1.2.50. Притчи Соломоновы - главы 24-31

May 22, 2017 14:18


Глава 24
Человек мудрый силен, и человек разумный укрепляет силу свою. Поэтому с обдуманностью веди войну твою, и успех [будет] при множестве совещаний.
Затем совершенно бессмысленное: "Кто замышляет сделать зло, того называют злоумышленником". И что из этого? Если ты в день бедствия оказался слабым, то бедна сила твоя. Это тоже скорее не пословица, а поговорка, видимо просто народное выражение, ничего же нового не сообщает.
Вот неплохое: "Ешь, сын мой, мед, потому что он приятен, и сот, который сладок для гортани твоей: таково и познание мудрости для души твоей. Если ты нашел [ее], то есть будущность, и надежда твоя не потеряна."
Про уверенность в победе неплохо: "Не злоумышляй, нечестивый, против жилища праведника, не опустошай места покоя его, 16 ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель. 17 Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется. 18 Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой. 19 Не негодуй на злодеев и не завидуй нечестивым, 20 потому что злой не имеет будущности, - светильник нечестивых угаснет"
Тут же, впрочем, против революции: "Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся, потому что внезапно придет погибель от них, и беду от них обоих кто предузнает?" Учитывая, что цари на протяжении всего периода написания Библии были иностранные завоеватели, этот призыв направлен также против национально-освободительного движения.
Вот это можно трактовать как преимущество социальных ценностей над семейными: "Соверши дела твои вне дома, окончи их на поле твоем, и потом устрояй и дом твой."
Поучения против лени, также как и против пьянства, я в Библии целиком одобряю: "Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного: 31 и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась. 32 И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел и получил урок: 33 «немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь, - 34 и придет, [как] прохожий, бедность твоя, и нужда твоя - как человек вооруженный»."
Глава 25
Опять заголовок "Это пословицы Соломона, которые собрали люди Езекии". Вероятно, конечный автор объединял несколько сборников и сделал к ним предисловие про Афину. Насколько для того времени можно было быть честным, он честен, сохраняет хотя бы заголовки от своих источников.
Как небо в высоте и земля в глубине, так сердце царей - неисследимо. Тоже явная поговорка, хотя рабский смысл ее очевиден.
Дальше про атмосферу всяческих интриг и унижений, которая характерна для любых деспотических структур: "Отдели примесь от серебра, и выйдет у серебряника сосуд: 5 удали неправедного от царя, и престол его утвердится правдою. 6 Не величайся пред лицем царя, и на месте великих не становись; 7 потому что лучше, когда скажут тебе: «пойди сюда повыше», нежели когда понизят тебя пред знатным, которого видели глаза твои."
Про диету неплохо, да и вообще про умеренность: "Нашел ты мед, - ешь, сколько тебе потребно, чтобы не пресытиться им и не изблевать его."
Есть призывы к милосердию про отношению к врагам, которые и Павел потом евреям цитировал: "Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: 22 ибо, [делая сие], ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе." Впрочем, персонажи Ездры этому не следуют и крайне мстительны по отношению к врагам, как и сам Иегова.
Опять про плохих жен: "Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме." Хотя и правильно, но однако же можно заметить, что про плохих мужей Библия не пишет, я тут не вижу, например, изречений типа "пьяный мудак, избивающий жену, найдет себе проклятие и кончит могилой".
Глава 26
Тех, кого Библия считает глупыми (то есть прежде всего не боящихся Иегову) предписывается избивать и унижать: "Бич для коня, узда для осла, а палка для глупых. Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему; но отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих" Ну, сторонники этого писания так и пытаются делать в наше время, хоть на Энтео посмотреть можно.
В принципе в данной главе наконец-то пословицы собраны более-менее тематически и посвящены разного рода проклятиям в адрес того, кого автор считает дураками. Во второй половине главы переходят к ленивым, которые также осуждаются. Про то, что ленивый опускает руку в чашу, но ему лень до рта донести, уже было и повторяется второй раз - следствие механического соединения нескольких сборников.
Далее осуждаются провокаторы с интриганами, а также общеизвестное "кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится." Автор пословицы, возможно, знаком уже с греческим мифом о Сизифе.
Глава 27
В целом набор банальностей и повтор прежних тем. Про жадность: "Преисподняя и Аваддон - ненасытимы; так ненасытимы и глаза человеческие."
Про огонь, воду и медные трубы: "Что плавильня - для серебра, горнило - для золота, то для человека уста, которые хвалят его."
Про то, что дураку хоть кол на голове теши: "Толки глупого в ступе пестом вместе с зерном, не отделится от него глупость его."
Глава 28
Про смелость: "Нечестивый бежит, когда никто не гонится [за ним]; а праведник смел, как лев".
Против демократии, автор явно за авторитаризм, что во всех изречениях на политические темы заметно: "Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников; а при разумном и знающем муже она долговечна."
Пропускаю большое количество пустых выражений, призывающих тупо верить во всем Иегове (это не комментирую вообще во всех главах, но такого тоже в избытке). В этой главе опять их довольно высокая концентрация.
Глава 29
Опять против революционеров: люди развратные возмущают город, а мудрые утишают мятеж.
Требуют регулярного насилия над детьми: "Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери. Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей."
Глава 30
В конце два сборника, которые даже не приписываются легендарному Соломону. Эта глава - "слова Агура, сына Иакеева". Видимо тут даже не сборник, а отдельная маленькая книжка, есть вступление, риторические вопросы о том, что мало мудрости у людей, затем молитва к Иегове и проклятия в адрес рода злых людей (то есть это таки наследственное для автора).
Дальше довольно интересный текст в своеобразном стиле, игра с числами примерно таким образом: "От трех трясется земля, четырех она не может носить: 22 раба, когда он делается царем; глупого, когда он досыта ест хлеб; 23 позорную женщину, когда она выходит замуж, и служанку, когда она занимает место госпожи своей."
Возможно, оригинальная книга была больше, сюда выписали то, что понравилось конечному составителю.
Глава 31
"Слова Лемуила царя". От лица матери царя, которая призывает молодого царя не пить и не шататься по блядям.
Основная часть главы - про правильную жену, которая много работает и не ругается. В общем, хотя вступление к Притчам явно есть, финала нет, просто поставили пару совсем других по стилю текстов, по тому принципу, что как и пословицы, они написаны на моральные темы.
Вот в общем и вся превеликая "мудрость Соломона". Обычные, банальные и всем людям знакомые вещи. Ничего в общем-то нового и не открывают, все и так знают, что надо работать, терпеть, не поддаваться сильным эмоциям, пить и блядовать поменьше. До мудрости Платона, Эвклида и Будды - конечно, не дотягивает.

4096, Библия

Previous post Next post
Up