1. Это Сигишоара - город в Трансильвании, созданный в 13 веке немецкими переселенцами.
Их пригласили венгерские короли, правившие Трансильванией с 11 по начало 20 века. А Сигишоара оставалась населенной немцами почти до конца прошлого столетия. Трансильваникие немцы сумели пережить невзгоды Второй мировой войны, но после того, как Румыния стала социалистической (причем далеко не "самым веселым бараком" соцлагеря), их потянуло в Западную Германию.
Обычно коммунистические правительства отпускали своих подданных неохотно, но из всякого правила бывают исключения. Потребность Румынии в твердой валюте была так велика, что в шестидесятые годы ее власти пошли на сделку - они отпускали немцев, если Западная Германия платила за них. Обычный немец стоил 2800 марок, специалист с высшим образованием - 11000.
В результате, из полумиллиона немцев, живших в Трансильвании после Второй мировой войны, к концу коммунистического правления осталось только двести тысяч. А когда в 1990 году свергнувшая коммунистов Румыния открыла границы, в считанные месяцы уехали еще порядка ста пятидесяти тысяч немцев.
В начале девяностых Сигишоара почти опустела. Теперь город заселили румыны, но он сохранил свой староевропейский облик. Более того, аура европейского средневековья здесь чище, чем во многих "более европейских" местах, поскольку Сигишоара уникально мало затронута современным развитием.
Теперь глянем, что перед нами. Зеленая возвышенность слева - самая высокая часть Крепостного холма, на ней лютеранская церковь (левее) и школа (правее), налево от церкви, среди деревьев - кладбище. Скопление домов между зеленой возвышенностью и белой полосой дороги - тоже часть Крепостного холма (хотя это и не очень заметно), называемая верхний город. За дорогой новая часть Сигишоары, белое здание у правого края картинки - православный храм.
2. Это верхний город - сердце Сигишоары. Место отнюдь не просторное - полкилометра в длину, двести-триста метров в ширину, а потому очаровательное своими миниатюрностью, уютом и отрезанностью от остального мира. По центру расположена Башня с часами - в прошлом резиденция городского совета и центр системы укреплений города. Правее башни - католический собор стоявшего здесь ранее доминиканского монастыря. Еще чуть прав ее внизу можно увидеть участок стены с Башней жестянщиков (получившей название потому, что когда-то люди этой профессии скинулись на ее постройку).
3. А вот место, откуда сделаны фотографии Сигишоары. Гряда холмов с растущими кое-где роскошными дубами. Путь сюда весьма приятен - через окраину города с коттеджами и садами, потом по лугу с травой, мягкой и зеленой даже в сентябре (это именно сентябрь - даты на фотографиях не соответствуют действительности).
4. Вид с той же гряды, но в другую сторону. Трансильванская пастораль.
До пятидесятых годов прошлого века, когда традиционный образ жизни трансильванских бюргеров был сломан социалистическими преобразованиями, в начале мая в городе отмечался следующий праздник. С утра проводился парад школьников под мрачноватым названием skopationfest (от латинского scopa - розга). Потом взрослые, порадовавшись тому, как дисциплинированны и добропорядочны их дети, нагружали повозки пивом, палинкой и закуской и отправлялись в урочище Брейте - огромный луг, поросший вековыми дубами - где отмечали наступление весны большой пьянкой.
5. Теперь глянем центр Сигишоары поближе. Впереди чуть в отдалении Башня с часами. Основана вместе с городом, нынешний вид приобрела к концу 17 века. Сейчас там краеведческий музей, смотровая площадка и собственно часы.
Фотография сделана из нижнего города, с площади Оберта, самого бойкого места в Сигишоаре, где вокруг небольшого скверика расположены несколько ресторанов и баров. Площадь названа в честь Германа Оберта, уроженца здешних мест, создателя ракет "Фау", с помощью которых Гитлер тщетно пытался переломить ход войны. Как можно заметить изучая посвященную Оберту экспозицию в Башне с часами, сигишоарцы уважают своего земляка как выдающегося ученого, а нацистский период его деятельности предпочитают обходить молчанием.
6. Смотрим поближе на часы и смотровую площадку.
7. Это вид на фигурки около часов с лестницы, ведущей на смотровую площадку (эта и следующая фотографии взяты с ресурса blog.jorjette.ro).
Обойти вниманием эти скульптуры 17 века было бы глубоко неправильно - уж очень они своеобразны. Фигурки представляют римских богов, символизирующих соответствующие дни недели - Диану (понедельник), Марса (вторник), Меркурия (среду), Юпитера (четверг), Венеру (пятница), Сатурна (суббота) и Солнце (воскресенье). Здесь на переднем плане Диана - девушка в синем платье с месяцем над головой - и Марс в шлеме со знаком железа.
Но похожи ли они на античных богов? Да не особо. Италия и Париж были далеко, с античными образцами здешние мастера знакомы не были. Так что перед нами просто местные горожане и горожанки тех времен - в простецких одеждах, с серьезными, немного грустными лицами и большими натруженными руками.
8. А вот Венера. Она будет повеселее соседей и соседок. Обнажила груди и слегка ножку. Но все равно скорее домохозяйка с соседнего двора (очень возможно та же самая, что служила образцом для Дианы), чем античная богиня.
9. Вид со смотровой площадки на верхний город. Всюду красная черепица - почти Средиземноморье. Однако, таким образом крыши в Сигишоаре кроют только начиная с 19 века. До того все было по-северному, если угодно, по-русски - на месте черепицы была деревянная дранка. Так что этот нарядный красно-черепичный пейзаж в старину был серо-деревянным. Выглядело более сурово, зато для жителей этого и по сию пору богатого лесами края такой материал был куда дешевле.
10. Еще один вид с башни. На церковь и школу на самой верхотуре. Живущим в нижнем городе детям приходится каждый день преодолевать серьезный подъем. Но традиция есть традиция - школа на вершине холма существует с 16 века. А нынешнее здание построено в начале 20.
11. Церковь бывшего доминиканского монастыря. Строилась с 13 по 17 века, но для даты завершения строительства ее готический стиль уже был несколько устаревшим. Внутри орган и иногда проводятся концерты. Органов здесь вообще очень много - чуть не в каждой деревенской церкви.
12. Вы спросите: "Трансильвания... Трансильвания... А где Дракула?" Да без проблем. Вот в этом желтом доме великий вампир появился на свет в 1431 году и провел первые четыре года жизни. Отец Дракулы был князем Валахии, расположенной по соседству, за Карпатами, а здесь оказался в изгнании - у него вообще была неспокойная и несчастливая судьба. Сам Влад Дракула трансильванским графом никогда не был, зато захватил престол Валахии и там уже начал свирепствовать - отвел душу и за папу, и за себя. Ну а в Сигишоаре... Когда был Владик маленький, с кудрявой головой, он тоже бегал в валенках по горке ледяной.
13. Сейчас в родном доме Дракулы ресторан. Его основная фишка - фреска в одном из залов (как поднимитесь на второй этаж сразу налево), относительно которой утверждается, что это один из двух прижизненных портретов Дракулы.
14. Центральная площадь верхнего города. Уютное такое место, размером поменьше среднего московского дворика, окруженное гостиницами и кабачками. Многие названия написаны на английском. Вообще среди туристов здесь много немцев (по понятной причине, эти города - часть их исторического наследия) и англичан (возможно из-за рекламы, которую сделал Трансильвании любящий эти места принц Чарльз). Русских мало.
15. Кладбище. Исключительно живописно расположено на склоне холма за церковью и школой. Зайдя сюда, будто попадаешь в Германию - на кладбище при лютеранской кирхе хоронили только немцев. И в другие времена - есть могилы 18 века, возможно, и более древние. Последние захоронения относятся к девяностым годам прошлого столетия - умирали те, у кого уже не было сил принять участие в окончательном исходе трансильванских немцев в Германию. Теперь немцев больше нет и хоронить на лютеранском кладбище некого.
16. Картинка на тему "плохая Сигишоара". Впрочем, заявляю с полной ответственностью, что таких полуразрушенных домиков в городе немного. Гораздо меньше, чем ухоженных. Но тоже живописно. И наглядно напоминает о почтенном возрасте города.
17. Вот снова хорошая Сигишоара. Подъем к церкви и школе по центральной улице верхнего города.
18. Та же улица, но другой участок и с другого ракурса. Сверху хорошо видно здание школы на холме. А слева от него единственная сохранившаяся крыша, покрытая дранкой. Такая, которые раньше были во всем городе.
19. На прощание - вид из верхнего города на окрестности. Начало сумерек. Туманчик. Романтика.