4096.1.2.0. Индоевропейцы - 15. Экономика: ремесло и обмен.

Feb 21, 2015 15:16

Существовала развитая терминология, относящаяся к повозкам и их деталям: *weǵʰnos «повозка», *jugóm «ярмо», *h₂eḱs- «ось». Сохранилось три обозначения колеса: *kʷekʷlóm, *Hwṛgi- и *Hroth₂. Колёса изготавливались из трёх сколоченных досок, опиленных в форме круга. Составные колёса со спицами появились ок. 2500-2000 до н. э., то есть уже на поздней стадии, когда язык уже распадался.
На этой стадии хорошо известна методика арийских переселений: впереди идут малолетки из корьоса на легких двухколесных повозках (собственно колесницах), они собственно и покоряют. За ними спецназ с мечами из взрослых воинов, которые страхуют малолеток, управляют ими и заодно заградотряд и гвардия (внезапно выступают из тыла, когда там впереди серьезное сопротивление). Потом уже прутся четырехколесные фургоны, в которых едут бабы и творческая интеллигенция. С местными покоренными племенами обычно подписываются те или иные договоры, но это по ситуации, индийские доарийские племена например в касту неприкасаемых только включались. С другой стороны, в других местах образовывали смешанные народы из арийцев и неарийцев (например, хетты), причем вплоть до потери языка и расы (как в Китае, где был в течение пятисот лет утрачен арийский язык, а за полторы тысячи лет и белая раса).
Сохранилось обозначение лодки (*néh₂us), по всей видимости, лодки использовались для пересечения рек и озёр. Различается еще два вида лодки и есть слово для чего-то, что плывет по воде вообще. Рыба ловится на крючок *hongos либо сетью *h1ekts.
Хорошо знакомо кипячение чего-то, варение, жарение и так далее. Известен древесный уголь (*h2onglos), и есть слово для него же горящего, то есть использовался для поддержания огня.
Для изготовления веревок используется конопля, ИЕ-название которой в латыни полностью сохранилось, *kannabis. Использование ее для курения не зафиксировано.
Развитая керамика и технологии ее производства. Одежда: плащ, украшение, туника, кольцо.
Индроевропейцы строили (*dem-) дома (*domos) и в домах были кровати (*loghos), стулья (*sedes) и двери (*dhwōrs). Двери были из двух створок, и потому слово обычно было в двойственном числе. Пол мог быть земляным или деревянным. Некоторые дома были на столбах, тогда пол (висящий на столбах над землей) назывался *bhidhnos.
В центре дома находится очаг (*h2eh2tres), вокруг которого и происходят все домашние обряды. Значительная часть домашних ритуалов связана с необходимостью постоянно поддерживать огонь в очаге. Хранители очага - маленькие дети, пока взрослые работают, они смотрят, чтобы огонь не погас.
Форма дома была различная и зависела от внешних условий, какого-то национального типа жилища не было.
Вообще слов, обозначающих разные части дома, довольно много:



Поселения были укрепленными, в языке много слов для крепости, форта и вообще укреплений. Известно также и что-то вроде замка (укрепление на горе), *dhunos .
Языку хорошо известны улицы и дороги. Ставили примитивные статуи (стеллы), смысл которых до сих пор неясен. Являются примитивным скульптурным изображением людей, но кто это - вожди, герои, боги, первочеловек, и вообще зачем это - до сих пор дискуссионно.
Символ окончательного решения вопросов - круг (*serks), он же означает и возврат долга.
Важным понятием является *meits, то есть обмен. Он не должен быть средством наживы, а быть взаимовыгодным (в само слово заложена идея взаимности). Важным арийским обычаем было дарить друг другу подарки, любое заключение каких-то дружеских или союзнических связей сопровождается обменом подарками. Воздаяние за дары является моральным обязательством в арийской культуре, поэтому принять любой подарок является обязательством подарить равноценный.
Представители одного рода были обязаны помогать друг другу, что тоже в принципе было и формой обмена материальными ценностями (внутри рода). Как у рода, так и у племени был некоторый общак на критические случаи.
Кроме того, существовали обязательства по бесплатной поддержке случайно попавшего в деревню постороннего, если он не был врагом. Тогда он подпадал под законы гостеприимства.
Это все не означает коммунизма - частная собственность вполне себе была, были богатые, бедные и даже касты. Просто считалось морально обязательным помогать другим, в особенности членам своей семьи, своего рода и потом своего племени.
Есть однако слова типа "платить", "купить", "продать" - исследователи склонны считать, что они обозначают отношения между родами и племенами. Была популярна торговля драгоценностями, например янтарными ожерельями.
Хорошо известны и языку и культуре различные состязания и призы за них.
По сравнению с другими народами арийцы всегда твердо настаивали на честности сделок, у нас даже нет в праарийской литературе героя-обманщика, традиционного для других народов. "Правдивый ариец" - распространенный стереотип в нашей литературе о самих себе. Семитами и египтянами поэтому воспринимались как жесткие люди, с которыми хрен договоришься, потому что у арийцев правда всегда одна.

image Click to view


Такая подчеркнутая честность, мне кажется, и послужила причиной того, что арийцы основали позднее философию, начали доискиваться до подлинного смысла жизни, не удовлетворяясь готовыми решениями, которые предлагала мифология.

индоевропейская культура, 4096

Previous post Next post
Up