Текст:
И ещё случилось однажды, когда Светильник сидел посреди собрания, что [некий] слушатель, встал перед ним, заговорил [с ним и спросил] его так: «Прошу тебя, мой господин, поведай мне то, о чём я тебя спрашиваю, - о просьбе, которую человек высказывает в своей молитве, когда просит милости кому-нибудь, покинувшему своё тело. Скажи мне: просьба и молитва, которую святые высказывают за [человека, чтобы] чем-то ему помочь, приносит ему пользу или бесполезна? Ибо мы слышали от тебя, [что] каждому воздаётся по делам его. И вот, ныне прошу тебя, мой господин, объясни то, о чём я тебя спросил: правда ли это? Ибо это очень велико и почитается у людей».
[Тогда] сказал ему Апостол: "На вопрос, [который] ты задаёшь мне, скажу: бывает просьба и бывает истинная молитва. Ибо каждый избранник, манихей, молится о милости в совершенной вере и обращается с просьбой к нашему Отцу милосердному. И если он просит за себя самого, даётся ему по просьбе его.
А если он просит также и за другого, тоже даётся по его просьбе; ибо такая просьба происходит от начала [мира.] Боги вначале обращались с просьбой к своему Отцу, и было им дано по их просьбе и молитве. А Святая Церковь, одетая в материю, стойкая в молитве [и] просьбе за всех, в чистой мольбе [просит] Его и Сына Его, Христа, и даётся ей [от] тех первых, которые были прежде Него. Я расскажу вам, каким образом они сперва [обращаются] с просьбой и каким образом возносят молитву о том, чего ищут.
[Прежде чем было сотворёно] всё сущее, великий Дух, Мать [жизни, попросила,] стала молиться и просить, прославила и благословила Первое Стояние, то есть Отца, и обратилась к Нему с просьбой, обратила к Нему мольбу; [и получила] она великий дар и многие силы, которые с ней. Она обратилась с просьбой за Первочеловека - и он вышел и устремился вниз, удалился от Матери жизни, отделился от неё, [встал в] великом бедствии и принял битву в стране гибели, печали и бессилия, в мире Тьмы, в устрашающей бездне, посреди сатанинского рва, среди сил дьявольских. Ибо он подобен царю, стоящему среди врагов своих. А когда Мать жизни попросила, помолилась, восславила и благословила Отца, Первое Стояние, и молилась, чтобы Он послал силу, защиту, спасителя, помощника для Сына Божьего, стоящего в печали, - так она попросила и помолилась, - то её молитва исполнилась и была принята Отцом Величия.
Он обратился к ней и дал по просьбе её великую силу - живого Духа, первого Освободителя. Пришли в великой силе Мать жизни и Дух живой к пределам той области и вознесли Первочеловека из войны и битвы, в которой он пребывал. Он отдал себя в дар Матери жизни, потом удалился и отошёл от неё. Его, который среди врагов, в великом бедствии пребывал в стране тьмы, пока не изнемог, - его живой Дух взял, принял к себе, освободил, утвердил и спас в стране Покоя [навеки. После этого] живой Дух, первый Освободитель, [исполнитель] воли этих троих, восприемник, [попросил об] искателе и наследнике, который [помог бы ему; и] [послали] великую силу, [сына] Возлюбленного, [вместо] Первочеловека, который удалился и отошёл, за кого Мать просила, когда он встал в бедствии и пошёл в обитель гибели и бессилия; кого Дух освободил, спас, избавил от беды, установил в покое и радости и упокоил у себя навеки.
Итак, я научил тебя, с какой первой просьбой Мать жизни обратилась в [своей] молитве, и дано было по просьбе её. Так и с [просьбой,] | которую святые верные [возносят в молитве] о том, кто освободился из тела: даётся им по просьбе их, как было дано по просьбе Матери жизни, когда она попросила за Первочеловека - дан ей Первочеловек по просьбе, которую она обратила к Отцу. [Вторая просьба - это просьба Отцов света, чтобы] им построить и исполнить мир с его небесами, Колесами, Кораблями света в высоте, с его укреплениями, землями, стенами и Переправами; и мир был исполнен и установлен Отцами света.
Тогда великий Дух встал с Возлюбленным светов, великим Строителем, Духом живым и Первочеловеком; эти пятеро встали на молитву, восславили и благословили Отца - Первое Стояние, обратились к Нему с просьбой и [вознесли] к Нему мольбу, чтобы он дал им силу [и послал] вождя, капитана всего сущего, крепкого, что они основали: чтобы он пришёл и очистил живую Душу, которая в беде. [Они молились,] просили Отца своего, и Он принял у них молитву [и просьбу,] дал им по их просьбе и мольбе, которую они вознесли:] вызвал из себя [вождя и капитана,] то есть Третьего [Посланника.] Он пришёл в силе своего величия и увидел всю [Материю,] как она связана цепями и установлена, увидел всё сущее, крепкое, что воздвигли его братья, снизошедшие с [высоты;] и увидел живую Душу, как она связана, установлена в великой каре и печалится в зловонии бездны, смешавшемся с ней.
Он же, Посланник, [одарил] свою [Душу] милостями: явил себя перед глубокой и нижней преисподней, [чтобы] освободить живую Душу; он спас её из смертного мяса, в котором она мучилась, освободил и поставил в обители покоя и радости; он же, Посланник, исполнил волю тех троих, волю своих братьев, что попросили Отца и обратились с просьбой о нём, [молили] Отца, а тот [внял им] и исполнил просьбу, с которой они обратились. Третье - это вычерпывание живой Души, которую он освободил: он выпустил её, избавил от печали, стал царём и началом над всем телесным. Вот, я объяснил тебе, какая вторая просьба [вначале] была обращена к Отцу: дан им Третий Посланник.
Итак, знай: если любой избранник совершенный и любой слушатель верный, пребывающий в истине, становится на молитву с верой, просит и молит с верой - за себя ли самого [или] за кого-нибудь другого, кто освободился от своего тела, - даётся ему по просьбе и мольбе [то,] чего [он] ищет, как дано было по просьбе его светлых Отцов, когда они просили Отца о Посланнике. Да присоединимся и мы к той третьей просьбе, обращенной в третий раз, [- о Посланике, что пришёл и] явил свой образ [перед архонтами Тьмы; ибо] он скрыл свой образ от [всего творения]
<Сохранилось только несколько слов> и живые, и [светлые] навеки, [боги и богатые,] первый [Зов, попросили Отца послать Величие к Адаму, чтобы] дать ему надежду. [И тогда] Иисус-Сияние исполнил волю [Величия,] волю, [выраженную] в их [просьбе, и] был обретён Свет [по] воле [Посланника,] которую он [высказал:] он дал им силу, то [есть] Иисуса-Сияние, а Тот исполнил волю элементов, [распятых во тьме - сошёл и дал надежду Адаму, чтобы тот получил знание и отверг тьму, а Свет освободился из смешения] навеки.
Этот первый [человек, Адам, принял надежду,] смирился, сделался свободным [в добре, были ему] открыты его враги, он получил надежду [благодаря этому] явлению. Иисус-Сияние, Сила света, [пришёл и явился по молитве] и просьбе [богов] Света, [обращённой к Отцу.] Итак, и эту просьбу, [которую боги обратили к Отцу, Он выполнил; благодаря ей Иисус-Сияние был послан к] творению [человеческому,] Тот, [Что явился Адаму.]
Так вот и [с] этим материальным творением, в котором вы установлены: да будет тебе известно, что каждый, [кто] узнал и уразумел [эти четыре просьбы, возникшие прежде] всего сущего, [верхнего нижнего, просьбы, благодаря которым ниспосланы] от [Отца четыре силы, пришедшие в мир, вошедшие] внутрь его, [исполнившие всё им назначенное от Величия и совершившие волю Отца своего, Который вызвал [их, - благословен этот человек, ибо и ему будет] по молитве и просьбе в Святой] [Церкви; он] будет освобождён, избавлен [и спасётся] в ней, будет ему [дан] покой и [благоволение по просьбе] и мольбе Святой Церкви. Да будет тебе известно: тот, кто сотворил милость и поминание для человека, вышедшего из тела, сотворил этот покой; обратившись с просьбой, он [одержал]; свои четыре великие победы.
Первая: [он творит покой и избавление] живой Душе, укреплённой и связанной во всём мире, ибо она освобождается, очищается, освящается и спасается благодаря ему.
Вторая: он творит Святой Церкви покой, делая милость человеку, освободившемуся из своего тела; [все верные,] сыны Церкви, упокаиваются благодаря тому, что] Душа живая, которая [входит в них] в надежде, переходит и очищается [этим.]
Третья победа - это [освобождение его собственной души по воле] Отца, [которому он молится: он будет помилован за другого, ибо сделал ему милость.]
[Четвёртое: кто просит за человека,] вышедшего из своего тела <...> [творит] милость и поминание своему брату [или] отцу, или матери, или сыну, или же дочери, или родичу, который выходит из тела, тот сотворил милостыню для [своего ближнего] <...> и не лишил его [жизни,] но сотворил ему поминание [благое в] Церкви.
[Любой] слушатель [может сделать] эту милостыню человеку, вышедшему из [своего тела,] чтобы его часть [светлая освободилась;] эти четыре [победы будут ему помощью при исходе, и снимется много] грехов с того, [за кого он просит и молит] <...> <...> как [человек,] слушатель, [творя молитву, освобождает Душу живую] в своём [брате,] чтобы [получить] награду за неё, а также [за] пять [элементов, - тот, кто] делает поминание [за] слушателя, [избавил] и спас [Человека] живого, пригвождённого [к распятию] всего сущего, и его Отца, Перво[человека], [и его сынов; молитвой] он сотворил также спасение Души [живой, разделяя Тьму и Свет в том, кто освободился из своего тела, вознёс] Свет <...>
Так [боги сотворили] просьбу [о] Кресте [Света, чтобы спасти его из] печали; и как [освободился от смешения Крест] света, так [и слушатель, прося за человека,] даёт избавление его [благу,] стоящему [в смешении со злом, когда] исполняется просьба и молитва этого слушателя; он попросил за душу, которая вышла из мира, и делается [ей] освобождение, она освобождается от беды, чтобы уйти [в Страну живых] навеки.
Всё это делается [подобно тому,] как если бы человек [имел] какого-то родственника, который согрешил, подвешен и связан [цепями за то, что] сделал. Потом какой-нибудь друг, [сын, родич,] или отец его, или брат встаёт и идёт [дать] за связанного поручительство, [чтобы другие попросили] владыку, который связал его, [и стали ему заступниками] перед правителем [и вождём, который властвует над ним. И когда правитель услыхал, как] [тот просит] и молит <...> он сказал: «Ты [спросил меня о] грехе своего сородича, который связан, - [забирай его».]
Итак, [просьба] и мольба, которую родич возносит перед этим человеком, [доходит до] владыки, который его связал. Благодаря тому, что родич этого человека связанного просит за него, чтобы того освободили, и с помощью тех, кого он будет просить и даст что-нибудь, чтобы помогли ему - так или иначе, тот владыка преисполняется милости, выпускает его родича и оставляет в покое.
Итак, случай с этим человеком подобен тому, как если бы кто-то освободился из своего тела, а потом какой-нибудь слушатель или слушательница, или домочадец [проявил] свою любовь к нему и помянул его в Церкви, так что святые заступились бы за него с просьбой об отпущении греха; просьбой и поминанием, сотворённым о нём в Святой Церкви, та душа освобождается и выходит из беды к освобождению.
Также Душа живая, освобождающаяся благодаря той, другой душе, - та Душа живая тоже спасается именем того человека, спасается, очищается и достигает своей первоначальной сущности. Она же становится ему помощницей: просит за душу того, кто освободился [из] своего тела, молит о милости для неё и об отпущении [грехов] у сил светлых. Как избавление Душе живой творится благодаря той душе, [так и] та душа обретает избавление, оставляет [тело] и входит в страну [Света по молитве] Души, спасённой благодаря ей [и просящей за неё, чтобы] ей удалось [пойти] в страну жизни и вечного покоя."
Тогда сказал Апостол тому слушателю: «Я поддержал вас всех, верных слушателей; ведь пока [человек] творит милости, поминания и [молитвы] для душ, которые вышли из своего тела, [он творит добро.] Пока они стоят в угнетении, [дар] милостыни, который вы подаете, и чаша воды, [что жертвуете] святым, [суть] великое добро, [которое] вы творите для Души живой, стоящей [в плоти и страдающей] в перерождении <...> творите ей поминание и спасаете её от тысяч печалей и мириад перерождений, препровождая к тому брату».
И когда слушатель услышал это, он благословил Апостола, поклонился, произнёс хвалу и сказал ему: «Благодарю тебя, мой господин, благодарениями великими за то, что ты открыл нам всё и поведал обо всём в [мудрости] своей».
Комментарий:
Опять на тему спасения слушателей, вообще Кефалайя как некий комментарий к писаниям тяготеет к обсуждению дискуссионных вопросов манихейства, и про слушателей - конечно, дискуссионный, потому что они неизбежно в материальном мире вынуждены заниматься разного рода агрессией, защищая свои семьи. У Акунина во второй части «Аристономии» хорошо эта мысль манихейская раскрывается - «любовь» это такая вещь, что она может войти в конфликт с моральными ценностями, и тогда придется выбирать. У монаха такого выбора нет, он всегда следует финальным ценностям, потому и совершенный. А у слушателя он таки может быть.
Из первого абзаца мы можем заключить, как и из других мест, что манихеи могут молиться друг за друга и даже за мертвых, в том числе монах может молиться за слушателя, и это была распространенная практика, поскольку тот, кто задает вопрос, на это ссылается как на общеизвестное.
Мани определенно говорит, что Бог все даст и по просьбам за себя, и за других - но в силу имеющегося дуализма не все сразу, а по мере победы над материей. Дуализм кстати отвечает и на вопрос, который задают атеисты - почему Христос постоянно говорит, что по вере все будет дано, будут двигать горы и так далее, а ни один христианин до сих пор ни одну гору не сдвинул. В царстве Света будут двигать горы, а пока нет окончательной власти Бога на земле, поэтому и в «Отче наш» ведь Христос говорил молиться «да придет царство твое». То есть Бог даст, но в силу своей власти, а до полной победы света его власть ограничена.
Дальше описывается, что различные боги, то есть архангелы света, также молятся Богу и побеждают его силой, тем более и люди, которые много слабее богов, должны молится Свету.
Пересказ разных этапов битвы добра и зла был уже в первой части Кефалайи, поэтому особенно не комментирую.
Определенно говорится, что когда монахи просят о спасении слушателей, это исполнится, как и Христос определенно говорит, что всякий верующий в него спасется. Однако в тех примерах, которые приводятся из жизни богов, боги что-то делают по молитве, то есть это «спасение» не будет так выглядеть, что типа чудом хоп и отмылся, а будет некая причинно-следственная деятельность, в результате которой слушатели станут как монахи, как там ранее написано, будет некое «перерождение». То есть как и ранее, «даст по молитве» не означает, что даст чудом, а будет некая борьба, в результате которой добрые силы победят.
Дальше про то, как Иисус-Сияние сошел еще к Адаму, на основании этого текста мы и утверждаем, что описанный в злом писании змей это и есть Иисус Христос. Поскольку эта история о сошествии к Адаму у иудейских сатанистов как раз и рассказывается в виде истории о «грехопадении человека». Как там змей обещает «и будете как боги, знающие добро и зло», так и случилось: Адам и Ева стали как боги в том отношении, что узнали добро.
И в конце монахи прямо таки призываются молиться за слушателей, так как таким образом они совершают четыре победы - способствуют освобождению души мира; поддерживают доброе сообщество; собственная душа монаха тоже очищается, так как этой молитвой он делает доброе дело; ну и наконец он просто помогает другому человеку, что само по себе хорошо.
Далее описывается как это делалось - слушатели сами могут молиться, а также просить монахов о молитвах за своих умерших родственников. Так как в данном случае инициатором действия был тот слушатель, который просит о молитвах, считается и как его доброе дело тоже.
Ну и в общем все это часть общей задачи, то есть спасения живой души в целом, о чем и говорится в самом конце текста.
Click to view