Румыния. Ч.3. Расписные церкви северной Молдовы.

Jun 01, 2013 11:11


Следующий день мы планировали заранее как самый комфортный, но и самый затратный. Дело в том, что большая часть знаменитых расписных церквей, находящиеся под охраной ЮНЕСКО, расположены, вроде, и недалеко друг от друга (дистанция от 15 до 40 км), в одном «округе», но очень неудобно: пешком не дойти, на маршрутках от Сучавы можно, но только дня за два - три (Хумор - Воронец - Молдовица - Сучевица - Арборе).




В общем, мы у Джеты договорились о том, что славный юноша Чиприан, сын Марчелло, провезет нас по этому маршруту (всего около 250 км.), будет ждать в каждом монастыре около часа, и всё это за 100 евро. Надо сказать, что все шоферы частных машин, с которыми судьба свела нас в этой поездке, вели себя чрезвычайно трогательно: они не спускали с нас глаз, следовали по пятам, вели переговоры, чувствуя свою ответственность за четырех женщин.

Общее впечатление от монастырей я уже описала, но кое-что добавлю. Хумор, внешняя роспись.







Странный сюжет в левом нижнем углу сцены Страшного суда (он повторяется во внешних росписях практически всех монастырей) удивил нас сильно: что это за головы в пастях морских существ?



Перед нами конечности проглоченных, покусанных морскими гадами человеков, которые тоже дожидаются Страшного суда, а что они, рыжие, что ли?  Иначе говоря, это сюжет "Море и Земля отдают своих мертвецов".



(Это Воронец)



(Это из Молдовицы - видите, у сомов(?) в пастях головы торчат?)



(Фотографий, конечно, гораздо больше, и все они есть на Яндекс-фотках в альбоме "Румыния")

Внутренняя роспись Хумора (1530) нам понравилась очень, показалась сопоставимой с лучшими сербскими фресками. Образы святых воинов, безусловно, повторяют греческие, сербские традиции, но румынские воины более «яркие», причем в прямом смысле: линии резче, цвета контрастнее, позы манернее.


(Это скан с буклета монастыря Воронец. Других все равно нет).

И конечно, сразу же поражает воображение количество отрубленных голов - настоящая сеча. Помню в Хуморе ростовую фигуру Иоанна Крестителя с тремя головами: одна на плечах, другая в руках, третья на блюде (фотографии, к сожалению, нет - съемка запрещена, открыток, буклетов, книг с иллюстрациями нет как нет).

Воронец (1488) - один из самых известных монастырей Румынии, построен Стефаном Великим. Очень красивый монастырь, на удивление красивый - если бы я была великаншей и бродила по карпатским горам, то Воронец я носила бы в кармане, изредка выставляя его на ладошку. Молдовские монастыри надо рассматривать - они хороши издали, так здорово вписаны изображения в рельеф храма;




они замечательно смотрятся «в движении», когда человек обходит храм, поглядывая на стены;










они удивительно интересны как текст - «библия для неграмотных».
















К Высшему Судии выстраивается примечательная очередь: первые католики, а потом уже мусульмане и другие инаковерующие (может быть, иудеи).




Удивительно, с каким умением и, думаю, любовью, румынские художники (здесь - некий Тома из Сучавы) изображали тварей Божьих - разное зверьё (в изысканной Сербии такого гораздо меньше).




Конечно, росписи монастырей Молдовы в целом более «провинциальные», чем фрески Сербии, но «местечковость» - это и поиск места своей страны в христианском мире, раздумья о месте человека в предчувствии «последних дней», Страшного суда.
Молдовица (1532)


















(Этот "наш" на лошадке, говорят, сам Фома из Сучавы. Он изобразил себя и, чтоб не перепутали, надписал сверху свое имя).

Особенно удавались местным художникам лошади.







На стенах монастырей нередки апокрифические сюжеты. Вот в Молдовице - сюжет (очень распространенный) грехопадения Адама и Евы - этическое начало мировой истории. Адам совершает сделку с Сатаной, продавая ему свою душу, за что получает знание.






















К сожалению, фреска стерта, только силуэт Сатаны просматривается, но это он - апокрифический сюжет.

Монастырь Сучевица построен через 40 лет после того, как традиция расписных церквей прервалась (1586 год).




Интересна интерпретация Страшного суда: посмотрите, как переживают, волнуются ангелы, наблюдая за лестницей, по которой карабкаются люди!







Удивительно экспрессивный образ, и это практически целая стена в таких вот летящих и одновременно замерших фигурах!
Господари Мовилэ, чьими стараниями была построена церковь, видно, отличались образованностью и, как бы сейчас сказали, толерантностью: посмотрите на фигуру мудреца Платона (Сократа?) со скелетиком над головой. Язычник - а туда же - в православный храм о смысле жизни думать!




Внутри снимать не разрешают, но выложу два скана с открыток.







Фрески, по сравнению с более ранними, отличаются, как мне показалось, изысканностью, может быть, несколько навязчивой продуманностью деталей (ну, когда эта продуманность слишком хорошо видна).

Удивляет и количество сюжетов - дня не хватит, чтобы все как следует рассмотреть.













Вот фрески в другой стилистике, с фольклорными (ну, или близкими к ним) образами "Страшного суда.







Я не стала бы их комментировать, но один образ Жнеца покорил мое сердце совершенно.




Знаменитые расписные монастырские храмы давно уже стали музеями, с входной платой и всем, чем положено, но не перестали при этом быть действующими монастырями. Только «рабочие» храмы стоят поодаль и не слишком бросаются в глаза.



Хумор

Чиприан любезно отвез нас в музей-магазин-центр керамики (забыла название села, но расположено оно км. в пяти от Сучевицы). Там мы счастливо решили проблему подарков родителям. И правда, изделия вполне достойные, а цены смешные (вазы, вазочки, кувшины, тарелки 10 - 20 лей - 100 - 200 рублей).

Церковь в Арборе (1503, построена для сучавского сановника Луки Арборе, роспись 1541) вовсе не монументальна, это домашняя церковь, в мягкой изумрудно-зеленой гамме цветов.













И какие, опять же, лошади!




Св. Марина бьет черта.




Церковь в Арборе тоже очень интересно рассматривать - всё время обнаруживаются неожиданные образы. Вот такой, например, Серафим (слева красненький на ножках).




Здесь почему-то разрешено снимать, но мой фотик в полумраке не очень может. Увы.







Довольно часто (как, например, в "Родословном древе Христа") соответствующие сюжеты вписаны в овал. Возможно, это традиционная для Молдовы форма и тема "писанки" - разрисованного пасхального яйца.




Есть и ренессансные мотивы в декоре.







Ну, и готические, само собой.




Часто в храмах Румынии мы наблюдали на сводах картину звездного неба (возможно, готическое влияние), а на стенах - астрологический календарь со знаками Зодиака. Такие античные «перепевы» подчас скрещиваются с фольклорными, они объединяются общей идеей календаря, природного цикла, в который вписана крестьянская жизнь.  Мы видели антропоморфные изображения луны и солнца, а вот и Спаситель - "Ярило".




Ну и напоследок бонус - дорога из Молдовицы в Сучевицу - перевал через Карпаты.










религия, Румыния, путешествия

Previous post Next post
Up