В советской школе о Янке Купале (Иване Доминиковиче Луцевиче) говорили исключительно как о «крестьянском сыне», «голосе народа», «революционном поэте».
Сегодня, читая его биографию, будто открываешь для себя нового, незнакомого Купалу, яркого, талантливого человека с непростой, но насыщенной жизнью.
Глафира Васильевна Кушель (зав. отделом научно-экспозиционной работы Купаловского музея) рассказывает, что ради того, чтобы восстановить родословную Купалы, сотрудникам музея пришлось тщательно поработать в архивах Минска и Гродно.
Глафира Кушель: Мы знаем самого первого предка - Станислава Луцевича. Это XVII век, 1690 год, где-то так. Он владел селом Куклёвшчына, маленькими деревнями Слободка и Цярпилавка - это сегодняшний Столбцовский район.
Дали им эти земли не кто иные как Радзивиллы. Судя по датам, земли Луцевичи получили от Кароля Станислава Радзивилла - великого канцлера литовского, отца Михаила Казимира Радзивилла Рыбоньки.
Когда здешние земли Речи Посполитой окончательно отошли к Российской империи, Луцевичи не смогли доказать свое шляхетство и были записаны в «минские граждане». Позже эту прослойку ликвидировали - и они были переведены в «минские мещане».
Так что в 1907 году Янка Купала получил паспорт как «мещанин города Минска», выданный Минской мещанской управой.
К этому времени род Луцевичей обеднел, и землю они уже арендовали (фольварк Окопы на Логойском районе).
Потом - революция, семью раскулачили, хутор снесли, сестер Купалы - на поезд и повезли в направлении Севера. Ивану Доминиковичу удалось спасти их от репрессий - женщин буквально сняли с поезда где-то в районе Борисова.
Понятно, что об этой «окопской» жизни Купалы в советской школе вообще не упоминалось.
В 1908-09 г.г. Иван Доминикович жил в Вильно, где работал в редакции первой белорусской газеты "Наша Ніва".
В Вильно поэт познакомился с Валерием Брюсовым, который стал первым русским автором, который начал переводить белорусского поэта на русский язык. Позже Брюсов и Янка Купала продолжили тесно сотрудничать на литературных собраниях в Петербурге.
В 1908 году в Петербурге издан первый сборник Купалы под названием «Жалейка» («Дудочка»), который Санкт-Петербургский комитет по делам печати при МВД решил конфисковать как антигосударственный, а его автора - привлечь к ответственности.
Тем не менее петербургский период его жизни и творчества можно назвать одним из самых успешных и продуктивных: поэт активно издавался, познакомился со многими представителями интеллигенции, в том числе с белорусскими поэтами Якубом Коласом (К.Мицкевич) и Тёткой (Э.Пашкевич).
С наступлением советской эпохи поэт связывал искренние надежды на изменения к лучшему жизни в Беларуси, и это, конечно, отражалось в его творчестве.
Янка Купала - народный поэт БССР (1925), академик АН БССР (1928) и УССР (1929).
Однако, несмотря на издания оптимистически настроенных поэтических сборников, признанием и растущей популярностью, отношения между белорусским поэтом и советской властью складывались отнюдь не безоблачно. За выступления в защиту белорусского языка, сохранение культуры и самобытности Беларуси, в советских СМИ началась методичная травля поэта.
В 30-е годы Купалу довели до попытки самоубийства допросами по делу Союза Освобождения Беларуси, принуждением доносить на собственных друзей, преследованием его творчества, запретом за национализм пьесы «Тутэйшыя» (Здешние).
Он не выдержал, написал в прощальном письме: «Лучше смерть физическая, чем политическая» и сделал себе настоящее харакири - ножом вспорол живот.
Поэта спасла вовремя подоспевшая жена, но эпизод получил огласку, и правительство Беларуси заставило Янку Купалу написать покаянное письмо, опубликовав его в газете «Звезда» - мол, был антисоветчиком и заговорщиком, но раскаялся и прошу прощения.
В 1941 году он становится Лауреатом Сталинской премии первой степени, а 29 июня 1942 года Лаврентий Берия получает краткое и сухое донесение: «28 июня в 22 часа 30 минут в гостинице «Москва» упал в лестничную клетку и разбился насмерть народный поэт Белоруссии Луцевич Иван Доминикович 1882 года рождения, литературный псевдоним Янка Купала. Момент и обстоятельства падения Луцевича никто не видел». Копии этого сообщения были отправлены Сталину и Молотову.
Убийство это было или самоубийство? Ответа нет до сих пор.
Тело Купалы крайне быстро кремировали, буквально за один день, посмертного медицинского заключения не обнародовано.
Расследование также никто не проводил, хотя этого требовали и вдова Купалы, и соратники по писательскому цеху.
В конце девяностых годов руководители международного фонда им. Янки Купалы вместе с директоратом минского музея делали запрос в ФСБ России, но им пришел ответ, что никаких документов, кроме записки для Берии в архивах не найдено.
(источники: вики-всезнайка,
тут и
тут)
Сегодня о Янке Купале говорят «белорусский Пушкин», его именем названы улицы, театры и парки, его стихи учат в школе, он - символ белорусской духовности.
Click to view