Князь Владимир. Настоящее язычество. Христианство.

May 06, 2013 18:57


Князь Владимир Святославович - центральная фигура всей русской истории. Как Давид для Израиля. Юстиниан для Византии. Карл Великий для королевства франков. Витовт для ВКЛ.

Впервые я слышал о Владимире в детстве - по былинам. Позже, когда мне стали открываться подробности его жизни - насилие над Рогнедой на глазах семьи с последующей расправой над близкими, убийство родного брата Ярополка - внутренняя реакция была что-то вроде: «Так вот каким ты был в реальности, Красно Солнышко». И всё, что Владимир-христианин делал потом, не могло стереть клейма насильника и братоубийцы. Многие годы я уважал его как правителя и с холодным отчуждением относился как к историческому персонажу. Тем более, вызывала неприятие его канонизация.

Потом задумался вот над чем. Мы судим Владимира-язычника по меркам христианского (постхристианского) воспитания XX-XXI вв. Но были ли его зверства преступлениями по меркам языческого мира IX-X вв., в котором он был воспитан? Только ли Владимира-язычника следует осуждать или всё языческое поколение наших предков? Мы сейчас относимся к язычеству, как к чему-то эдакому этнографическому. Ну, верили во много богов, ну, поклонялись духам, природу любили, орнаменты вышивали. А в остальном такие же люди как мы - с той же нравственностью, теми же координатами добра и зла. Так ли это?

Фрагмент 1 - Ибн-фадлан. Погребальное жертвоприношении русов-язычников:

…И вот, когда умер этот муж, о котором я упомянул раньше, то сказали его девушкам: "Кто умрет вместе с ним?" И сказала одна из них: "Я".

Итак, поручили ее двум девушкам, чтобы они оберегали ее и были бы с нею, где бы она ни ходила, до того даже, что они иногда мыли ей ноги своими руками. И принялись они (родственники) за его дело, - кройку одежды для него, за приготовление того, что ему нужно. А девушка каждый день пила и пела, веселясь, радуясь будущему. Когда же пришел день, в который будет сожжен (он) и девушка, я прибыл к реке, на которой (находился) его корабль, - и вот, он (корабль) уже вытащен (на берег) и для него поставлены четыре подпорки из дерева хаданга и другого (дерева) и поставлено также вокруг него нечто вроде больших помостов из дерева. Потом (корабль) был протащен, пока не был помещен на эти деревянные сооружения. И они начали уходить и приходить, и говорили речью, (которой) я не понимаю. А он (мертвый) был далеко в своей могиле, (так как) они (еще) не вынимали его… Потом они принесли скамью, и поместили ее на корабле и покрыли ее стегаными матрацами и парчей византийской и подушками из парчи византийской, и пришла женщина старуха, которую называют ангел смерти, и разостлала на скамье постилки, о которых мы упомянули. И она руководит обшиванием его и приготовлением его, и она убивает девушек. И я увидел, что она ведьма большая (и толстая), мрачная. Когда же они прибыли к его могиле, они удалили в сторону землю с дерева (с деревянной покрышки) и удалили в сторону (это) дерево и извлекли его (мертвого) в изаре, в котором он умер, и вот, я увидел, что он уже почернел от холода (этой) страны. А они еще прежде поместили с ним в его могиле набид и (некий) плод и тунбур. Итак, они вынули все это, и вот он не завонял и не изменилось у него ничего, кроме его цвета. Итак, они надели на него шаровары и гетры, и сапоги, и куртку, и хафтан парчевый с пуговицами из золота, и надели ему на голову шапку из парчи, соболевую. И они понесли его, пока не внесли его в ту палатку, которая на корабле, и посадили его на матрац, и подперли его подушками, и принесли набид и плод и благовонное растение и положили его вместе с ним. И принесли хлеба, и мяса, и луку, и бросили его перед ним, и принесли собаку, и разрезали ее на две части, и бросили в корабле. Потом принесли все его оружие и положили его рядом с ним. Потом взяли двух лошадей и гоняли их обеих, пока они обе не вспотели. Потом разрезали их обеих мечем и бросили их мясо в корабле, потом привели двух коров и разрезали их обеих также и бросили их обеих в нем. Потом доставили петуха и курицу, и убили их, и бросили их обоих в нем. А девушка, которая хотела быть убитой, уходя и приходя входит в одну за другой из юрт, причем с ней соединяется хозяин юрты и говорит ей: "Скажи своему господину: "право же, я сделала это из любви к тебе". Когда же пришло время после полудня, в пятницу, привели девушку к чему-то, что они (уже раньше) сделали наподобие обвязки (больших) ворот, и она поставила обе свои ноги на руки (ладони) мужей и она поднялась над этой обвязкой и говорила на своем языке, после чего ее спустили, потом подняли ее во второй (раз), причем она совершила то же действие, что и в первый раз, потом ее опустили и подняли в третий раз, причем она совершила тоже, что сделала (те) два раза. Потом подали ей курицу, она же отрезала ее голову и забросила ее (голову). Они взяли эту курицу и бросили ее в корабле. Я же спросил у переводчика о том, что она сделала, а он сказал: "Она сказала в первый раз, когда ее подняли, - вот я вижу моего отца и мою мать, - и сказала во второй раз, - вот все мои умершие родственники сидящие, - и сказала в третий (раз), - вот я вижу моего господина сидящим в саду, а сад красив, зелен, и с ним мужи и отроки, и вот он зовет меня, так ведите же к нему. И они прошли с ней в направлении к кораблю. И вот она сняла два браслета, бывших на ней, и дала их оба той женщине, которая называется ангел смерти, а она та, которая убивает ее. И она (девушка) сняла два ножных кольца, бывших на ней, и дала их оба тем двум девушкам, которые обе (перед этим) служили ей, а они обе дочери женщины, известной под именем ангела смерти. Потом ее подняли на корабль, но (еще) не ввели ее в палатку, и пришли мужи, (неся) с собой щиты и деревяшки, и подали ей кубком набид, и вот она пела над ним и выпила его. Переводчик же сказал мне, что она прощается этим со своими подругами. Потом дан был ей другой кубок, и она взяла его и затянула песню, причем старуха побуждала ее к питью его и чтобы войти в палатку, в которой (находится) ее господин. И вот я увидел, что она уже заколебалась и хотела войти в палатку, но всунула свою голову между ней и кораблем, старуха же схватила ее голову и всунула ее в палатку, и вошла вместе с ней, а мужи начали ударять деревяшками по щитам, чтобы не был слышен звук ее крика, причем взволновались бы другие девушки, и перестали бы искать смерти вместе со своими господами. Потом вошли в палатку шесть мужей и совокупились все с девушкой. Потом положили ее на бок рядом с ее господином и двое схватили обе ее ноги, двое обе ее руки, и наложила старуха, называемая ангелом смерти, ей вокруг шеи веревку, расходящуюся в противоположные стороны, и дала ее двум (мужам), чтобы они оба тянули ее, и она подошла, держа (в руке) кинжал с широким лезвием, и вот начала втыкать его между ее ребрами и вынимать его, в то время, как оба мужа душили ее веревкой пока она не умерла. Потом подошел ближайший родственник мертвеца, взял деревяшку и зажег…

Фрагмент 2. Повесть временных лет.

сказали старцы и бояре: "Бросим жребий на отрока и девицу, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам". Был тогда варяг один, а двор его стоял там, где сейчас церковь святой Богородицы, которую построил Владимир. Пришел тот варяг из Греческой земли и исповедовал христианскую веру. И был у него сын, прекрасный лицом и душою, на него-то и пал жребий… …посланные к нему, придя, сказали: "На сына-де твоего пал жребий, избрали его себе боги, так принесем же жертву богам". И сказал варяг: "Не боги это, а дерево: нынче есть, а завтра сгниет; не едят они, не пьют, не говорят, но сделаны руками из дерева. Бог же один, ему служат греки и поклоняются; сотворил он небо, и землю, и звезды, и луну, и солнце, и человека и предназначил его жить на земле. А эти боги что сделали? Сами они сделаны. Не дам сына своего бесам". Посланные ушли и поведали обо всем людям. Те же, взяв оружие, пошли на него и разнесли его двор. Варяг же стоял на сенях с сыном своим. Сказали ему: "Дай сына своего, да принесем его богам". Он же ответил: "Если боги они, то пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына. А вы-то зачем совершаете им требы?". И кликнули, и подсекли под ними сени, и так их убили. И не ведает никто, где их положили.

Фрагмент 3. Адам Бременский. О шведах-язычниках.

Там также находится источник, где язычники совершают жертвоприношения, ввергая в него живого человека: если он не всплывает, то это обозначает, что желание народа осуществится…

…Свеоны, кроме того, имеют обычай каждые девять лет устраивать в Убсоле торжество, собирающее жителей всех областей страны. От участия в этом торжестве не освобождается никто. Цари и народы, вместе и поодиночке, все отсылают свои дары в Убсолу, и, что ужаснее всего, те, кто уже принял христианство, вынуждены откупаться от участия в подобных церемониях. Вот как происходит жертвоприношение. Из всей живности мужского пола приносится девять голов: считается, что их кровь умилостивит богов. Тела же этих животных развешиваются в близлежащей роще. Эта роща священна для свеонов, потому что, согласно поверью, благодаря смерти и разложению жертв ее деревья становятся божественными. Один христианин рассказывал мне, что видел в этой роще висевшие вперемежку тела собак, лошадей и людей…

------------------------------------------------------

Наверно, этих фрагментов довольно (теперь могу приводить их десятками), чтобы понять, что противостояние христианства и язычества - это было нечто гораздо большее, чем просто борьба двух разных эстетик или обрядов, как многие теперь ее воспринимают. И мы не всегда были такими добронравственными общечеловеками - именно христианство за 1000 лет смягчило наши звериные сердца.

Да, Владимир-язычник был недочеловек. Но такой же, как остальные, его окружавшие. И именно ему стало тошно от этого моря жестокости и глупости. В итоге именно он подкосил языческий мир древней Руси, в котором родился и вырос, не зная другого, изменился сам и изменил до неузнаваемости свою страну.

Если нам судить (оценивать) теперь жизнь Владимира по-христиански, одна из основ христианского мировоззрения: человек ≠ constanta. Это то, чего не понимает язычник или атеист. Человек меняется. Вся жизнь - это шанс измениться. Она оценивается по итогу.

Некоторые скажут, что для монархов прошлого смена веры была политической формальностью. Для кого-то так. А для кого-то нет.

Фрагмент 4. Память и похвала русскому князю Владимиру.

Каялся и оплакивал блаженный князь Владимир все то, что совершил в язычестве…

Фрагмент 5. Повесть временных лет.

И сильно умножились разбои, и сказали епископы Владимиру: "Вот умножились разбойники; почему не казнишь их?". Он же ответил: "Боюсь греха". (сравним со стилем правления тоже как бы христианского правителя - Ивана Грозного)

Фрагмент 6. Повесть временных лет.

повелел он всякому нищему и бедному приходить на княжий двор и брать все, что надобно, питье и пищу и из казны деньги. Устроил он и такое: сказав, что "немощные и больные не могут добраться до двора моего", приказал снарядить телеги и, наложив на них хлебы, мясо, рыбу, различные плоды, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: "Где больной, нищий или кто не может ходить?". И раздавали тем все необходимое.

Фрагмент 7. Память и похвала русскому князю Владимиру.

…Владимир князь, отходя от света сего, так молился, говоря: «Господи боже мой, не познал я тебя, но помиловал ты меня и святым крещением просветил меня,- и познал я тебя, боже всех, святой творец всего сущего, Отец господа нашего Иисуса Христа, слава тебе с Сыном и Святым Духом! Владыка боже, не помяни моего зла, не знал я тебя в язычестве, теперь же знаю тебя и ведаю. Господи боже мой, помилуй меня. Если хочешь меня казнить и мучить за грехи мои, казни сам, господи, не предавай меня бесам!» И так богу молясь, предал душу свою с миром ангелам…

вера, история, душеустроение

Previous post Next post
Up