Это я - мама. Нет, еще не уехала. Продолжаю свое знакомство со страной длинного белого облака, ращу внука, читаю и забываю о себе: здесь же я живу на полном пансионе. Мне кажется, даже прибавила в весе!
Мое учительское нутро не гаснет. Ведь уже не работаю, а все увиденное и замеченное стараюсь сопоставить, сравнить...
Какое трепетное отношение у новозеландцев к детям! Хотя (Оля говорит) большинстве детей живут с родителями только до 18 лет, а потом: иди живи самостоятельно, вне дома, обеспечивай себя материально сам.
А тут заходим мы с малышом в комнату матери и ребёнка, мама приводит сына лет эдак трех, кладёт его на пеленальный стол и меняет подгузник. И это нормально. Нет, у нас мало кто из детей такого возраста в подгузниках ходит! Но зато за родительской спиной у нас дети живут до пенсии! А внуки? Закономерное явление: женится внук, где ему жить? да у бабушки квартира полупустая! да и с пенсии можно будет что-то получить!
Смотрю ещё, что здесь любят ходить босиком. Малява только ходить научилась, а уже по асфальту топает без обуви. Мне хочется сказать: что за родители?! Абсолютно никаго внимания не обращают на детей! Опять же - картинка у магазина: дети вылезают из машины и босиком шлепают за родителями! А на улице и не тепло по моим меркам: ну, градусов так 12-14. Причём такую картину я наблюдаю везде: в маленьком городке, где мы живем, и в полуторамиллионном Окленде, куда ездили отдыхать на выходные. С раннего утра по набережной залива очень много детей с родителями бегают, ездят на велосипедах, просто гуляют по воде, сидят в кафе, играют, а вечером ужинают в заведениях целыми семьями.
В бывшей промышленной зоне на берегу залива в Окленде создали целый "парк отдыха" - вот, где я увидела примеры семейного воспитания! И нигде никто ни разу не повысил на ребенка голос! У нас же - одно: ты куда пошёл? что за мамаша кинула ребёнка? мальчик, ты чего стал у двери? Все эти и подобные этим словосочетания я не слышала здесь ни разу. Наоборот: ребенок стоит у двери, а ему только и говорят «хелло!» Дети здесь никому не мешают: для них созданы игровые пространства, оборудовано много детских площадок.
В главном музее Окленда - огромное количество детей! От грудничков в колясках до старшеклассников! Это меня поразило до предела! Вот здесь-то я и увидела, наконец, то, что у нас называют "интерактивные формы обучения"!
Во-первых, в музее очень многие вещи можно трогать руками. Ну это уж интересно всем детям.
Во-вторых, для маленьких - тех, кому до пяти лет, есть зал, где они могут все узнать сами: открыть шкафчик и увидеть, как летают пчелы, рассмотреть и потрогать птиц, переключить монитор и понаблюдать за животными, просто поваляться на земле, полазать по диванах, посчитать... Им не надо говорить - они сами знакомятся с внешним миром! Сами для себя его открывают! Ребенок может засунуть руку и ощутить воду Антарктики, посмотреть в микроскоп! А потом, после всего увиденного, уже в другой специальной комнате вместе со своими сверстниками отобедать взятой с собой снедью... Вот почему я встретила в этом большом музее такое огромное количество малышей с родителями.
Наблюдала за учениками среднего звена и старшеклассниками - я не замечала с ними учителей: может, они и были, но их я не могла отличить: они никому не делали замечаний, не окрикивали никого, не повышали голос. При всем этом в музейных залах (а это - три этажа) отсутствуют музейные надсмотрщики! Их просто нет! Тех строгих старушек-музейных наблюдателей, которых начинаешь сразу же бояться! Их просто не существует! Наоборот, во многих музейных залах стоят мягкие диваны, но на них никто не сидит! Старшеклассники ходят с тетрадками, делают какие-то свои записи, сидят у мониторов, ищут информацию - тем более, что любую её можно запросить на компьютере здесь же.
Помню, как тяжело было с нашими детьми ходить в музей! А может теперь уже что-то поменялось?..
И ещё меня поразило бережное отношение к истории своей страны. Коренные жители Новой Зеландии - это племена маори. Их истории, культуре уделяют здесь очень много внимания. На первом этаже представлен общественный дом маори (мараэ) в натуральную величину. Маори, когда заходят в него, обувь оставляют на улице. И вот в этот дом заходят дети: от самых маленьких до старшеклассников, - и все с почтением снимают обувь... Можно ли еще лучше проводить патриотическое воспитание?
И напоследок. В этот день в музее проходила выставка "Moana - My Ocean", где при помощи электронных технологий был представлен океанический мир. И я побывала на самом дне океана, увидела акул и ощутила близость кораллов. А потом, как и все дети, вставила руку в специальный рукав на столе и ощутила давление на глубине в несколько сотен метров... Но об этом я расскажу в следующий раз...