Кутеинский монастырь. Орша.

Mar 14, 2013 11:21

После рассказов о коллегиуме иезуитов в Орше,  было бы несправедливо не сказать ни слова об оршанском Кутеинском Богоявленском  монастыре.
Оршанцы получили от патриарха иерусалимского Феофана грамоту на основание православного мужского монастыря в 1620 году. Большую часть денег собрали простые жители Орши и Могилева - члены православных братств. Государственные документы на строительство были выданы в Варшаве на имя крупного белорусского православного магната Богдана Статкевича-Заверского и его жены Елены Соломерецкой. В связи с этим М. Батюшков сообщал: «Старорусская православная фамилия Стеткевичей в XVI- XVII вв. владела обширными поместьями в Оршанском повете, известна по своим представителям на разных служебных постах, преимущественно в Беларуси, по своим родственным связям с княжескими фамилиями Друцких-Горских, Огинских и Соломерецких, особенно преданностью православию и благотворением на пользу православной церкви».
Строительство монастыря началось в 1623 г. под Оршей в живописном уголке векового леса возле устья речушки Кутеинки. По названию реки монастырь стал называться Кутеинским. Строительство возглавил писатель, печатник, религиозный деятель, патриот белорусской земли, иеромонах Иоиль Труцевич, ставший впоследствии игуменом монастыря.


Одним из первых появился Богоявленский собор. Почти на 40 метров возвышался четырехсрубный крестово-купольный храм. Три сруба имели форму пятигранников, четвертый был квадратным. Большой купол завершал строение, меньшими куполами заканчивался каждый отдельный сруб. Вход в храм архитекторы выполнили в виде красивой открытой галереи. Верующих поражал величественный шестиярусный резной позолоченный иконостас главного престола. Художники расписали тесаные стены внутри храма 38 многофигурными композициями на библейские и евангельские темы. В 1635 г. собор был освящен киевским митрополитом Петром Могилой. Позднее он напишет в письме к Саковичу: «Посмотри еще и на Белую Русь, там, под Оршей, в Кутеинском монастыре найдешь по крайней мере 200 братий, подражающих житию ангельскому».
В 1885 г. собор сгорел от удара молнии и более не восстанавливался.

Документальные источники подтверждают, что одновременно с главной святыней монастыря строились многочисленные жилые и хозяйственные помещения. Под Богоявленским собором находился храм Воскрешения Праведного Лазаря - пещерный подземный храм, площадью около 11 квадратных метров. Он имел крестообразную форму с низким каменным сводом. В алтарной части на месте престола стоял низкий деревянный крест, обложенный камнем.

Свято-Троицкий храм Кутеинского мужского Богоявленского монастыря был построен в XVII в. в стиле белорусского барокко.
До наших дней храм пережил несколько реконструкций и действует с 1993 г.




С конца XVI в. крупные и влиятельные мужские православные монастыри получали статус лавры. Белорусской лаврой называли современники и Кутеинский Богоявленский монастырь.

В книге «Рай мысленный» (1656) от имени патриарха Никона о Кутеинской обители говорится так: «Слышав же аз от многих известно, яко и там благочестие сияет. Беже тамо Лавра Велика, Свято-Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса, завома Кутейно, близ славно града Орши, иж бысть глава и начало общему житию во всей Белой Руси».

Кутеинский комплекс значительно расширился в 1631 г., когда мать Богдана Статкевича-Заверского княгиня Анна Огинская на реке Кутеинке, неподалеку от мужского монастыря, основала Успенский женский монастырь. Он состоял из нескольких деревянных церквей и собора Успения Пресвятой Богородицы, который сгорел в 1635 г., а через 20 лет был возрожден в камне в стиле барокко. Также были построены водяная мельница и мост.

Наиболее значительные события в истории Кутеинской лавры произошли в середине XVII в. Монастырь еще не был полностью построен, но о нем уже знали далеко за пределами Оршанщины. Здесь по инициативе Иоиля Труцевича была создана иконописная мастерская, работала мастерская по переписыванию и переплету книг. В них трудились талантливые мастера: художники, резчики по дереву, чеканщики, граверы.
(Кутеинские ремесленные мастерские существуют и сейчас. Снова, как когда-то, там пишутся иконы, проектируются  и изготавливаются иконостасы, царские врата, церковная мебель)

Игумен занимался не только религиозной, но и просветительской деятельностью. При его активном участии в монастыре была открыта братская школа. Нехватка книг была одной из главных проблем в обучении и сохранении белорусского языка и культуры. Была необходимость в собственной типографии, и для ее открытия в Кутейно имелись хорошие условия. В 1630 г. И. Труцевич пригласил в монастырь печатника Спиридона Соболя - продолжателя дела Ф. Скорины.


С. Соболь учился в Киевской академии, знал языки, в 1628 г. в типографии Киево-Печерской лавры издал три книги. Приехав в Оршу, он быстро наладил дело и уже в 1630 г. напечатал «Брашно духовное» и «Молитвослов». Монахи с удовольствием ему помогали: резчики вырезали из дерева тексты, чеканщики украшали переплеты книг, граверы создавали книжные гравюры. Учиться этому мастерству приезжали в монастырь издалека.



Самая известная с древних времен оршанская книга была издана в 1631 г. и называлась так: «Букварь сиреч, начало учения детям начинающим чтению из- выкати. В Кутейне изобразися. В типографии Спиридона Соболя». Название книги по краям страницы обрамлял орнамент.

Учебная часть «Букваря» начиналась со старославянского алфавита, 44 буквы которого, большие и маленькие, печатались вначале в обычном, а затем в обратном порядке. Есть в учебнике данные об ударении, знаках препинания, о склонении существительных и прилагательных, об искусстве стихосложения.


Спиридон Соболь понимал важность принципа единства обучения и воспитания и отдельный раздел книги посвятил христианским заповедям, которые дополнил еще одной: оставаться верным православию. Начинался и заканчивался «Букварь» молитвой.

Кутеинский «Букварь» был небольшим по размерам и насчитывал всего 80 страниц. Их нумерация отсутствовала, ее заменяли кустоды в правом нижнем углу страницы (это первое слово или слог, с которого начиналась следующая страница). «Букварь» был недорогим и красивым. Печатник использовал простые, но выразительные средства: наборный орнамент на титульной странице, гравюру Иисуса Христа с серафимами в начале книги, красивые заставки перед началом разделов, инициалы с растительным орнаментом.

Издание «Букваря» было событием в искусстве книгопечатания. Эта книга внесла значительный вклад в распространение просвещения в Беларуси, Литве, на Украине и за рубежом. На ней есть пометки на английском и немецком языках. Если бы Соболь ограничился изданием только одной этой книги, то все равно его имя было бы золотыми буквами вписано в историю белорусской национальной культуры.

Время было безжалостно к оршанскому букварю: уцелела только одна такая книга. Она хранится в Национальном музее Украины (г. Львов). А ее искусную копию, выполненную художником Петром Драчевым, можно увидеть в Оршанском музее истории и культуры.

Научив оршанских монахов печатному делу, Спиридон Соболь через два года уезжает из Орши. Его дело продолжалось уже под руководством И. Труцевича, который писал предисловия к каждой новой книге. Типография печатала не только церковную, но и научно-просветительскую литературу. За 25 лет существования этого культурного центра в нем было издано около 20 разных книг.
Источник.

Спиридон Соболь, Это родина моя, история, Орша, Кутеинский монастырь, Беларусь

Previous post Next post
Up