1.2.55. Маккавейские книги, книга 2, главы 11-15

Jul 11, 2017 22:28


Глава 11
Лисий приводит карательную экспедицию в 180 тысяч человек. На помощь к моджахедам приходит ангел в виде всадника в белой одежде с золотым оружием. После нанесения поражения Лисию тот понимает, что силен старик Яхве и предлагает заключить мир. Маккавей на мир соглашается. Условия изложены в письме Антиоха:
"Царь Антиох брату Лисию - радоваться.
23 С того времени, как отец мой отошел к богам, наше желание то, чтобы подданные царства оставались безмятежными в отправлении дел своих.
24 Когда же мы услышали, что Иудеи не соглашаются на предпринятое отцом моим нововведение Еллинских обычаев, а предпочитают собственные установления и потому просят, чтобы позволено им было соблюдать свои законы,
25 то, желая, чтобы и этот народ не был беспокоим, определяем, чтобы храм их был восстановлен и чтобы жили они по обычаю своих предков.
26 Итак, ты хорошо сделаешь, если пошлешь к ним и заключишь мир с ними, чтобы они, зная наши намерения, были благодушны и весело продолжали заниматься делами своими".
Римляне выражают свою поддержку маккавитам в следующей эпистоле:
"Квинт Меммий и Тит Манлий, старейшины Римские, Иудейскому народу - радоваться.
35 Что уступил вам Лисий, родственник царя, то и мы подтверждаем.
36 А что признал он нужным доложить царю, о том, рассудив немедленно, пошлите кого-нибудь, чтобы мы могли сделать, что для вас нужно, ибо мы отправляемся в Антиохию.
37 Посему поспешите и пошлите кого-нибудь, чтобы и мы могли знать, какого вы мнения.
38 Будьте здоровы! Сто сорок восьмого года, пятнадцатого дня Ксанфика".

Полагаю, что хоть про ангела и неправда, но дипломатические документы - подлинные, в условиях развитой уже античности было сложно подделывать тексты договоров.
Глава 12
С центральным правительством заключен мир, но продолжаются разборки с окружающими народами, прежде всего с греческими поселенцами в Палестине (от трети до половины населения Палестины не являются тогда иудеями, как я смотрел по научной литературе). Начиная с Александра Македонского греки активно колонизируют самую лучшую, прибрежную часть, где продолжают проживать и потомки филистимлян, то есть теперешние палестинцы. Вот ими всеми Иуда активно занимается, сжигая города и устраивая ночные нападения.
Арабы тоже вполне уже при деле:
"10 Когда же они отошли оттуда на девять стадий, направляясь против Тимофея, то напали на них Арабы, не менее пяти тысяч и пятисот всадников.
11 Сражение было жестокое, и когда бывшие с Иудою при помощи Божией одержали победу, то потерпевшие поражение кочевники-Арабы просили Иуду о мире, обещая доставлять им скот и в другом быть полезными им.
12 Иуда же, понимая, что они действительно во многом могут быть полезны, согласился заключить с ними мир; заключив же мир, они удалились в свои палатки."
Все это описывается в следующих тонах:
"15 Но бывшие с Иудою, призвав на помощь великого Владыку мира, Который без стенобитных машин и орудий разрушил Иерихон во времена Иисуса, зверски бросились на стену.
16 При помощи Божией они взяли город и произвели бесчисленные убийства, так что близлежащее озеро, имевшее две стадии в ширину, казалось наполненным кровью"
Это на самом деле нарушение мира с реками, так как нападают они на соседние провинции, ту же Идумею.
Глава 13
Естественно Антиох Евпатор устраивает новый поход на нарушивших мирное соглашение маккавитов. В Иерусалиме устраивается трехдневная молитва для моральной накачки евреев. Экспедиция терпит поражение, заключается новый мир.
Глава 14
Далее про экспедицию Димитрия, предательство Алкима - в целом по канве первой книги с несколько более пространными речами персонажей, подражают греческой историографии. Затем про Никанора, который сначала дружил с Маккавеем, а потом Антиох приказал его арестовать, что Никанор и пытается исполнить. Иуда бежит в храм Яхве, следует довольно театральная сцена:
31 Когда последний узнал, что Иуда искусно предварил его хитростью, то пришел в великий и святый храм, когда священники приносили установленные жертвы, и приказывал, чтобы они выдали того мужа.
32 Когда же они с клятвою говорили, что не знают, где находится тот, кого он ищет,
33 то он, простерши правую руку на храм, поклялся, сказав: если вы не выдадите мне Иуду связанным, то я этот храм Божий сравняю с землею, раскопаю жертвенник и воздвигну здесь славный храм Дионису.
Зря, конечно, славный храм Дионису так и не был построен:)
Глава 15
Никанор возобновляет войну, презирая еврейскую обрядность:
1 Когда узнал Никанор, что бывшие с Иудою находятся в стране Самарийской, то думал совершенно безнаказанно напасть на них в день покоя.
2 Когда же поневоле сопровождавшие его Иудеи говорили: "Не губи их так жестоко и бесчеловечно, воздай честь дню, освященному Всевидящим";
3 тогда этот нечестивец спросил: "Неужели есть Владыка на небе, повелевший праздновать день субботний?"
4 И когда они отвечали: "Есть живый Господь, Владыка небесный, повелевший чтить седьмой день",
5 то он сказал: "А я - господин на земле, повелевающий взять оружие и исполнять царскую службу". Впрочем, он не успел совершить своего умысла.
Следуют видения, молитвы и все такое прочее, после чего Никанор погибает, с его телом поступают совершенно зверски:
30 Тогда Иуда, первоподвижник за сограждан и телом и душею и лучшие лета свои сохранивший для одноплеменников, дал приказание, чтобы отсекли голову Никанора и руку с плечом и несли в Иерусалим.
31 Придя туда, он созвал одноплеменников и поставил пред жертвенником священников, призвал и тех, которые находились в крепости,
32 и, показав голову скверного Никанора и руку злохульника, которую он простирал на святый дом Вседержителя и превозносился,
33 приказал вырезать язык у нечестивого Никанора и, раздробив его, разбросать птицам, руку же безумца повесить против храма.
34 Тогда все, обращаясь к небу, прославляли явившего помощь Господа и говорили: благословен Сохранивший неоскверненным место Свое!
На этом автор текст и завершает, финал прописан довольно четко, литературе у греков уже более-менее обучились (у тех самых, у которых языки вырезали):
37 Так окончилось дело с Никанором; и как с того времени город остался во власти Евреев, то я и кончу здесь мое слово.
38 Если я изложил его хорошо и удовлетворительно, то я сего и желал; если же слабо и посредственно, то я сделал то, что было по силам моим.
39 Неприятно пить особо вино и тотчас же особо воду, между тем вино, смешанное с водою, сладко и доставляет удовольствие; так и состав сочинения приятно занимает слух читателя при соразмерности. Здесь да будет конец.

4096, Библия

Previous post Next post
Up