Прошлые выходные были не только длинными, целых 3 дня, но и насыщенными, поэтому результатом моего отдыха (или работы, как кому нравится) будет целая серия заметок, сотня, а то и больше фотографий и 4 видео-ролика, один из роликов Вы уже видели, он стал новым приветственным видео для блога. Одну заметку я напишу в формате "Один мой День", она будет как раз про День России - 12 июня, только безусловно с албанским колоритом.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-Yk4AFe3L7MM/VYRMNZ86wzI/AAAAAAAALTw/Q6fpdFnAYw0/s800/DSC04716.JPG)
Сегодня же я расскажу про потрясающий опыт - путешествие на пароме по водохранилищу, которое зачастую называют Команским. Оно образовалось после строительства ГЭС в деревушке Коман, когда река Дрин разлилась по долине между горами и холмами. Произошло это в 80-е годы прошлого века. Именно из Комана мы и начинаем наше путешествие. Об этой поездке я мечтала с самого переезда в Албанию, мы всё ждали запуска парома, на котором можно было бы путешествовать вместе с машиной. Но грузовые паромы как раз 3 года назад перестали курсировать... А в этом году в мае кое-что изменилось. И об этом0то я сегодня и расскажу!
Эта заметка с фотографиями будет посвящена логистике: время отправления парома, время в пути, как добраться, какие лучше занять места, можно ли забронировать место для автомобиля и альтернативы парому, которые есть, для этого путешествия. А вторая заметка про Команское водохранилище будет в формате видео-рассказа, только видео позволит хотя бы частично передать красоту этих мест, фотографии уже с этим не справляются. В качестве резюме я всем советую совершить поездку в Вальбону, а она прекрасно сочетается с 2-часовым круизом по реке Дрин!
![](https://lh3.googleusercontent.com/-6vuO_xdMXeE/VYRKcvjjElI/AAAAAAAALSY/jxcLPZBw0R0/s800/DSC04638.JPG)
Про путешествие на машине к месту старта круиза я расскажу в отдельной заметке в формате "Один Мой День", а также в видео-рассказе про круиз. Сейчас только упомяну, что выехали мы пораньше, часиков в 7 утра из Тираны, чтобы успеть к 11 утра к месту погрузки. Муж очень переживал, что на пароме может не хватить места для нашего автомобиля (в этих краях он в последний раз был лет 20 назад), но волнения были напрасными, на паром погрузились все пассажиры и транспортные средства, которые хотели. Хотя это для Албании был рабочий день - пятница. Что там происходит в субботу и воскресенье, я не могу пока сказать.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-19SHi8yGXo8/VYRKknqJ0jI/AAAAAAAALSg/S2niM2ValL0/s800/DSC04640.JPG)
Сама прогулка на пароме Alpin начинается в 12 часов из Комана (из Фиерзы паром выезжает в 9 утра). Паром начал регулярно функционировать только с 16 мая этого года, поэтому сейчас наблюдается всплекс интереса со стороны албанцев и иностранцев к Вальбоне и Команскому водохранилищу. По социальным сетям мне кажется, что только ленивый еще не съездил в Вальбону. ))) Корабль был отреставрирован весной. Фотографии до и после можно посмотреть на
сайте компании-перевозчика или на их
страничке в Инстаграм. В течение 3 лет грузовые перевозки по Команскому водохранилищу практически не производились. Оба парома стояли на приколе в районе Фиерзы. Теперь тут стоит только один из них и ждет своей очереди.
Пока большой паром не работал потихоньку начали появляться другие варианты перемещения из Комана в Фиерзу (и обратно) по озеру:
- паром Бериша, который появился только в 2014 году, может перевозить несколько автомобилей и микроавтобусов (но не большие автобусы):
http://www.komanilakeferry.com/, "Бериша" стартует из Комана не в 12 часов дня, а в 9 утра, поэтому многие турагентства продолжают сотрудничать с ними, выезжать из Тираны приходится в 5 утра, зато туристам удается подольше побыть в Вальбоне и не так жарко плыть на солнцепеке. Да и плывет он чуть быстрее - 1,5 часа.
- дневные экскурсии Марио Молла:
http://www.komanilake.com/. Именно этим вариантом
воспользовалась моя подруга Ира в прошлом году. Тоже интересный вариант, особенно если в Вальбону ехать нет времени, а по озеру покататься хочется.
- информация о паромах и лодках периодически обновляется
тут.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-QEcNUu3LenA/VYRKtVL7jPI/AAAAAAAALSo/Wz1BlttB8Dw/s800/DSC04642.JPG)
Паром Traget Alpin способен разместить на борту несколько больших автобусов. Это очень удобно. Только их погрузка происходит весьма хаотично. Всё смешалось тут. ))) Поэтому разгрузка и загрузка занимает ЦЕЛЫЙ ЧАС!
![](https://lh3.googleusercontent.com/-jAEqdZlNfqw/VYRK2zq1A3I/AAAAAAAALSw/7i5Wi2FHNnM/s800/DSC04653.JPG)
Стоимость этой поездки с пассажира составляет 300 леков или 2,5 евро. Мои родители в этом году снова летели в Тирану из Москвы через Вену с большой пересадкой. Уже изучив Вену за предыдущие визиты, они решили попробовать что-то новенькое и поплыли из Вены в Братиславу. Эта поездка стоила им в одну сторону по 35 евро! Конечно сравнивать эти две поездки не стоит, но мне почему-то пришел в голову именно этот пример. Причем поездка в Братиславу ни разу не была живописной, зато быстрой, чего не скажешь о заплыве по Команскому водохранилищу. )))
Расстояние между Команом и Фиерзой в 35 км паром преодолевает за 2 часа. Если вспомнить школьную программу по математике, то средняя скорость парома составляет ок. 17 км/ч.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-oKvqVWO1ljE/VYbq60RC5_I/AAAAAAAALWI/F0fvnwIP1ok/s800/1.jpg)
Стоимость провоза легкого автомобиля на пароме в одну сторону составляет 1500 лек или 11 евро, плюс взимается дорожный налог за погрузку автомобиля в размере 200 лек, который идет не компании-перевозчику, а государству. Оплата проезда пассажиров и провоза транспортных средств осуществляется на месте. Нет возможности приобрести билеты заранее, и это не совсем удобно, так как до последнего момента не понятно, хватит ли именно твоей машине места. Стресс огромный. Муж заранее созвонился с ними, забронировал место по электронной почте, но толку от этого не было абсолютно никакого...
![](https://lh3.googleusercontent.com/-yNK0vDwd6ew/VYRLOWUJTSI/AAAAAAAALTA/9y388toGpVA/s800/DSC04657.JPG)
К тому же въезд и выезд осуществляются через узенький туннель. Мне до сих пор не понятно, как там машины внутри разъезжались. Хорошо, что мы приехали к 11 и успели заехать на пятачок рядом с кафе еще до прибытия парома. Муж у меня золото просто!
![](https://lh3.googleusercontent.com/-hlnkMk4YN-g/VYRLY8DfK_I/AAAAAAAALTI/MURXN_eZCTs/s800/DSC04662.JPG)
После всех волнений с погрузкой мы стали искать своё место под солнцем, в то время как все остальные стремились найти место в тени. ))) И самым популярным местом до отплытия была капитанская будка!
![](https://lh3.googleusercontent.com/-a8zk7SvM-6Q/VYRLdYATchI/AAAAAAAALTQ/tIUWXrQxiM8/s800/DSC04663.JPG)
От мала и до велика делали тут селфи. Я не стала исключением. Пока родители занимали места не верхней палубе, а муж парковал автомобиль, я встала за штурвал, поставила отсрочку спуска затвора на моей Соньке на 10 секунд, поставила камеру на полку и сделала несколько селфи. Вот так. ))) Кстати, эти оранжевые штанцы американского производства и великолепного качества я отхватила всего за 250 леков в магазине распродаж "Kape" [кАпэ] в Тиране. И не говорите никому, что они висели в мужском отделе. Они на мне прекрасно сидят!
![](https://lh3.googleusercontent.com/-fXs3dq5VR5o/VYRLk0KpAuI/AAAAAAAALTY/obqvDwD2W8U/s800/DSC04672.JPG)
Вот только жара стояла такая, что пришлось их до колен подсобрать.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-oWBRs275JSM/VYRLtNrNWqI/AAAAAAAALTg/cCN8OQZmsTU/s800/DSC04685.JPG)
Температура +32 градуса, солнце жжет, ветерок лишь слегка обдувает, но виды заставляют тебя забыть обо всех этих неудобствах.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-oDHZYUlmvus/VYRL3mCpMzI/AAAAAAAALTo/B0Lk2-nR50c/s800/DSC04690.JPG)
-
![](https://lh3.googleusercontent.com/-4vvw18qPxJs/VYRMWPCardI/AAAAAAAALT4/lv3DSDdkWok/s800/DSC04733.JPG)
Повезло тем, кто догадался взять с собой зонтики и головные уборы. Солнцезащитный крем тоже был вполне уместной идеей.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-DIQk1DW3SVs/VYRMd8kFm4I/AAAAAAAALUA/vtPWRwaSBxw/s800/DSC04741.JPG)
Иностранцев было совсем немного. Я заметила только небольшую группу немцев, которые приехали на паром на большом туристическом автобусе.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-x6BxsSZJ4PI/VYRMs2bY4lI/AAAAAAAALUI/pEes-pkMbD4/s800/DSC04747.JPG)
В основном это были все-таки албанцы и мы. )))
![](https://lh3.googleusercontent.com/-Ii5BfPtlYS4/VYRMyngPwqI/AAAAAAAALUQ/ciQp37j3jJs/s800/DSC04753.JPG)
Нижняя палуба для автомобилей пользовалась популярностью, хотя находится тут запрещено.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-TxYQb6oTI_I/VYRM4oDyK0I/AAAAAAAALUY/n-gMbZVKbLg/s800/DSC04755.JPG)
В тени пряталась целая куча народу. А одна семья из Англии, скорее всего путешествовавшая на своем автомобиле, разложила 3 раскладных стула и наслаждалась процессом. Меня на нижней палубе начало немного укачивать, хотя я от укачивания не страдаю в общем-то. Тут просто пахло машинами и продуктами горения топлива, на котором плавает паром. Поэтому я быстро сделала фотографии и пошла дальше изучать судно.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-QNW2mQf3UWE/VYRM_aLiD-I/AAAAAAAALUg/4HAuhCoJdoM/s800/DSC04763.JPG)
-На средней палубе находится бар со стульями и столиками, именно сюда стремились самые первые пассажиры, вступившие на борт. Тут самые "привилегированные места". На самом же деле тут душно. Одна радость - солнце не печет. Можно выпить воды, свежесваренный кофе и другие напитки. Продукты народ везет с собой. Как правило, это различная выпечка и фрукты. Но из-за духоты многие тут просто спят, уложив голову на руки на столе. А нас интересовали виды за бортом, а не полуденный сон. Да и места тут все были заняты. Муж только выпил чашку кофе, и мы тут же пошли обратно наверх.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-a5NMy3VrvX0/VYRNEOg69oI/AAAAAAAALUo/-pgzDlCtWPM/s800/DSC04764.JPG)
Фотография капитана. К нему в рубку меня не пустили две девушки, которые не сразу поняли, что я иностранка.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-Vw_PusHh0Jc/VYRNM7O-gHI/AAAAAAAALUw/zpapG3mxEhI/s800/DSC04767.JPG)
И тут мы подплыли к самому узкому месту водохранилища и самому живописному. Кажется, что паром просто не пройдет в это узкое ущелье, но это лишь обман зрения.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-2QfNZhlMLts/VYRNXjHgC1I/AAAAAAAALU4/9Q-co5WiQWE/s800/DSC04771.JPG)
-
![](https://lh3.googleusercontent.com/-Sh_MYkRfaGw/VYRNgj2xH5I/AAAAAAAALVA/8kcod9KX9no/s800/DSC04786.JPG)
С погодой нам повезло. От съемки между 12 и 14 часами дня я не ожидала ничего хорошего. Но именно облака сделали небо столь живописным!
![](https://lh3.googleusercontent.com/-qmzrvt6SzV0/VYRNnSUPN4I/AAAAAAAALVI/v8P5SrbmdqE/s800/DSC04790.JPG)
В районе 14:15 мы подплыли к пристани в Фиерзе. Здесь как раз и стоит второй (меньшего размера) грузовой паром, который еще не успели отреставривровать. Но с таким повышенным спросом на этот круиз этот день не за горами, я более чем уверена.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-Tiq658Ho3Y4/VYRN1XfBS1I/AAAAAAAALVQ/dMiN4fTxvFk/s800/DSC04810.JPG)
Тут туристов ждали уже автобусы и микроавтобусы.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-lKoYoosoN6A/VYROA8EpN5I/AAAAAAAALVY/asBh3d0Wrjc/s800/DSC04812.JPG)
В Фиерзе находится самая верхняя ГЭС на реке Дрин. Тут во времена социализма был построен целый гоод для обслуживающего персонала станции.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-e6iBMUb_gxs/VYROMbux6LI/AAAAAAAALVg/_9F7yfcQj-I/s800/DSC04827.JPG)
Наш путь дальше лежал на машине из Фиерзы через городок Байрам Цурри (Bajram Curri), где-то видела в одном из отчетов, что его наши туристы читали "Байрам Карри", до Вальбоны. Но Вальбона - это уже совсем другая история!