Царицын-Сталинград-Волгоград

Jan 08, 2012 14:31

Оригинал взят у olga_kozak в Царицын-Сталинград-Волгоград
Оригинал взят у tandr65 в Царицын

ЦАРИЦЫН

С древнейших времён междуречье Волги и Дона являлось перекрёстком водных и сухопутных торговых путей. Здесь располагались наиболее удобные перевозы и волоки между реками.
После присоединения к России Астраханского ханства в 1556 году в стратегически важных пунктах Волжского торгового пути были размещены летние стрелецкие караулы, которые следили за поддержанием порядка на Волге и прилегающих степных дорогах.


Многочисленные жалобы ногайских послов на разбой "воровских" казаков, а также частые нападения кочевников на торговые суда, поход турок и крымцев через Переволоку на Астрахань в 1569 году в надежде изгнать русских из Нижнего Поволжья вынудили Ивана Грозного и бояр заняться преобразованием станичной и сторожевой службы на юге страны. В ходе реформы сеть летних караулов в Нижнем Поволжье была усилена.
Во второй половине 80-х годов XVI века русское правительство, после многочисленных татарских вторжений и народных восстаний поволжских народов, едва не покончивших с русским владычеством в Нижнем и Среднем Поволжье, приступило к совершенствованию волжской оборонительной системы. В кратчайшие сроки были построены крепости (остроги) Царёвококшайск, Санчурин, Самара, Царицын, Саратов, Терки, Царёв-Борисов.
Царицынская крепость, по данным документов Разрядного приказа, была построена в 1589 году на Царицыном острове. Поначалу её называли "Новый город на Царицыне острове", затем "Царёв город на Царицыне острове" и лишь несколько лет спустя "Царицын". Внутренняя застройка деревянной крепости, как и во многих русских крепостях того времени, велась стихийно, сообразуясь с рельефом местности и направлениями дорог. Помимо жилых построек упоминаются воеводская изба, церковь, таможня и тюрьма.
Населяли крепость стрельцы, служилые казаки и их семьи, а также "гулящие люди" общей численностью не более трехсот человек. Администрацию Царицынской крепости в 1589-1608 годах обычно возглавляли два воеводы и дьяк. В административном отношении гарнизон и крепость подчинялись приказу Казанского дворца, где они получали хлебное и денежное жалованье.
Царицынские стрельцы и казаки, помимо охраны крепости, несли "отъезжую службу": сопровождали караваны торговых судов, посольств, ловили разбойников и "гулящих людей", следили за действиями татар и казаков.
Лихолетье начала XVII столетия уничтожило в Нижнем Поволжье многое из того, что русский народ создавал десятилетиями. Астрахань была разорена, крепости Царицын и Саратов сожжены. Пришли в упадок сторожевая служба, торговля, заброшены соляные промыслы, рыбные ловли.
С 1614 года правительство нового царя, Михаила Романова, взялось за восстановление сторожевой службы на Волге. Новая Царицынская крепость была восстановлена уже на высоком правом берегу Волги при впадении в неё реки Царицы. Судя по старинным гравюрам и описаниям, она была возведена в соответствии с техническими правилами построения русских городов на окраинах в XVII веке.


Царицын принадлежал к категории "заказных" городов, в окрестностях которых царь из-за военной опасности запрещал отводить земли под посад и раздавать поместья служилым людям. Все постройки находились на территории крепости: воеводский двор, таможня, кружечный двор, житница, зелейный погреб и другие казённые сооружения, а также стрелецкие дворы. Здесь же располагались две церкви. За стенами города, у небольшого залива на месте современного речного вокзала, имелись портовые постройки.
В XVII веке основное население крепости по-прежнему составляли стрельцы - от трехсот до четырехсот человек, которые охраняли крепость, сопровождали речные суда, посольства, торговые караваны.
Воеводами в Царицын, как правило, направлялись московские дворяне или стольники, поэтому он имел более высокий статус, чем Саратов.
В начале 20-х годов XVII века гарнизонам восстановленных волжских крепостей удалось навести порядок на Волге. По великой русской реке пошли караваны в Персию, Среднюю Азию и Закавказье.
Массовый наплыв на Дон в первой половине XVII века беглецов привел к перенаселению старых казачьих городков и юртов, породив серьёзные затруднения в обеспечении станиц продовольствием. Казаки пытались решить свои проблемы традиционным путем - военными набегами. Восстановленные после Смуты Саратов и Царицын мешали донцам "казаковать" на Волге и Каспийском море. Разрыва связей Дона с Россией вольные казаки не хотели, на Волге "воровским делом" не занимались, именно поэтому главным объектом нападений избрали татарские и турецкие поселения по берегам Азовского и Чёрного морей. В 1632 году на левом берегу Волги расселились калмыки.
В середине 40-х годов XVII века, после оставления казаками Азова, крымские и кубанские татары и турки огнём и мечом прошлись по Подонью и югу России. Новому царю, Алексею Михайловичу, пришлось мобилизовать значительные силы и ресурсы, чтобы остановить вторжение в Россию. Царицын, располагавшийся в районе кратчайших путей из Волги в Дон, превратился в важнейший перевалочный пункт снабжения воюющего с турками и крымчаками Войска Донского. Царицынские стрельцы переправляли на Дон провиант и снаряжение.
Во второй половине XVII столетия отношения между московскими властями и донскими казаками ухудшились. Неудачи в войне с крымчаками и турками закрыли донским казакам выход в Чёрное и Азовское моря. Царь и его окружение взяли курс на более жёсткое административное подчинение Войска Донского Москве. На Дону поднялась волна казачьих восстаний, крупнейшими из которых были бунты под предводительством Степана Разина и Кондратия Булавина. Казаки пытались прорваться через Волгу на Каспий. Но на пути стоял Царицын. Несколько раз город оказывался в руках восставших. Восстания казаков послужили толчком к усилению правительственного контроля на Дону и укреплению Волжской оборонительной системы. Царицынская крепость была отремонтирована, а численность её гарнизона доведена до 748 человек.
Пётр I был первым из русских царей, посетивших Царицын - во время азовского (1695) и персидского (1722) походов. Придавая важное значение Царицыну как сторожевой крепости на юго-восточных границах Российского государства, Пётр I лично участвовал в разработке проекта реконструкции Царицынской крепости. А незадолго до этого, в 1718-1720 годах, по указанию Петра было построено уникальное для того времени фортификационное сооружение - сторожевая укреплённая линия протяжённостью 60 км между Волгой и Доном - Царицыном и Паньшино. В 1731 году было учреждено Волжское казачье войско с центром в Дубовке.
Возведение сторожевой линии открыло широкие возможности для заселения земель к северу от Царицына донскими казаками, жителями великорусских земель, украинцами, народами Поволжья. С 1765 года берега Волги начинают заселять первые иностранцы, привлечённые большими льготами, обещанными в манифестах Екатерины II. В результате по берегам Волги возникло 102 немецких колонии. Тогда же в 28 километрах от Царицына на почтовом тракте Саратов - Астрахань появилась колония Сарепта. В те же годы были основаны сёла Бекетовка, Отрада, Винновка, Городище и др.


Гражданский облик города как и рост населения изменялись медленно. Единственное, что способствовало перестройке расширению города, - часто повторяющиеся пожары(1728, 1791, 1793), вынуждавшие жителей перебираться на новые места. Город был в основном деревянным, и только возвышавшиеся над ним церкви каменными. Иоанно-Предтеченская (самое древнее сооружение в городе, построенное из дерева в 1664 году и восстановленное из камня к 1703 году), Успенская (1718), Святотроицкая (1720) и Преображенская (1771).
В 1774 году Царицын пытался безуспешно взять Емельян Пугачёв.
В 1776 году с присоединением к России Крыма и Кубани границы государства отодвинулись далеко на юг. Была упразднена Царицынская сторожевая линия, Волжское казачье войско переведено на Кавказ. Царицын утратил свое значение как сторожевая крепость.


По указу сената в конце 1796 года Царицын из упразднённой Саратовской губернии был передан в Астраханскую, в составе которой находился до 1798 года. Крепость постепенно стала превращаться в город. На рубеже XVIII и XIX столетий в ней проживало чуть больше тысячи жителей.
Утверждённый Александром I в 1820 году план переустройства Царицына стал по существу генеральным планом, который упорядочил хаотичное развитие города, "расползавшегося" от крепости предместьями. Правильную квадратную планировку получили Зацарицынский и Преображенский форштадты.
Крепость, которая стала считаться старой частью города, оставалась на плане без изменений. В ней было 25 жилых кварталов и две продольные улицы.
Застраивался Царицын по плану 1820 года крайне медленно. К 1838 году в городе имелись уездное училище, казначейство, почтовая контора, военная больница, гостиный каменный ряд, много частных заведений, большое количество деревянных амбаров и лавок. В Преображенском форштадте появились две вновь построенные церкви, Преображенская и Скорбященская, тюремный замок, казённые хлебные и винные магазины, купеческие амбары. В Зацарицынском форштадте действовали две ярмарки - Троицкая и Ивановская.


Более динамично город развивался со второй половины XIX столетия. За короткое время Царицын превратился в крупнейший торговый, а затем промышленный узел Нижнего Поволжья, через который пролегли всё более крепнущие связи между центральной и южной частями России. Значение торговых путей между Волгой и Доном стало возрастать.
В крае была построена третья в России Волго-Донская железная дорога. Через шесть лет, в 1868 году, было начато и в том же году закончено строительство Грязе-Царицынской железной дороги, а в 1897 году была открыта Царицын-Тихорецкая железная дорога. Связь с пристанями осуществляли Волжская станция и железная дорога, соединившая по берегу Волги лесные и соляные причалы с основными железнодорожными магистралями. Город превратился в мощный узел железнодорожных и судоходных путей. За короткое время он вырос в крупнейший торговый и перевалочный пункт не только на Волге, но и в стране.
Развитие торговли способствовало бурному росту промышленности в Царицыне. Поначалу быстро развивались переработка леса, соли, рыбы, горчицы, в дальнейшем - металлургическая, металлообрабатывающая и нефтеперерабатывающая промышленность. Лесозаводы размещались в трех узлах: в Зацарицынской части, Ельшанке (четыре завода Максимова) и Бекетовке. Соляная пристань и при ней пять соляных мельниц, шесть паровых мельниц располагались в городе, заводы по переработке горчицы - в Сарепте.
В 1880 году был построен нефтепромышленный городок, принадлежавший шведской фирме "Нобель". В 1897 году с привлечением капиталовложений французских и бельгийских фирм был сооружен металлургический завод "Урал-Волга" ДЮМО (ныне завод "Красный Октябрь"). Строительство металлургического завода повлекло за собой возникновение 16 металлоперерабатывающих предприятий (гвоздильного, проволочного и др.).


Бурное торгово-промышленное развитие Царицына сопровождалось исключительно быстрым ростом населения, который в свою очередь вызвал усиленную застройку города.
К 1900 году в городе проживало 63 тыс. человек, насчитывалось 189 действующих предприятий. В 1913 году появился трамвай. Перед первой мировой войной Русское Акционерное общество артиллерийских заводов при техническом руководстве и содействии английской фирмы "Виккерс" приступило к строительству крупнейшего не только в России, но и в Европе орудийного завода (ныне завод "Баррикады"). Царицын стал промышленным и торговым центром всего юго-востока.
В ноябре 1917 года в городе установилась советская власть. В силу своего стратегического положения, являясь связующим звеном с Кавказом, город имел важное значение в деле снабжения страны продовольствием и топливом. Поэтому в годы Гражданской войны Царицын и его окрестности были ареной жестоких сражений Красной Армии с белой гвардией. За героическую оборону город 14 мая 1919 года был награждён почетным революционным Красным знаменем, а 14 апреля 1924 года - орденом Красного знамени.
Гражданская война нанесла большой урон городу: были разрушены жилые и культурно-бытовые здания, выведены из строя городская электростанция, водопровод и канализация, почти полностью разрушены многие промышленные предприятия.
Восстановление Царицына началось с металлургического, лесопильного и деревообрабатывающего заводов, которые в дореволюционный период производили почти четверть всей промышленной продукции. Постепенно возрождались предприятия пищевой, мукомольной, кондитерской промышленности, строились новые. Уже в 1924 году начали функционировать чулочно-трикотажная фабрика и швейная фабрика им. 8 Марта, вновь построенные предприятия деревообрабатывающей и пищевой промышленности.

Подготовлено по материалам сайта ВолГУ .

Френд
 olga_kozak предложила поделиться знаниями об истории старого Царицына  - Сталинграда. Не могу отказать женщине (принцип!!!:))), мало того, такой симпатичной и обаятельной... Тема реально обалденная, ибо мы, волгоградцы, живущие в 21-м веке, среди хрущовок :брежневок, теперешних новоделов  и прочих говнобудок, в отличие от саратовских, астраханских и проч., жмвущих большей частью в  реальных дореволюционных и довоенных постройках,, не можем себе представить: что мы потеряли в период коллектмвизации, индустриализации


Итак:
Реальное училище в Царицыне открылось в 1907 г. Подобные учебные заведения были учреждены в России еще в 1872 г. и предполагали 6-ти летний курс обучения, плюс седьмой дополнительный класс. Главный упор делался на основные (реальные) предметы: математику, физику, естествознание, современные иностранные языки, рисование и черчение.

По окончанию реального училища обычно поступали в технические, торговые, промышленные учебные заведения, за исключением университетов. С момента основания училища директором его был Василий Васильевич Косолапое - тайный советник. Когда в 1914 г. его торжественно проводили на заслуженный отдых, директором назначили Сергея Марковича Демидова - преподавателя математики. Надо сказать, что основные предметы вели только учителя с I-м высшим образованием. Ученики реального училища носили форму темно-зеленого цвета с желтым кантом, что и становилось причиной многочисленных насмешек от гимназистов Александровской гимназии, которая располагалась по соседству.
Два раза в год (на Масленицу и Рождество) в реальном училище устраивались вечера с приглашением гимназисток.
Учились в реальном училище дети тех, кто имел стабильный заработок и мог вносить 65 рублей в год за обучение. 65 рублей по тем временам немалая сумма, и даже в обеспеченных семьях деньги на оплату учебы откладывались постепенно.
Во время Великой Отечественной войны здание реального училища сильно пострадало.
В 1950 г. архитектор А. С. Кулев приступил к проектированию здания для администрации Обкома КПСС и Областного Совета депутатов трудящихся. Решением исполкома Горсовета был отведен земельный участок по Октябрьской улице (бывшей Александровской, ныне проспект им. В.И. Ленина) для проектирования на нем административного здания с использованием здания царицынской мужской Александровской гимназии и реального училища.
В настоящее время сложный по конфигурации объем состоит из построенного в 1875 г. здания Александровской гимназии, пристроенного в 1910 г. В. И. Миллером театрального зала (со стороны улицы Пушкина), здания, построенного в 50-х годах, повторившего абрис Реального училища (1907 г.), объединенных общим классическим портиком со стройным рядом колонн.
Трехэтажное с подвалом кирпичное здание расположено под углом к красной линии, что обусловлено изломом бывшей Александровской улицы и выходит главным юго-восточным фасадом на проспект имени В.И. Ленина.
Архитектурный облик памятника выдержан в формах неоклассического стиля с величественным, монументальным, криволинейного очертания, многоколонным классическим портиком большого ордера, завершенным аттиком. Колонны портика венчают капители с советской символикой. Портик украшен кессонами с розетками. Прямоугольные окна фасада декорированы рамочными наличниками, по второму этажу - прямыми сандриками на консолях и фигурным профилем. Между 2-м и 3-м этажами проходит междуэтажный пояс. Главный юго-восточный и юго-западный фасады декорированы квадровым рустом. Над зданием четырехскатная крыша.
«Здание обкома КПСС и Облисполкома» (ныне - «Администрация Волгоградской области») является образцом административного здания первой половины 1950-х годов.

Царицын, Сталинград, фото, архитектура

Previous post Next post
Up