в плане мировосприятия историков тех времён.

Немецкий хронист 13-го века, Пётр из Дусбурга:

В то время был один лучник из Баварии в замке Раганите, к которому, когда он, осенив себя крестом, лежал на ложе ночью и засыпал, явился диавол и укусил его изо всех сил за палец на ноге. А он, почувствовав страшную боль, воскликнул громким голосом, говоря: «Кто это меня укусил?» А тот сказал: «Я, диавол». «А зачем ты это сделал?» Ответил диавол: «Потому что, когда ты ложишься спать, кладешь крест слишком короткий». И когда на другой день он поведал об этом случае братьям и прочим, они спросили его, действительно ли крест был коротким. Он ответил: «Было истинно так. Но впредь я буду умнее: буду класть крест от стоп до макушки и выше».

Оттуда же:

Какова была чистота жизни и какова добродетель воздержания и какова суровость правил дисциплины среди братьев Балги и других вышеупомянутых замков, неведомо никому, кроме Того, Кому открывается каждое сердце и от Кого ничто не утаивается. Молельни почти никогда не бывали без молящегося, и не было угла в упомянутом замке, где после вечерни и заутрени не оказывался бы какой-нибудь брат, занимавшийся самобичеванием. В замок Энгельсберг пришли некие благочестивые люди, которые, увидев там состояние и образ жизни братьев, спросили, как называется замок. А когда им сказали, что он называется Энгельсберг, то есть «гора ангелов», они ответили: «Воистину не зря носит он это название, ибо обитатели его ведут жизнь ангельскую».

Хотя и у русских летописцев встречаются странности в понимании смысла христианской веры. Галицко-Волынская летопись:

[Князь Роман] победил все языческие народы мудростью своего ума, следуя заповедям Божиим устремлялся на поганых, как лев, свиреп был, как рысь, истреблял их, как крокодил…

Иноземных врагов русские летописцы вообще не очень чтили. Вот фрагмент из Устюжской летописи:

В год 6777 (1269) Князь Дмитрий Александрович с новгородцами и псковичи с князем Довмонтом побили немецкую многую их силу. Воевода их был тогда Великая Свинья.

(Очевидно, переписчик недопонял смысла своего источника, и принял боевое построение ливонских рыцарей клином «кабанья голова» за имя немецкого военачальника).

А вот здесь польский менталитет, как есть. Великопольская хроника о битве лехитов (поляков) во главе с королём Болеславом против русских и паннонцев (видимо, венгров):

…приближаются издалека бесчисленные ряды русских и варваров. Итак, сходятся ряды и копья грозят копьям. Двойной враг теснит войско Болеслава, один - с тыла, другой наступает спереди. Кричит Болеслав: «Смело, мужи, следует сражаться, а не лениво убегать с поля боя».  Стих: Храбро сражающийся враг заставляет храбро сражаться.

Какой-то муж из окружения Болеслава, благородный родом, но бесчестный душой, первым убежал с поля битвы. Его позорное бегство не только не отняло победу у победоносного Болеслава, но и отвело облако от самой победы, или, как правильнее сказать, солнцем осветило солнце. В самом деле, хотя до сегодняшнего дня часто можно было слышать о неподдающейся оценке доблести Болеслава, однако только теперь, когда она явственно обнаружилась, в нее поверили и паннонцы и русские. Конь его пал, утомленный и ратным трудом и получив ранения, а Болеслав пеший сражается и рушит врагов. Некий туземец, сойдя со своего коня, предлагает ему сесть на него.

И наконец, воины Болеслава, непобежденные, но уто­мленные победой, одни уходят с поля битвы, других, ус­талых от сражения, враги берут в плен и уводят к себе к сожалению для Болеслава. Столько народа лехитов попало в плен, что хотя лехиты для выкупа своих плен­ных и положили все сокровища в виде золота, серебра и драгоценных камней и даже те ценности, которые еще во время Болеслава Великого были собраны и сохраня­лись в Польском королевстве, однако их не хватило для этого выкупа. И даже многие люди знатной крови были проданы в горестную неволю языческому люду, и там они жалким образом закончили свою несчастную жизнь. Но напрасно часть паннонцев хвасталась бесславной победой и, не будучи победительницей, пользовалась именем победы.

история

Previous post Next post
Up