Обвинская роспись.

Apr 21, 2013 10:56



Учусь росписи.
Сегодня, к примеру, приступила к освоению-изучению обвинской, как оказалось, одной из наиболее самобытных разновидностей сельской росписи Прикамья.

Вот что пишут о ней в сети:
Время и точное место возникновения живописного промысла на р. Обве не известно. Самые ранние датированные прялки относятся к 70-м гг. 19 в., учитывая, что основными центрами токарного и бондарного промыслов на р. Обве в то время были Сретенская и Кривецкая волости Перм. уезда, видимо, в деревнях этих волостей и зародилась традиция расписывать деревянные изделия.
В развитии обвинской росписи наблюдается несколько этапов. В ранних памятниках этой росписи четко прослеживается связь с традициями нар. искусства русского Севера: живописная манера письма; расположение главных мотивов - двух-трех цветов на оси симметрии, как и в резных северорусских прялках. Для обвинской росписи этого периода характерно сопоставление яркого цветного фона с живописным орнаментом. Цветы («обвинские розы») располагались в центре композиции или на оси симметрии, свободное пространство заполнялось пушистыми стеблями, ветками, ягодами.
Обязательным элементом обвинской росписи был мотив 8-лепесткового цветка - звезды, напоминающий фирменный знак мастеров - живописцев Выгорецкого общежития. В. А. Барадулин не исключает возможности, что один из живописцев с. Выга мог переселиться на Обву и дать начало местному живописному промыслу. Однако, 8-лепестковые розетки на р. Обве являются доминирующим мотивом также в орнаменте резьбы по дереву, крестьянской вышивке, и широкое распространение данного мотива, видимо, следует рассматривать исходя из особенностей сохранившихся элементов языческих верований местного населения.
В 1870-1900-е гг., вследствие роста промысла, происходит украшение композиции на обвинских прялках, наряду с симметрией получают распространение свободно разбросанные мотивы, появились графические приемы росписи, изделия стали ярче, усилился цветовой контраст фона и растительных узоров.
Поздние обвинские росписи нач. 20 в. становятся еще более яркими, появляется новый мотив - т. н. кудрявой веточки.
В целом обвинская роспись является ярким и самобытным явлением в народном искусстве Урала. Наиболее крупные коллекции памятников с обвинской росписью имеются в фондах Ильинского и Перм. краевого краеведческого музеев, Перм. государственной художественной галереи.
(автор О. Л. Кутьев)
http://enc.permculture.ru/showObject.do?object=1804116493
В целом, в обвинской росписи есть многое из того, что я люблю: она лаконична, графична (как северные) и вместе с тем - легкая, в один мазок, когда кисть будто бабочка порхает.. при соответствующем уровне мастерства, разумеется. Что ж, будем учиться:)



Итак, первые тренировочки!
Как всегда, у меня все не как у людей сначала ягодки:



Потом цветочки.



Вообще, конечно,  обвинская роза-звезда необычна и интересна, но мне кажется, на розу все-таки больше похож вот такой цветок (эта форма  тоже есть на обвинских прялках):


В общем, процесс меня захватил всерьез и надолго,  так что... продолжение скорее всего будет :)


обвинская, ремесло, роспись, учусь

Previous post Next post
Up