Новое интервью Марианны Аннамарининой: "Вымысел не есть обман".

Oct 18, 2014 17:31

Оригинал взят у marinagra в Новое интервью Марианны Аннамарининой: "Вымысел не есть обман".


Литературовед и критик Марианн Аннамаринина берет интервью у alise84

Марианна Аннамаринина: Прежде чем мы начнем разговор, хочу поздравить Вас, уважаемый соавтор, с окончанием очередной (но, надеюсь, не последней) части Вашего сетевого романа. От "Ученика архитектора Сантини", действие которого разворачивается в Петровские времена, мы добрались до "Архнадзора", романа о современности. В последний раз мы беседовали с Вами в начале января нынешнего года, отмечая годовщину начала работы:
http://marinagra.livejournal.com/87461.html
За прошедшие с тех пор месяцы Вы закончили "Рогервик" и написали "Архнадзор" (в сети роман могу читать только друзья автора по ЖЖ, мы надеемся увидеть его на бумаге). Ваша, не побоюсь этого слова, эпопея охватывает триста лет российской истории, но течение времени в ней не линейно. Два героя-тезки, два Прохора, устремляются навстречу друг другу сквозь века, и прошлое оживает в сегодняшнем дне. Мне кажется, что Ваше фото во дворе церкви - уничтоженной и вновь построенной - наглядно иллюстрирует эту связь времен. Какая она, эта церковь - старая или новая? Или то и другое вместе? Об исторической памяти Вы не раз рассуждали в передачах на "Радио Москвы", о том же - Ваши романы. На эту тему и предлагаю поговорить.




На крыльце  церкви Николая Чудотворца у Соломенной сторожки. Октябрь 2014 года

Признаюсь, соавтор, когда я увидела, какую фотографию вы выбрали для этого интервью, то несколько, как говорит молодежь, напряглась. Поэтому я сначала сделаю заявление: во-первых, под пальто у меня все-таки брюки, во-вторых, сфотографирована я во дворе церкви, а это требует определенного внешнего вида. И вообще мне многие говорили, что в жизни я человек даже иногда веселый.Однако коль уж портрет такой, то и говорить придется серьезно. Тут уже не отвертишься.



Этот снимок мог быть сделан и сто лет назад...

Место для фотосессии выбрано, конечно, не случайно?
Разумеется. Это церковь Николая Чудотворца у Соломенной сторожки (метро «Тимирязевская» в Москве). Первая церковь на этом месте была построена в 1915 году по проекту Ф. Шехтеля, использовавшего образцы северного деревянного зодчества. В годы советской власти она была снесена, а в 1997 году возведена заново по сохранившимся чертежам. Я думаю, точнее, надеюсь, что слушатели «Радио Москвы» обратили внимание на то, сколько этим летом там было передач, посвященных, так или иначе, восстановлению архитектурных памятников и исторической памяти в целом. Мне кажется, что я на эту тему побеседовала со всеми, с кем могла - от профессоров до студентов, да и сама облазила не только Москву, но и места вокруг: от Боровска до Выдропужска.



Архивное фото. Церковь Николая Чудотворца у Соломенной сторожки в 1916 году.

Как и откуда возник замысел новой повести?
Толчком к тексту может послужить самое неожиданное событие, мы все об этом знаем. Так вот, когда появились "Записки декабриста..." то один из читателей прокомментировал это так: " Экклезиаст становится Нашим Фсем"...Ну конечно я в своем исследовательском качестве немало писала про наши проблемы восприятия и истории и действительности в целом, но тут в очередной раз задумалась, почему нам так хочется облегченных версий всего: тортов без калорий, сигарет без никотина, героев, которые выживают после выстрела в голову, и клюквенного сока вместо крови. Думала я об этом, думала, а потом в одном издательстве мне предложили дополнить цикл историй про Прохора детективом, в котором бы действовал его потомок. Таким образом, эпилог к трилогии "Ученик-поручик-студент" стал прологом к новой повести. http://alise84.livejournal.com/312829.html
Вот так и получилось, что Прохор-старший живет в эпоху, пользуясь некоей аллюзией, когда "еще не написан Вертер", а младший, когда "уже написан Вертер". Старший мечтает о том, как "понастроит всего: университетов, театриумов, фонтанов..."



У воссозданной церкви Николая Чудотворца у Соломенной сторожки. Октябрь 2014 года

И начинает строительство с собственного двора, выкапывая под фонтан яму, в которую проваливается коза пономарихи...
Ну ему всего четырнадцать лет в это время, у него все впереди. А у его потомка в его семейной истории за плечами весь двадцатый век с его сломанными судьбами, безымянными могилами, и другими атрибутами. И вот с этим грузом ему приходится жить. Более того, ему надо решить, то ли он будет играть в "наше Фсё`", ёрничая и иронизируя над прошлым и сочиняя его постмодернистские версии, то ли решится его пережить и оплакать. А это не всякому по силам.

Вы не любите постмодернизм? А как же "Рогервик"? Насквозь постмодернистская книжка!
Да как же не люблю! Люблю и практикую. Однако постмодернизм это все-таки работа с контекстом и дискурсом. А не этическая каша. Одно дело игра нелинейными нарративами и усложнение повествования, другое - манипуляция эмоциями через игру серьезными чувствами и нравственными смыслами. Постмодерн - не источник «новых» нравственных установок, это скорее обогащение смыслового поля. Скажу, как педагог, одно дело - повышение интерактивности и информационного наполнения урока, другое - коррекция самих преподаваемых знаний. Ну, например, когда Дольф Наркрос рассказывает, как они с Ганнибалом проигрались в карты у драгуна Нарумова - это конечно игра, а вот, когда он обещает жене Ульриха найти полковника, это уже всерьез. И Степан абсолютно по-постмодернистки рассказывает, как ему хотелось бы представить "Хамлета" ... Помните?
- Роль - богатая. Прямо наизнатнейшая на театре роль. Я думал , как я бы сыграл. Вот вы представьте: гул затих, я вышел на подмостки, стою весь в черном, прислонясь к дверному косяку. И кажется. что передо мной не зрители, а весь сумрак ночи и жизни мышья беготня. И я так с душой говорю: "Быть или не быть?"
Но при этом слезы его, когда он Зеленку слушает - настоящие. И опасности настоящие, и жизнь - одна. А уж что там автор в культурном поле выловил - это его дело. У нас же часто под постмодернизмом понимают какую-то этическую амбивалентность, когда «все сложно», палач и жертва «одинаково виноваты» и так далее. Кстати, мне про Пастернака один внимательный читатель написал, что Степан из воздуха вылавливает начало этих стихов, а потом его прапраправнучка в двадцать первом веке сразу вспоминает конец, цитируя "Я один, всё тонет в фарисействе". Я этого не специально сделала, но вот так сложилось.

Надо же, какие бывают внимательные читатели…
Читатели разные бывают. Сначала я недоумевала, потом поняла, что множества читателей и комментаторов пересекаются, но не совпадают. И если с тем и, кто читает, но не комментирует, все понятно - далеко не все, прочитав книгу, садятся писать письмо ее автору, то группа юзеров, комментирующих не читая, поначалу повергала меня просто в шок. Повесишь главу о том, как семнадцатилетнего мальчишку за красивые глаза соблазняет опытная дама, получишь комментарий: " Ах, какой он молодец: времени зря не тратит, за девушками ухаживает". А потом пару писем в личку с рассуждениями, что Прошку я так назвала, чтобы на политика Прохорова намекнуть, а Мариана с себя списала, поскольку он домашним хозяйством заниматься не любит. Раньше я по наивности отвечала, что шляхетный гоноровый пан в восемнадцатом веке слов "домашнее хозяйство» не знает, если он вольнодумец, как наш герой, то можно предположить, что он одевается сам, да и то в молодости, дальше уже денщик есть. Ну а теперь отвечать бросила. Получу письмо с вопросом про то, как организовываю труд соавторов в или с оценкой "Вы можете иногда написать неплохо", прочту да и все. Еще один известный музыкант меня утешил, показал рецензию на свой концерт, напечатанную в приличной газете. Она начиналась так: "N как всегда вышел на сцену опрятно одетым..." После этого подумаешь, что мои отзывы абсолютно в мейнстриме и удивляться им не надо.
Но проект универсальной рецензии я составила. Делюсь, вдруг, кому пригодится.
Автор не поленился прочесть (путеводитель, учебник по истории России) и теперь как бы вышивает по канве, которою являются реальные события. На них он нанизывает (приключения Прошки и Мариана, рассказы о достопримечательностях и пр.), вкладывает в их уста возможные слова. Он дотошно проделал громоздкую работу - уточнял даты и выяснял обстоятельства (жизни того времени, географии данного региона). Да, тут нужен синдикат для поставки вновь обнаруженных данных, ООО. Однако то, как работают с автором соавторы и какова их роль, осталось не прояснённым. При этом нельзя не отметить, что текст снабжен достаточным количеством фотографий.

Замечательный шаблон))). Как говорится, ненужное зачеркнуть  - и рецензия готова!
Но вообще, каждый читатель видит в тексте что-то свое, вот по поводу нового романа одна читательница пишет мне, как ей приятно читать про неспешную и спокойную московскую жизнь с котиками. пирожковыми, театральными спектаклями, а другая, что все - на гране взрыва. Снимается кино про смутное время, одной из побочных линий становится история романа про Гражданскую войну, "душно от зорь, нестерпимо бесовских и алых" и даже песни, которые поет Прохор-младший никогда не бывают веселыми.

Да. Одна из них чуть не стала некрологом...
-Но знаете, соавтор, давайте не будем нагнетать, а покажем пару не страшных фрагментов. Начнем вот с какого:

У подъезда Прохора остановила серьёзная дама в больших очках.
- Молодой человек, я представляю Союз борьбы за детское чтение, не могли бы вы уделить нам четверть часа? Вы студент или уже закончили институт?
- Заканчиваю.
- Тогда, пожалуйста, пройдите в наш офис и заполните анкету. Это очень важно.
Вздохнув бедняга поплелся за гражданской активистской. Помещение борцов за чтение было украшено репродукцией портрета Некрасова на смертном одре работы Крамского и посмертными масками Пушкина и Маяковского.
- Возьмите список произведений, отметьте галочками, какие из них вам знакомы - сурово сказала дама.
- "Васек Трубачев и его команда", "Судьба барабанщика", "Витя Малеев в школе и дома", "Тимур и его команда", - растерянно читал Прошка. Наконец попалось знакомое имя:
- Вот! - радостно сообщил он, - читал Драгунского. Про манную кашу, про девочку на шаре, еще про то, как Дениска в бассейне третье место занял и как он поёт "Мы врезались в Крым".
- Про Крым не надо, - строго сказала другая женщина, заполнявшая какие-то бумаги.
- Значит пишем: опрашиваемый показал практически полное незнание программных произведений, что лишний раз подтверждает катастрофически низкий культурный уровень современной молодежи.
- Я, может, другое в детстве читал, - обиделся Прохор.
- Да? И что же? - Первая дама посмотрела на него с интересом.
- Андерсена, Гауфа, Гофмана, Киплинга, про Нильса, про муми-троллей, Гарри Поттера. Пушкина читал, Толкиена. Ну это уже позже, когда лет тринадцать было.
- Мда, практически полная вестернизация образования, - сделала вывод вторая дама. - Вот что вы находите в этом Гарри Поттере?
Прохор задумался. Разговаривать о книжках с этими особами ему совсем не хотелось, но надо же быть вежливым. Или хотя бы стараться.
- Вы понимаете, там есть очень важные вещи. Вот например, помните тот момент, когда Гарри вынужден сражаться с василиском? Что он достает из шляпы? Не палочку, не супероружие, а меч Годрика Гриффиндора. Потому что, если тебе что-то дорого, ты должен за это сразиться сам. Знаете, как говорили римляне: Felix, qui quod amat defendere fortiter audet - счастлив тот, кто имеет мужество защищать то, что любит.
- Ох, - сказала первая дама второй, - это катастрофа. Помните, коллега, что нас интересовало в школьные годы? Сборы пионерские, ответы интересные. А тут мечи, василиски какие-то. Идите, молодой человек, мы вас больше не задерживаем. Спасибо.
- И вам успехов в труде, - Прохор пулей вылетел за дверь.

И еще один фрагмент: Прохор-младший знакомится со своим легендарным предком.
Воскресная ночь была жаркой, Прохор уже хотел встать и включить кондиционер, как в комнате повеяло ледяным холодом.
На кровать к нему присел кавалер в богатом платье. Редкий красавец: огромные очи, тонкие черным брови, твердо очерченный рот. Он потрепал Прохора по волосам и сказал:
- Не ходи завтра никуда утром. Не надо.
- Я договорился уже, - вздохнул Прошка. Подумал про себя: "Вот уже и с привидениями разговариваю. А хотя с другой стороны - мало ли психов? Вон кто в холодный термояд верит, кто в хорошую жизнь при Сталине. И ничего: им и права дают, и в загсе расписывают. Ну а у меня такой бзик".
- Понимаю, гонор и честь, - задумчиво сказал призрак, - ну тогда, извини, придется сделать так. - Он положил ледяную руку на горло Прохора:
- Завтра встанешь, у тебя будет жар и горло будет болеть. В среду пройдет. Но запомни, пусть друг твой привезет тебе все, что сейчас медикусы прописывают, не раньше полудня. Запомнил? Не раньше полудня.
- А вы пан Марек? - сообразил Прошка.
- Узнал? - улыбнулся тот.
- Я читал. Вы придете еще? А Прохор придёт?
- Мы всё время здесь. За тобой глаз да глаз нужен. Надо будет, и Прохор покажется. А сейчас я пойду.
- Подождите, - попросил Прошка, - Вы расскажите, как у вас дела, ну и вообще. - Решил: "Я сбрендил совсем".
- Неплохо дела, - пан Марек рассмеялся, - Как у нас ассамблея на Введенском (на Введенском кладбище по московским поверьям собираются привидения - А.С.) соберется, позовем тебя. Народ там почтенный, книжный, не обидят.
Он еще раз потрепал Прохора по голове, повторил "пусть друг придет не раньше полудня" и растворился в воздухе. Кот, взлетевший на шкаф при его появлении, взвыл ультразвуком.
Утром Прохор еле открыл глаза. Голова горела, глотать было дико больно. Он потянулся к телефону и начал набирать номер, чтобы сказать, что заболел, но позвонить не успел. За окном прогремел взрыв.
*****
Знаете, соавтор, я сейчас поймала себя на том, что обычно в ЖЖ так не высказываюсь. Вот на радио - пожалуйста, а в интернет-пространстве - нет. Задумалась - почему. Потом мне попалась на глаза пара заметок о кризисе ЖЖ и кажется, причину этого кризиса я вижу. У нас на пространстве рунета завелась неизвестно откуда странная френд-цензура. Появилось большое количество юзеров, которые уверены, что все остальные всегда и по любым поводам должны выражать не свою, а их точку зрения, транслировать их представления о простоте, добре, правде, прогрессе, культуре и гигиене. Если же твоя точка зрения не соответствует взгляду френда из условного Портленда (в который совсем не хочется), ты тут же получаешь начальственный окрик. Я в таких ситуациях чувствую себя персонажем «Ионыча», которому барин приказывает: «Пава, изобрази». Казалось бы, в чем проблема: есть у человека точка зрения, есть свой ЖЖ, так пропагандируй её там, разъясняй, но проще оказывается не самому писать, а бегать по чужим журналам, искать там антилиберальную (или антипатриотическую) крамолу. И этому конечно надо противостоять, отстаивая право каждого (ну в рамках УК, естественно) на собственное высказывание.

Скажите, а изменилось что-то в вашей жизни после написания цикла романов?
Любой честно написанный текст меняет человека. Что-то конечно изменилось. Ну вот, например, раньше мне казалось, что бежать к артисту с букетом или приходить на презентацию книги за автографом - это как-то нарочито. Однако, формально перейдя в разряд творческих людей, я на своей шкуре вижу, что мы все на самом деле очень беззащитные и нуждающиеся в таком поощрении. Так что теперь, если у меня у знакомых премьера, вышла книжка или перевод я мчусь туда с букетом размером в человеческий рост. Потому что надо успеть, ведь жизнь короткая такая…

Да! "Давайте восклицать, друг другом восхищаться!" Я надеюсь, у друзей и соавторов будет еще не один повод поздравить Вас с творческими успехами! А пока будем перечитывать уже написанные романы (чтобы прочитать, кликните на обложку или пройдите по ссылке).


        





Из записок декабриста Петра Павловича Свиньина

Рогервик или удивительные похождения Сэма из Абердина

книги, Анна Сокольская

Previous post Next post
Up