Три события - крещение в АСД, поступление в вуз и собственно августовская революция.
Адвентисты, как я уже писал, на советские законы забивали и крестили когда считали человека сознательным, так что приняли меня в члены общины в 17 лет. Собственно адвентистское крещение - первое, которое у меня было, потом у православных и у манихеев перекрещивали, то есть я крещен три раза - в протестантизм, в православие, и в манихейство.
Когда я выходил из воды (крестили меня в Ушайке, никаких купелей не признают, так как апостолы крестили в реках), то покрывало, которое они на себя одевают при крещении, с меня упало, и я из воды вышел с голым хуем, что-то это видимо символизировало у Бога:)
В июле был некий цирк - из Нарги приехал поступать Павлик Левушкан, которого ранее я водил к баптистам. Левушкан просил меня познакомить его с профессурой ТГУ, с которыми вместе я занимался революционной деятельностью всю перестройку, в надежде, что это поможет Левушкану при поступлении в вуз. Познакомил или нет, я не помню, но Былин думаю не такой человек, чтобы делать протекцию при поступлении какому-то деревенскому парню за то, что тот назвался анархистом. В любом случае эти попытки Левушкана таким способом устроиться меня тогда немало удивили - сам я только что отказался от поступления в медицинский университет, которое было у меня уже в кармане, только потому, что не хотел врать, что я не дальтоник (описывал уже эту историю в мемуарах за весну). В общем, разные мы люди с Левушканом были уже тогда, почему он и пошел потом в попы, а я в честные еретики.
Поступил на филфак с одними пятерками, учеба у меня точно никогда проблем не вызывала, видимо поэтому и стал в итоге профессиональным аспирантом:) Из тусовки на подготовительных курсах помню какого-то очкастого и явно аутичного парня, с которым мы тогда сошлись - потом он станет рериховцем и с ним будет ряд историй в девяностые, надо бы не забыть про это. Познакомились с ним когда я в ТГУ поступал, но он кажется тогда не поступил из-за своего аутизма и в пед пошел (пед это типа более низкий уровень, чем ТГУ считалось).
В университете я по сути провел 12 лет потом, так что Альма-Матер помню гораздо лучше, чем восьмую школу (три года там всего проучился) или тем более первую (семь лет). Никогда я больше Научной Библиотеки, видимо, не увижу, в которой прошла моя молодость, хотя снится она регулярно.
Про путч два воспоминания:
1. Я бегал уже тогда и в костел католический, кстати мне там нравилось - спокойно. Но католичества с его апологетикой рабства так никогда и не принял, хотя богослужения, помню, посещал даже в нулевые - чисто эмоционально мне там было хорошо, там спокойный европейский рацио, а не эта православная восточная истерика. Ну так вот, в костеле я познакомился с польскими студентами, которые летом туда приехали и вели занятия по богословию. 19 августа я с автовокзала Томска еду в деревню Кафтанчиково, и вижу мой знакомый русский католик провожает этих поляков в Новосибирск - из-за путча поляки срочно уезжают. Поскольку мы знакомы, начинаем беседовать, я говорю - ну хорошо что снова коммунисты, будем сражаться и страдать за Христа, это же правильно. Поляки смотрят на меня грустно и мотают головами - нет, очень нехорошо. А русский говорит - ну если умрем мучениками, то здорово, но мне кажется, что ничего такого не будет, а все будет и дальше тихо гнить. На том и расстались.
2. 20 августа, я уже в деревне. По телевизору показывают лебедей и Янаева. По радио каждый час заявление Томского облсовета (в который и при моей помощи избрали одних антисоветчиков). Томский совет передает, что вся область контролируется противниками ГКЧП, никаких указаний ГКЧП выполнять не надо, во всеобщей забастовке, к которой призывает Ельцин, в Томске нет смысла, так как область и так контролируется демократами. Всем сохранять спокойствие и готовиться к борьбе с незаконной хунтой.
Колю я стало быть дрова в огороде, и вдруг молчаливый обычно толстый флегматичный якут (друг семьи, описывал) толкает мне длинную политическую речугу, ранее для него не свойственную. Что сейчас наверно всех мобилизуют и пойдем воевать с Москвой, как в 18 году, и якут тоже пойдет, хотя ему и плевать на все эти разборки. Поскольку он был крайне аполитичным ранее, этот сепаратистский всплеск меня тогда удивил и тем запомнился.
Ну все, 22 августа вернулся в Томск, уже скоро были занятия в ТГУ, а кругом уже новая Россия и наши победили.
Герб Томска с бело-зеленой символикой сибирских националистов - утвержден горсоветом Томска летом 1991 года. Понятно, что сибирские либералы - они также и сибирские областники, это с 1905 года повелось еще: