Орша. Коллегиум иезуитов.

Jan 31, 2013 12:18




Оршанский иезуитский коллегиум
 уникальный памятник белорусской архитектуры барокко, формирование которого происходило на протяжении 17-18 веков.



В 1590 г. Канцлер ВКЛ Лев Сапега (на портрете) приобрёл в самом центре Орши участок и построил на нём первый в городе католический костёл

В 1609 г. светский ксендз Якуб Лауренти,  ранее работавший в Виленской коллегии, пользуясь посещением города в 1609 г.  королем польским Сигизмундом III, просил его о препровождении в Оршу иезуитов, на что  король сразу же ответил согласием. 
Одним из оснований для принятия этого решения польским королем явилось сообщение Лауренти об отсуствии во всем Витебском воеводстве, в состав которого входила Орша и ее окрестности, учебных заведений для молодежи.

В 1610 г. король пожертвовал оршанским иезуитам приход, в 1612 г. - ещё 5 деревень, в 1616 г. - большое имение Фащеевка, выделенное из земель Могилёвской королевской экономии. Все эти владения были утверждены папой Павлом V в 1616г. Резиденция иезуитов в Орше в том же году была преобразована в коллегиум.

В 1623-1624 учебном году в школе имелось четыре класса: инфимы, грамматики, синтаксиса и поэзии . Курс риторики стал преподаваться в Оршанской школе с 1636-1637 учебного года. 
Открытие средней школы позволило оршанским иезуитам в сравнительно короткий исторический срок предоставить местной светской молодежи возможность получить высшее образование. Это состоялось только в 1645-1646 учебном году.

Вообще, за сравнительно короткий исторический срок (с 1582 г.) «Общество Иисуса» создало семь учебных заведений. Три из них являлись высшими (в Несвиже, Орше и Пинске).
Причем Несвижская и Оршанская высшие школы были предназначены для светской молодежи, а Пинска я для юношей, связавших свою судьбу с орденом.

Иезуиты славились своим педагогическим мастерством.
Какой же конкретный объем знаний получали подопечные иезуитов? Какова программа занятий?

Автор исследования Т.Блинова воссоздала вполне подробную и достоверную картину иезуитского среднего образования, а также организацию учебного процесса в школах ордена . Лично меня программа настолько впечатлила, что я решила привести ее полностью, а об истории оршанского коллегиума дорасскажу как-нибудь позже, в другой раз.

Были использованы следующие источники:
«Устав или общие постановления Полоцкой иезуитской Академии и принадлежащих к оной институтов, пансионов и семинарий, бурс и прочих училищ», четко регламентирующий все вопросы деятельности школ.
«Собрание наук», преподававшихся в Могилевской школе в 1816 г.,
«Содержание наук» для Полоцкой за 1817 г.
и источник под таким же заголовком для Оршанской школы за 1818 г.



Вышеперечисленные документы почти идентичны по своему содержанию. В них содержится краткая программа всех учебных дисциплин, изучавшихся иезуитскими воспитанниками.
В указанное время соблюдалось то же правило, что и в предшествующее: во всех школах ордена одни и те же дисциплины изучались в строго определенное время.

Следовательно, указанные документы в равной степени относятся и к другим средним учебным заведениям ордена в Восточной Беларуси.

В иезуитском архиве Малопольской провинции в Кракове хранятся источники под названием «Порядок наук в школах, подчиненных Полоцкой Академии «Общества Иисуса» в
1814 и 1818 гг.. Он был опубликован в одном из номеров журнала «Полоцкий ежемесячник».

Первый класс
И так, в «Уставе» указывалось, что «в первом классе преподаются начала языка латинского, катехизиса, священная история до рождества Христова, география четырех частей света вообще, четыре арифметические правила простых и наименованных чисел, начальные основания российского языка». Какой же конкретный объем знаний должны были получить
первоклассники? Согласно «Собранию наук», они изучали первую часть грамматики латинского языка. Им объяснялся материал о восьми частях речи и их основных чертах, склонениях имен существительных, прилагательных и числительных, о временах и родах, а также о сравнительных степенях прилагательных.
Все перечисленное относилось и к родному языку, которым являлся польский .
Документ 1814 г. именует его «местным». Ученики этого класса были заняты также переводом с латинского языка на польский части «Святой истории», рассказывавшей о событиях от сотворения мира до пришествия Иисуса Христа. Кроме того, их занимали переводами писем Цицерона, басен Эзопа и других авторов.
При этом параллельно рассматривались правила латинской грамматики. Что касается географии, то рассказывалось только о частях света, карте мира, глобусе и их использовании. Из арифметики учеников знакомили с основными четырьмя арифметическими действиями. На занятиях по закону Божьему ученикам растолковывались основные положения веры, рассказывалось о молитве господней и ангельском приветствии, велась речь о заповедях Божьих и обязанностях каждого человека .

Второй класс
Согласно «Уставу», во втором классе должны были изучаться «грамматика латинского языка, христианское учение, история ассирийской монархии и географии.
Из арифметики четыре правила простейших и десятичных дробей. Российский, французский и немецкий языки. В третьем классе синтаксис латинского языка, христианское учение, история персидской монархии и география; также язык российский, французский и немецкий». Как свидетельствуют вышеприведенные документы, в учебной практике получила
распространение тенденция объединения второго и третьего классов. В них ученики заканчивали изучение грамматики латинского языка. Они активно занимались переводами из произведений Корнелия Непота, изучая жития славных греческих мужей . Ученики рассказывали о них собственными словами п о -польски либо по-латыни. Для этой же работы ученикам
предлагались басни Федра, избранные письма Цицерона, произведения Саллюстия и других авторов.

Третий класс
В третьем классе переводились прекрасные элегии Овидия с разбором основных правил высшей латинской грамматики. По истории учителя освещали важнейшие события из ассирийской и персидской монархий. В этих же классах преподносились основные географические сведения о Европе, Азии, Африке и Америке, сопровождавшиеся показом на карте
крупнейших городов, морей, островов, полуостровов, рек и т.д. Из арифметики объясняли действия с дробями. На занятиях по Закону Божьему иезуиты рассказывали о таинствах, уделяя основное внимание двум покаянию, а также телу и крови Христа. Помимо них , монахи вели речь об обязанностях и христианской справедливости, убеждая своих слушателей в необходимости совершать добрые поступки.

Четвертый класс
В четвертом классе «Устав» предписывал изучать: «слове сность, христианское нравоучение, греческую историю с географией, алгебру, российский, французский и немецкий
языки. Ученики этого класса обретали теоретические знания о письмах как средстве общения между людьми. Так, педагоги рассказывали им об основных чертах письменного стиля, его основных недостатках, объясняли написание различных видов писем: рекомендательных, поздравительных, просительных и т.д., а также ответов на них. Все тонкости
эпистолярного искусства юноши осваивали на практике под руководством учителей.
Они получали определенные знания о поэзии. Так, учащиеся рассказывали о ее назначении, различных видах стилей и рифм, художественных вымыслах и т.д. Им объясняли приемы, пользуясь которыми античные авторы придавали героям своих поэтических произведений соответствующие характеры. На занятиях шла речь и о поэтических описаниях, различных жанрах:
эпиграммах, эпитафиях, надписях, баснях, пасторалях, элегиях, сатирах, одах, трагедиях, комедиях и т.д., знакомя слушателей с каждым из них на конкретных примерах. Педагоги обращали особое внимание на изложение правил стиля героических стихотворений. Четвероклассники активно занимались переводами прекрасных од Горация, находя в них союз мысли, аффекта и энтузиазма поэта, а также его избранные письма и сатиры, определяя их стиль и цель создания. Кроме того, ученики занимались переводами избранных
творений Вергилия, главным образом, поэмы «Энеида». На занятиях в этом классе учителя широко использовали данные мифологии. Так, в частности, профессоры пытались вскрыть причины поклонения в древности языческим богам, созданным людьми по своему образу и подобию. Они рассказывали о них, разделив их на три части. К первой причислялись главные
божества, ко второй меньшие по значению, к третьей относили полубогов. На отдельных уроках излагался также материал о сказочных героях и их подвигах .

Пятый класс
«В пятом классе преподаются: красноречие, христианское нравоучение, история Римская с древнею географиею: также история го сударства Российского.
Из математики: теоретическая и практическая геометрия, окончательное учение языков российского, французского и немецкого» .
Итак, основным предметом в этом классе являлось красноречие.
Какая конкретная информация сообщалась по этому предмету? Профессор, преподавая этот предмет, освещал следующие вопросы:
во-первых, что следует пон и мать под риторикой; во-вторых, цель и задачи этого предмета ; в-третьих, виды речей; в-четвертых, правила красноречия; в -пятых, основные требования к началу выступления, предположения, доказательства, сбивание доказательств противоположной стороны; в-шестых, в каких случаях следует использовать низкий, средний и возвышенный стили речи; в-седьмых, как можно сделать речь более пространной; в-восьмых, на какие вообще факторы должен обращать внимание оратор.
Так же, как и в предыдущих классах, ученики класса красноречия активно занимались переводами с латинского языка на польский. Находясь на завершающем году обучения средней
школы, они переводили речи Цицерона, указывая на главные положения в каждой из них, выделяя исключительные по силе ораторские изобретения, находя связь основных положений речи, а также приемов ее украшения. Помимо произведений Горация, Цицерона и Вергилия, ученики объединенного четвертого и пятого классов переводили отдельные работы
Овидия, Катуллий и Тибуллий . В этом классе ученики изучали историю Римского государства, начиная от основания Рима и до конца правления Константина.
Преподаватель, разделив ее на эпохи, называл наиболее видных представителей каждой. Затем он при освещении тех или иных вопросов политической истории особое внимание уделял формам правления в Римском государстве. Из важнейших событий профессор, в частности, рассказывал о войне римлян с Пирром, о войнах с Карфагеном, закончившихся разрушением
Картагины Сципионом. Шло повествование о гражданских войнах и правлении императора Августа.

Из учения географии России ученики черпали   небольшой объем знаний. Педагоги показывали на географической карте границы Российской империи, моря, озера, реки, горы и т.д. Слушателей знакомили с административно-территориальным делением государства, выделяя при этом главные города губерний. Учителя описывали управление страной, ее герб,
лучшие мануфактуры. Наряду с краткими сведениями по географии России ученикам сообщались и необходимые данные по географии древней Греции. Профессор перечислял страны, провинции, поселения, принадлежащие ей. Он описывал столичные, а также славные делами и искусствами города. Преподаватели добивались знания от учащихся рек, гор, островов Греции и умения работать с картой.

Следующим предметом, изучавшимся пятиклассниками, была геометрия. Ученики получали следующие знания: во-первых, о линиях прямых, вертикальных, параллельных, наклонных,
пересекающихся; во-вторых, о свойствах линии, замыкающей площадь; в-третьих, о круге, его разделе, линиях, находящихся в нем; в-четвертых, об углах, их названиях и свойствах; в-пятых, о названиях фигур поверхности и т.д. Учащиеся средних школ ордена познавали и практическую геометрию. Преподаватели учили их пользоваться измерительным шнуром,
циркулем, сообщали сведения о масштабе и его применении. На занятиях по этому предмету они вырабатывали навыки измерения, во-первых, расстояний между двумя местами, среди которых имелось препятствие; во-вторых, расстояние между двумя предметами, из которых один или оба были недоступны; в-третьих, доступных или недоступных высот при помощи
измерительного столика, геометра или палки. Ученики учились измерять как маленькие, так и большие площади, составлять их планы на бумаге, а также снабжать их рисунками.

Учащиеся первых трех классов выполняли все эти практические задания. Что же касается юношей четвертого и пятого классов, то они писали по практической геометрии домашние работы в стихах или прозе на польском или латинском языках . В вышеназванных документах под названием «Порядок наук в школах, подчиненных Полоцкой Академии «Общества Иисуса» в 1814 г., а также подобных ему за 1818 г., указано преподавание наряду с геометрией алгебры. Однако данные ежегодных иезуитских каталогов , а также другие документы, отложившиеся в фондах архива Малопольской провинции ордена иезуитов в Кракове , опровергают  изучение данной дисциплины учащимися иезуитских школ. Более того, в одном из
них, обнаруженном автором исследования в этом же архиве и датированном 1813 г., читаем: «в младших классах, кроме арифметики и дробей, преподаются также алгебра и геометрия. Это является напрасным, т.к. опыт показал, что молодежь тех сухих наук не понимает и не запоминает.
И когда она начинает изучать философию, то ей требуется осваивать эти дисциплины с самого начала» .

Наряду с латинским в школах ордена изучались русский, изучение которого было обязательным, а также французский или немецкий языки.
Программа их освоения была рассчитана на все годы пребывания в школе и делилась на две части: для начинающих и овладевших основами того или иного языка и желавших
углубить свои познания. Первоначальный курс освоения русского языка включал:
знание восьми частей речи, роды, склонения имен существительных и прилагательных, сравнительные степени прилагательных и наречий, времена глаголов и т.д. Учащиеся
переводили на родной польский язык цитаты нравственного характера, изъятые из произведений различных авторов, а также басни, которые рассказывали по памяти. Для учащихся, успешно справившихся с освоением вышеизложенного, начиналось штудирование второй и третьей частей грамматики, включавших следующие сведения: активный и страдательный
залоги, причастие, деепричастие и т.д.

Учителя рассказывали о правилах орфографии, подкрепляя их примерами.
Они объясняли некоторые басни Хемницера, причем наиболее легкие и интересные рассказывали на память. Ученикам читались псалмы в переводе М.В.Ломоносова.
На занятиях по предмету широко практиковался перевод с латинского языка на русский. Для этой цели использовались избранные письма Цицерона и его суждения о существовании и
всемогуществе Бога, а также житие Моисея из «Святой истории». Для пожелавших осваивать французский язык преподаватели объясняли начала грамматики. Им растолковывался порядок, по которому необходимо составлять предложения во французском языке. Под руководством педагога учащиеся переводили с французского языка на польский разные
истории и изречения нравственного характера, которые рекомендовалось рассказывать на память. В процессе изучения второй части предмета ученики переводили басни Лафонтена с последующим грамматическим разбором предложений. Затем преподаватель рассказывал об общих и особенных чертах французской  поэзии, цитируя примеры, взятые из произведений разных авторов. В процессе преподавания предмета практиковалась также практика переводов с французского языка на польский нескольких сатир и писем Горация. Завершались занятия чтением учащимися собственных писем, написанных учащимися по заданию учителя на французском языке.

Начальный курс освоения немецкого языка состоял из усвоения юношами следующих знаний:
во-первых, склонения имен сущ е ствительных и прилагательных; во-вторых, времен глаголов; в -т ретьих, грамматического порядка слов в различных предложениях.
Для продолжающих изучать немецкий язык второй этап его усвоения состоял из переводов произведений немецких авторов на польский с указанием грамматических правил, а также переводов с латинского языка на немецкий.

Уроки начинались в 8 часов утра и продолжались до 11. Затем следовал перерыв, и они возобновлялись в 13 и заканчивались в 16 часов.

В целом ученики иезуитских школ хорошо успевали.
Об этом свидетельствуют списки награжденных учащихся Полоцкой школы, а также заслуживших похвалу.
Так, в 1817 г. награду получили по три ученика в каждом классе (с первого по последний).
Юношам и подросткам, успехи которых отмечались похвалой, вручался благодарственный лист, подписанный профессором класса и префектом школы.
В нем давалась краткая характеристика отношения учащегося к учебе, раскрывался объем его знаний по каждому предмету. В 1817 году похвальный лист получили в первом, втором и третьем классах по 22 ученика, в четвертом 27 и в пятом 9.

Материал взят из кники
Т.Б. БЛИНОВА. ИЕЗУИТЫ В БЕЛАРУСИ (Их роль в организации образования и просвещения). - Гродно: ГрГУ, 2002. 425 с. ISBN 985-417В УДК 930 ББК 63.3 Б69

Это родина моя, Орша, Коллегиум иезуитов, школьное, Беларусь

Previous post Next post
Up