1.2.55. Маккавейские книги, книга 2, главы 1-5

Jul 09, 2017 20:26


Глава 1
Не продолжение первой Маккавейской книги, а некие дополнительные материалы к ней, видимо сборник всего, что имелось в Александрии, где и завершали написание библейских книг. Начинается с письма палестинских евреев египетским, где описываются события начиная со смерти Антиоха Епифана. Палестинские евреи собираются совершить очищение храма, в связи с чем призывают александрийских отмечать все иудейские праздники правильно.
Рассказывается история, как хранили огонь с жертвенника первого храма, совершенно зороастрийская:
"Ибо, когда отцы наши отведены были в Персию, тогда благочестивые священники, взяв огня с жертвенника тайно, скрыли его во глубине колодезя, имевшего безводное дно, и в нем безопасно сохранили его, так как никому не известно было это место.
20 По прошествии же многих лет, когда угодно было Богу, Неемия, присланный от Персидского царя, послал за сим огнем потомков тех священников, которые скрыли его. Когда же объявили нам, что не нашли огня, а только густую воду,
21 тогда он приказал им, почерпнув, принести ее; и когда потом приготовлены были жертвы, Неемия приказал священникам окропить этою водою дрова и положенное на них.
22 Когда же это было сделано и наступило время, когда просияло солнце, прежде закрытое облаками, тогда воспламенился большой огонь, так что все удивились."
Далее описывается, как Неемия очищал храм, а персидский царь оградил место перехода воды в огонь как священное. Думаю, что набрались они зороастризма и культ огня тоже начал проникать, а эта вся история - отражение этого процесса, прерванного греческим завоеванием.
Глава 2
Далее про то, что Иеремия, оказывается, хранил ящик с Яхве где-то в пещере после уничтожения первого храма. Все эти легенды воодушевляют евреев сражаться за восстановление своей традиции, и они описали подвиги Иуды Маккавея в пяти книгах, и подготовили для александрийских евреев дайджест в одной книге. Дальше чисто греческое рассуждение о целях исторического повествования, явно все под влиянием греческой философии и исторической традиции:
" Ибо, имея в виду множество чисел и трудность, происходящую от обилия содержания, для желающих заняться историческими повествованиями,
26 мы озаботились доставить душевное назидание желающим читать, облегчение старающимся удержать в памяти и всем, кому случится читать, пользу;
27 хотя для нас, принявших на себя труд сокращения, это нелегкое дело, требующее напряжения и бдительности,
28 как нелегко бывает тому, кто готовит пиршество и желает пользы другим. Но, имея в виду благодарность многих, мы охотно принимаем на себя этот труд,
29 предоставляя точное изложение подробностей историку и стараясь последовать примерам сокращенного изложения."
Глава 3
Дальше собственно дайджест. Начнем с папы Антиоха Епифана по имени Селевк. Между евреями были тогда разборки, в результате проигравший в Иерусалиме Симон решил позвать гоев, шоб им таки пусто всем было. Этот мстительный еврей натравливает греков на храм, говоря, что в нем большие сокровища и неплохо бы присвоить.
Селевк посылает Илиодора, который начинает конфискацию, не слушая рассказов первосвященника о том, что мы бедные евреи, а это все на сироток, и что столько денег как рассказывал тот шлимазл, у нас и сроду не было, и все такое прочее. Священники немедленно устраивают в городе гевалт, и "женщины, опоясав грудь вретищами, толпами ходили по улицам". Илиодор игнорирует все эти манифестации, после чего его видимо во храме просто стукнули по башке, а народу официально объявили следующее:
"24 Когда же он с вооруженными людьми вошел уже в сокровищницу, Господь отцов и Владыка всякой власти явил великое знамение: все, дерзнувшие войти с ним, быв поражены страхом силы Божией, пришли в изнеможение и ужас,
25 ибо явился им конь со страшным всадником, покрытый прекрасным покровом: быстро несясь, он поразил Илиодора передними копытами, а сидевший на нем, казалось, имел золотое всеоружие.
26 Явились ему и еще другие два юноши, цветущие силою, прекрасные видом, благолепно одетые, которые, став с той и другой стороны, непрерывно бичевали его, налагая ему многие раны.
27 Когда он внезапно упал на землю и объят был великою тьмою, тогда подняли его и положили на носилки.
28 Того, который с большою свитою и телохранителями только что вошел в означенную сокровищницу, вынесли как беспомощного, ясно познав всемогущество Божие."
Ясное дело, что психически вменяемый царь Селевк воспримет все дело так, что его представителя тупо убили, а теперь рассказывают детские сказки. Поэтому на всякий случай священник устраивает шоу с воскресением только что пораженного богами Илиодора. Ну научных объяснений из серии "отравили, потом дали противоядие" или "шарахнули по башке, потом лечили от сотрясения мозга" может быть сколько угодно.
Глава 4
Шлимазл же Симон продолжает клепать царю на иерусалимских евреев. Симон также якобы организует политические убийства в Палестине, что вызывает ответные поклепы иерусалимской клики на Симона грекам. В общем пока все на уровне "евреи втягивают греков в свои разборки".
Когда воцарился царь Антиох, то Ясон, желая стать первосвященником, предложил Епифану программу эллинизации Палестины, то есть инициатива была сугубо еврейская. Начинается эллинизация, по всей видимости распространяется и обычная у греков педерастия, иначе непонятно, о чем это: "Намеренно под самою крепостью построил он училище для телесного упражнения юношей и, привлекши лучших из юношей, подводил их под срамную покрышку."
Попы забивают на храм и вместо этого бросают диск в палестре, спортом увлекаются. За спорт Иегова непременно жестоко накажет, заявляет тут Библия. Ясон посылает деньги на жертву Геркулесу. Процветает коррупция, которая заканчивается сменой различных прогреческих властей, которые сочетают воровство с пропагандой язычества. Понятно, что все это описание партизанами-фундаменталистами старого режима, который они свергли, где тут правда - поди разберись. Начинаются народные волнения против происходящего.
Глава 5
Идет война между Ясоном и Менелаем, оба сторонники эллинизации, а воюют тупо за власть. Антиох то обещает покарать Менелая за коррупцию и злодейства, то поддерживает его. При получении известия о смерти Антиоха Ясон берет Иерусалим. Он грабит город, но победы не одерживает и в конечном итоге все проигрывает.
Эти события Антиох воспринимает как восстание в Иудее и посылает карательную экспедицию, которая люто зверствует. Менелай вводит Антиоха во храм, где этот гой оскверняет своим прикосновением священные сосуды. Все это, как мы уже догадались, очередное испытание избранному народу от Иеговы:
"17 И превознесся Антиох в своих мыслях, не разумея, что Господь на краткое время прогневался за грехи обитающих в городе, почему и осталось без призрения это место.
18 Если бы они не были объяты многими грехами, тогда, подобно Илиодору, посланному царем Селевком осмотреть сокровищницу, и он, лишь только бы вторгся, тотчас был бы наказан и оставил бы свою дерзость.
19 Но Господь избрал не для места народ, а для народа это место.
20 Посему и самое место, сделавшись причастным бывшим народным несчастьям, приобщилось потом благодеяний Господа и, быв оставлено Всемогущим во гневе, опять, с умилостивлением верховного Владыки, восстало во всей славе.
21 Итак, Антиох, похитив из храма тысячу восемьсот талантов, поспешно удалился в Антиохию, в превозношении сердца находя возможным сделать землю судоходною и море сухопутным."
Ставленники Антиоха в Иудее продолжают убийства, грабежи, продажи людей в рабство (очевидно это идет все еще война с партией Ясона), а Иуда Маккавей уже начинает в пустыне сколачивать чисто иудаистскую банду, которая должна положить конец всему этому беспределу.

4096, Библия

Previous post Next post
Up