Глава 16
Начало главы посвящено всемогуществу Иеговы, он решает успех либо неуспех любого дела. Ну, значит, и виноват за все зло, что творится на земле.
После этого переходят к царю, как представителю Иеговы на земле, от царей требуется правдивость и ему также нужно говорить правду. Перед властями надо унижаться: "Царский гнев - вестник смерти; но мудрый человек умилостивит его".
Из хорошего: Приобретение мудрости гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительнее отборного серебра. (Кно хокма ма тов ме харуц? У кнот бина нибхар мик-касеп). Автор под мудростью (Хокмой) имеет в виду то явную глупость типа "страха Божьего", то вообще богиню Афину, но в принципе это изречение может быть истолковано и в добром смысле, то есть гнозис лучше золота. Так что поповское золото следует презирать, а доброй мудрости следовать. И в этом плане верно и следующее утверждение этой главы, хоть и тавтологичное: Разум (шекель) для имеющих его - источник жизни, а ученость глупых - глупость. Попы, кстати в синодалке переводят в полном бардаке разные еврейские слова словом "разум", но поскольку я в любом случае считаю книгу глупой, не буду тут тратить время на уточнение их перевода, просто хочу отметить, что если хотите разобраться, что сказано в Библии, никогда не читайте официальный перевод РПЦ, его сделали вруны и неучи.
В конце опять масса тавтологии и банальности: "Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его рот его." "Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти", и так далее. Все это и так понятно без "Соломона".
Глава 17
Начинается с призывов к миру, в этом плане текст противоречит основной части Библии, которая стабильно призывает к войне: "Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором."
Опять про пользительность наказания Иеговы: Плавильня - для серебра, и горнило - для золота, а сердца испытывает Господь. Как уже многократно говорил, Библия обещает праведнику то благоденствие, то испытание Иеговы, поэтому получается, что в любой ситуации хоть праведник, хоть грешник, а все равно Иегова поступает правильно: если праведнику хорошо, то награда, а если плохо, то "испытывает". В результате получается объяснение, которое ничего не объясняет, о чем миллионы раз на протяжении человеческой истории попам говорили все, начиная с автора книги Иова.
Далее Библия призывает давать взятки: "Подарок - драгоценный камень в глазах владеющего им: куда ни обратится он, успеет." Есть несколько путных еврейских пословиц: "На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов", "Начало ссоры - как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она", "К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума" (тут про богатых идиотов достаточно верно), "Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья", "Родил кто глупого, - себе на горе, и отец глупого не порадуется", "Мудрость - пред лицем у разумного, а глаза глупца - на конце земли" (ну это про российскую гигантоманию), "И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои - благоразумным" (в смысле кто молчит, тот умнее выглядит).
Опять призывают не ручаться за ближнего, хотя по мнению попов, Христос явно за ближнего поручился.