Глава 18
В целом все то же, меня как христианина опять коробит, что восхваляется богатство: "Богатство богатого - его сильный город, и он представляет его высоким, как стена" (дословно перевожу с иврита, православный перевод по возможности христианизирован).
Имеется кое-что из бытовой мудрости: "Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему." Дух человека переносит его немощи; а пораженный дух - кто может подкрепить его? Смерть и жизнь - во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его. Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат. Это я просто выписываю лучшее, что в этой главе есть, а в целом там опять призывы ко взяткам и соблюдению заповедей Яхве.
Глава 19
Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели богатый со лживыми устами, и притом глупый. Это да, конечно.
Но с другой стороны тут же: "Богатство прибавляет много друзей, а бедный оставляется и другом своим. Многие заискивают у знатных, и всякий - друг человеку, делающему подарки. Бедного ненавидят все братья его, тем паче друзья его удаляются от него: гонится за ними, чтобы поговорить, но и этого нет." То есть в целом книга притч восхваляет богатство, чем возмущались еще французские альбигойцы, и это было для них одним из доказательств, что Танах написан дьяволом. Также и святой Адимант в своем опровержении католического учения указывает именно на несоответствие между Евангелиями и явным пафосом Притч, направленным на материальное накопление.
Противоречит евангельскому призыву побеждать зло добром также и текст "Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его."
Неплохая поговорка про лень: Ленивый опускает руку свою в чашу, и не хочет донести ее до рта своего. Лень книга Притч решительно осуждает, и это здесь тема верная.
Ну и под конец про Пусси Райот: "Готовы для кощунствующих суды, и побои - на тело глупых", хе-хе.
Глава 20
"Вино - глумливо, сикера - буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен." Да, но полностью алкоголь ведь Библия не запрещает. В оригинале написано "и кого они обманывают (ве каль шоге) - не из мудрых". А в какой дозе они "обманывают", то есть наркотическим эффектом обладают? Мани Хайя говорил, что в любой дозе, того же мнения и Мухаммед, книга же демиурга явно другого мнения по этому поводу.
Вот неплохое: Помыслы в сердце человека - глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их. Не люби спать, чтобы тебе не обеднеть; держи открытыми глаза твои, и будешь досыта есть хлеб. «Дурно, дурно», говорит покупатель, а когда отойдет, хвалится. Есть золото и много жемчуга, но драгоценная утварь - уста разумные. Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; и кто широко раскрывает рот, с тем не сообщайся.
Опять против поручительства, реклама царизма и Яхве, это почти в каждой главе.
Вроде бы призывают не мстить, хотя буквально в предыдущей главе призывали мстить: "Не говори: «я отплачу за зло»; предоставь Господу, и Он сохранит тебя."
В конце опять про любимое: "Мудрый царь вывеет нечестивых и обратит на них колесо.. Раны от побоев - врачевство против зла, и удары, проникающие во внутренности чрева."
Глава 21
Утверждают, что Иегова управляет всеми властями: "Сердце царя - в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его." Стало быть, он виноват и во всех преступлениях властей.
"Превратен путь человека развращенного; а кто чист, того действие прямо," - замечательно, так может быть попы нам хоть когда-нибудь что-то прямое скажут по поводу многочисленных противоречий в их писанине, и притом по ключевым вопросам ответственности за зло, спасения, целей жизни и так далее?
Библия категорически полагает, что преследования людей за их убеждения - и есть конечная мудрость: "Когда наказывается кощунник, простой делается мудрым; и когда вразумляется мудрый, то он приобретает знание."
"Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов" - это точно, и к сторонникам этого писания в полной мере относится:)