Dec 21, 2010 14:16
сегодня на занятиях разбирали функции в группе. В основном их 8. То есть каждый человек в группе занимает определённое место, выполняет одну или несколько функций. И тогда можно говорить о том, что это живой организм, группа, с теми или иными характеристиками.
приблизительно эти функции таковы:
1-знание своего места в группе. С этим пунктом сопряжено и ощущение своей значимости/незначимости, вовлечённости, ну и так далее.
2- поддержка и забота. Обычно в каждой группе есть эдакие альтруисты, которые стремятся всем помогать, опекать, короче такие мамки. Зачем это им--отдельная песТня. Но это крайний случай. Вообще же каждый член группы в той или иной степени о ком-то да позаботиться.
3- инициатива. Важная функция, но тут главное не переборщить. иначе можно погрязнуть в нереализованных планах и проектах.
4- оценивание и обесценивание. Если в группе на одного инициативного приходится три цензора, то тут уж... понятное дело, стабильность обеспечена.
5- осуществление. Кто-то всё-таки должен решить как эти возвышенные мечты поставить на твёрдую почву. Потому как инициаторы не всегда способны доводить дело до конца, а талантливые организаторы-- фантанировать идеями.
6- видение перспективы, метаперспективы. У рабочих лошадок бывает туго с памятью, периодически кому-то нужно в красках описывать перспективу светлого будущего в конце пути.
7- подстройка цели. Вот это как раз про талантливого организатора, который в процессе, корректирует план действий в связи со складывающимися обстоятельствами. Иначе можно долго биться головой о стену. И это хорошо если она из гипсокартона, а если железобетонная?
8- поляризация и вскрытие конфликта. По-любому в любой группе есть взаимные недовольства, эмоции, и даже чуЙства, которые просто необходимо выражЁвывать. просто делать это нужно , как говориться, конструктивно.
Так вот я определила для себя, какие функции выполняю в своей группе в институте. Получились три основные: инициатива, оценивание и обесценивание, поляризация и вскрытие конфликта. они настолько тесно связаны и постоянно переплетаются в моём поведении, что иногда нельзя разграничить. Особенно когда я своей инициативой обесцениваю инициативу другого и вскрываю конфликт. Во как завернула!
Да, критиковать я люблю, причём всё подряд. начиная от рекламы или фильма в телевизере, и НЕзаканчивая окружающими и самой собой. Иногда это развлекает и веселит, но иногда рискует перейти в обыкновенное занудство. Моя мама это особенно тяжело переносит, и сестра тоже. А вот бодрый обожает со мной вместе позагоняться.
Моя инициатива распространяется на группу только в том случае, когда от их тлодвижений зависит моё благополучие или хорошее настроение. К счастью, это случатся не так часто. Но сама я инициативу проявляю довольно часто. Особенно когда что-то спрашивают, а все молчат, и меня за язык никто не тянет...но не могу выдержать, справиться с нарастающей тревогой, да и вызываюсь. Хотя это мне и не мешает, потому как в ситуациях, где я могу не справиться и чем-то навредить себе, я--тише воды, ниже травы. Да и хороший опыт выживания в экстремальной ситуации. :)
Ну и самое любимое--поляризация и вскрытие конфликта. Если проследить моё детство, то обнаружиться, что я всегда была примерной и послушной девочкой. Ни с кем не ругалась, всегда слушалась, хорошо училась ну и так далее. Глядя на своего старшего брата (сорванец ещё тот, и это мягко сказано), я просто боялась причинить родителям лишние страдания и заботы. поэтому все свои эмоции сунула глубоко и подальше. Но, в конце концов, я же не железная. В подростковом возрасте, мы жили с папиной бабушкой, причём бабушка маму невзлюбила с самой их женитьбы. И что же получилось, живём вместе, уживаться как-то надо, создавать видимость счастливого семейства. В итоге любое проявление недовольства или даже справедливой обиды с моей стороны, подавлялось: " как ты можешь? это же твоя бабушка? где твоё уважение?" Плюс ещё живая картинка молчаливой войны между невесткой и всекровью! ЖУть! Не удивительно, что в таком нежном возрасте я заработала язву двенадцатиперстной, надо же было куда-то агрессию сливать.
На моё счастье, мы переехали в другой город, я ещё немного пострадала, приспосабливаясь к новому классу, также с отсутствием навыков нормально выражить свою позицию. А то получалось, что я и подчиняться не хотела, и толком заявить о себе не умела. Отсюда--обострение язвы и постоянные запоры.
Ну а потом университет.
Ох, долгая это история. А если короче, то осознав все свои трещинки, я теперь терпеть ненавиже, когда замалчиваются конфликты и накапливаются взаимные упрёки. эта политика невмешательства и терпимости лично меня может довести до больницы. поэтому во всех своих группах , а пока это учёба и семья, я стараюсь открыто высказывать своё мнение, пусть оно не очень приятное. Часто вызвваю гнев у окружающих и лезу на рожон (после чего они обычно мне благодарны). потому что ощущение недосказанности и напряжённости для меня невыносимо.
конфликт,
психология группы,
функции группы