Раз уж здесь греческую околофолковую поп-музыку (называемую в Греции "σκυλάδικο" - "собачья музыка") помянули, грех не поговорить и о других исполнителях "из раньшего времени", гораздо более известных в мире, и, на мой взгляд, гораздо более интересных.
Греческий фолк - это традиция, как и на Балканах в целом, непрерывная. Но в течение некоторого времени народная музыкальная традиция существовала в разрыве с эстрадной и академической музыкой.
Click to view
Click to view
Всё изменили Микис Теодоракис (да, тот, который "сиртаки") и Манос Хадзидакис - композиторы, которые, начиная с 60-х годов, стали использовать в своих произведениях этнические мотивы и национальные инструменты. Появился жанр "энтехно" - музыка, сочетающая элементы западной популярной и классической музыки с греческими народными мотивами, с поэтическими текстами, часто социального или философского смысла, и часто - на стихи греческих и мировых поэтов.
Click to view
Click to view
Значимый композитор 1970-х - 1980-х годов, Танос Микруцикос, создал цикл песен "Σταυρός του Νότου" ("Южный крест") на стихи Никоса Каввадиаса, греческого капитана дальнего плавания и поэта, родившегося, кстати, в Уссурийске. Тексты Каввадиаса полны мрачных, но невероятно красивых символов, и музыка подходит к ним идеально. Известными эти песни стали в исполнении популярных музыкантов, начинавших свои карьеры именно в те годы (о том чуть позже). Вообще для греческой музыки, как и для советской эстрады, очень характерно явление, когда исполнители поют песни, написанные профессиональными композиторами.
В 1972 году появляется очень важная для истории греческой музыки пластинка - "Μικρά Ασία" ("Малая Азия"). Георгиос Даларас и Харис Алексиу (псевдоним, настоящее имя - Хариклея Рупака) записали альбом песен, посвящённых малоазиатской трагедии и основанных на мелодике того региона. Вот песня с того диска - "Плачут колокола Святой Софии".
Click to view
Click to view
Даларас и Алексиу с тех пор стали звёздами. Но из-за того, что Даларас поддержал меры МВФ, предложенные относительно Греции, многие отвернулись от него, а на последних концертах его забрасывали всякой дрянью. Другой вопрос, что хуже его музыка вовсе не стала. Как и музыка Алексиу и нашего следующего героя - все они выступают и собирают залы и стадионы до сих пор.
Click to view
Алексиу:
Click to view
Click to view
- "Журавли" в переводе греческого поэта-коммуниста Янниса Рицоса, исполненные Алексиу.
В 1974 году свой первый диск "Песни крестьян", полностью состоящий из социальных композиций, записывает юный идейный коммунист Василис Папаконстантину. Коммунизм вообще в Греции, в связи с периодом власти фашистской хунты, имеет совсем другую коннотацию и связан со стремлением к свободе. Тот диск не стал чем-то особенно значимым, но в дальнейшем Папаконстантину стал, по сути, единственным значимым рок-музыкантом в Греции, звездой национального масштаба. Как и Даларас, и Алексиу, которые, впрочем, рок-музыкантами не стали и продолжили петь "энтехно".
Click to view
Говорят, после этой песни, выпущенной в 80-е, количество греческих девочек, которым родители давали имя Стелла, выросло в десять раз :)
Click to view
А это его "песня-эмблема".
Click to view
Ну и социальная сторона творчества.
----
Click to view
Я не очень люблю женский вокал, но Маринелла и Мелина Меркури - это также важные явления в греческой музыке.
Click to view
Ну и ещё одна важная личность - Яннис Париос.
Click to view
И наконец - обещанные песни на стихи Каввадиаса.
http://www.youtube.com/watch?v=z-5SJ3yCBP4http://www.youtube.com/watch?v=pn-zekA3u7shttp://www.youtube.com/watch?v=ZEUksvy8hU0http://www.youtube.com/watch?v=DH7rAi7n3yQhttp://www.youtube.com/watch?v=idud4c5PHi8