Мне надоело рассказывать эту историю на встречах с читателями, да и было это давно, так что повредить она уже никому не может и я решила наконец вынести ее из подзамка.
Впрочем, судя по рассказам друзей, работающих на Беларусфильме, с тех пор там все стало даже хуже...
Щас я вам расскажу страшную сказочку на ночь глядя. Ибо с этой истории уже два месяца прошло (точнее, уже лет десять), а я все никак успокоиться не могу.
Начиналось все более чем за здравие: мне позвонил тогдашний директор «Беларусфильма» и предложил плодотворно посотрудничать. А именно снять по Вольхе мультик, фильм или сериал.
В фильм и сериал мне как-то не верилось, а вот при слове мультик я заскакала, как весенняя коза, и сказала, что готова за такое счастье продать душу и прочие потроха.
И вот тянулось это дело наверное месяца три, мы с директором периодически перезванивались, и наконец он мне говорит: ура-ура, мы утвердили бюджет, минкультуры это дело одобрил, будем делать. Приезжай, я тебя с режиссером познакомлю.
Я тут же примчалась и нас познакомили. Мультипликатор оказался симпатичным дядей (допустим, Сашей), выглядящим на 35-40, хотя реально ему оказалось 50 лет. Директор вдохновенно вещал, какой шедевр мы с ним снимем, Дисней утрется, Миядзяки сделает харакири, а Мельница ваще заплачет и уйдет из профессии. В общем, все в шоколаде, давай, Саша, составляй план работ, создавай рабочую группу, подписываем договор и вперед с песней.
Саша, который во время этого фейерверка эмоций сохранял спартанское спокойствие, заметил, что ему хотелось бы со мной поговорить про мультик более детально, наедине, скажем, прямо завтра.
Я был согласна на все - даже дать ему прямо на рабочем столе. За вечер я собрала в папочку весь фанарт по Вольхе, пролистала тетралогию, чтобы освежить ее в памяти, и собственно тетралогию тоже прихватила, дабы поговорить, действительно, детально.
Утром Саша встретил меня на крыльце киностудии и, прежде чем вести внутрь, интимно прошептал:
- Мы сейчас пойдем ко мне в кабинет, а если вас кто спросит, кто вы и зачем, никому не говорите! Это пока секрет!
- Почему? - наивно удивилась я. - Вот, зарубежные киношники сразу по новому фильму сайт отдельный делают, фотки там вешают, наброски, трейлеры-спойлеры всякие.
- Это не от конкурентов, - смущенно пояснил мне Саша. - Это от своих. Потому что если наши младшие мультипликаторы узнают, что мы взялись за этот проект, и им придется по нему пахать, они возмутятся. А если узнают старшие, то возмутятся, почему режиссером проекта поставили не их, а меня.
Я озадачилась, но пообещала молчать.
В облезлом совковом кабинете с трубковым монитором Саша усадил меня на продавленный стул и печально сказал:
- Я вот тут подумал. Мы студия бедная, у нас мощностей не хватает. Поэтому так красочно как Дисней мы нарисовать не сможем, надо как-то упрощать картинку, карикатуризировать. Ну, типа Симпсонов.
Я представила Вольху а-ля Лиза Симпсон, и сама пожелтела.
- Ну, не так радикально, конечно, - поспешил успокоить меня Саша, - но надо что-нибудь придумать.
Я неуверенно кивнула, и Саша пошел дальше.
- Мы студия бедная, - сказал он, - у нас народу мало, рисовать некому. А у вас там - я посчитал - 96 персонажей, включая ДРОЗДОВ. Это слишком много. Мы можем только штук пять нарисовать. Вольха, Лен и кого-нибудь еще.
Я икнула. Свести 96 персонажей, включая дроздов, к 5 было еще круче Симпсонов.
- Ну ладно, семь, - сжалился Саша. - Но это предел! И еще. У вас там действия маловато, надо его как-то оживить. А давайте... - Сашино чело озарилось светом Гениальной Идеи, и он с придыханием закончил: - Сделаем Ромашку ГОВОРЯЩЕЙ?!
- Вы чего, рехнулись?! - вырвалось у меня. - Это же все, с ходу ппц мультику! В фэнтези такого плана два самых жутких штампа - говорящий конь и ехидный голос!
- О, - оживился Саша, - голос тоже можно сделать!
Дальнейшее я, честно говоря, помню слабо, ибо гениальный Саша по большей части костерил руководство, ябедничал на коллег и сетовал на малое количество толковой молодежи, которая вся сбежала к Диснею (и я ее понимаю!!)
Наконец Саша сказал:
- Ну вы же понимаете, что любое дело надо делать с энтузиазмом, чтобы аж все внутри горело! Лучше никак, чем тяп-ляп! Вы согласны?
Я заверила его, что мой энтузиазм бьет через край, и все зависит только он его, Саши, желания создать шедевр, который прославит в веках нас и Беларусь.
Саша сказал, что недельку подумает, как все лучше сделать, и мне позвонит. Я предложила ему посмотреть фан-арт. Он вежливо его пролистал с моей флешки, что-то похвалил, сказал, что вот в таком ключе можно попробовать, и вернул мне флешку.
- А копировать не будете? - наивно спросила я.
- Нет, - сказал Саша, - я и так все понял.
Я вручила Саше тетралогию. Саша прижал ее к сердцу и сказал, что непременно ознакомится с ней до конца (до сих пор он читал только первую часть)
Прошло две недели, и вот наконец Саша мне позвонил. При разговоре присутствовала Юлька, так что соврать мне она не даст.
- Оля, - скорбно сказал мне Саша. - Я СТАРЕНЬКИЙ. МНЕ СКОРО НА ПЕНСИЮ. Я не хочу уйти на нее с клеймом человека, который завалил серьезный проект.
Я молча положила коммуникатор на стол, включив громкую связь, и дальше мы с Юлькой офигевали, то есть слушали вместе. Саша рассказывал, как он хотел бы снять этот мультик, но не хочет рисковать. Что он считает, что этот сюжет для мультика вообще не подходит. А вот для фильма самое то, у них как раз есть молодой подающий надежды режиссер, который жутко хочет со мной познакомиться.
В каждом его слове сквозило "отстаньте от меня, я сидел в этой конторе 30 лет и хочу спокойно досидеть остальные десять, пиная мужские половые органы и снимая мультики, которые делают меня широко известным в узких кругах безо всякого риска".
Мы дослушали ЭТО до конца. Потом я очень вежливо сказала, что все понимаю.
Саша очень обрадовался. Он сказал, что это правильное и замечательное для всех решение, распрощался и свалил.
Мы с Юлей молча выпили.
Больше всего в этой истории мне жалко тетралогию. Ясен пень, Саша мне ее не вернул.